• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Дополнительное образование детей в России столь пестро и мозаично, что не всегда укладывается в стандарты. Под ним понимаются очень разные явления: от музыкальных школ до стратегических игр в социальных сетях, научных шоу, мультимедийных проектов, студий граффити. Многие новые формы рождаются в ответ на ожидания семей и не вписываются в строгие определения. Так или иначе, в этой сфере образования есть признаки выстраивания в систему, рассказал аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Борис Куприянов.
Для студентов, приступающих к изучению английского языка, важно научиться хорошо говорить на английском языке. Однако будущие профессионалы не всегда осознают, что именно подразумевается под этим умением, пришли к выводу в ходе исследования доценты кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Мария Курьян и Елена Воронина.
Генетические исследования со временем смогут внести ощутимый вклад в апгрейд образования. Они помогут подбирать индивидуальные подходы к обучению детей, чтобы улучшить их образовательные результаты. Пока предсказать способности ребенка с помощью генетики сложно, но ученые постепенно накапливают материал по предикторам тех или иных качеств. Воздействие генов и среды на развитие человека, факторы успешности обучения, недавние открытия генетики и прогнозы ее развития стали главными сюжетами доклада приглашенного профессора НИУ ВШЭ, международного эксперта в области поведенческой генетики Юлии Ковас.
В эпоху изобилия университетов рейтинги позволяют определить место вуза среди себе подобных. Ранжирование имеет смысл строить на основе big data — больших данных, которые создают более точную картину качества образования в учебном учреждении. Для оценки прогресса в знаниях студентов стоит, в частности, анализировать массив работ учащихся, а для измерения общей атмосферы в университете пригодится и такой источник данных, как коммуникации сообщества вуза в Facebook, Twitter и других социальных медиа, считает руководитель Центра по исследованиям инноваций в образовании НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.
В условиях мировой «рейтинговой лихорадки» университетам важно не потерять собственное «я»: продвигать науку, но не забывать и о преподавании. Также нужно стараться не допускать сравнений между научными дисциплинами по вкладу в движение университета на лидерские позиции в международных рейтингах вузов, рассказала директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич.
Многие учащиеся, специализирующиеся на менеджменте, с трудом прогнозируют свой карьерный путь даже на ближайшие пять-десять лет. Часть студентов явно идеализируют свое будущее, рассчитывая на стремительный профессиональный взлет. Они полагают, что к тридцати годам смогут стать топ-менеджерами в средних и крупных организациях и в работе никогда не повторят ошибок собственных начальников и преподавателей. Доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Светлана Сатикова изучила карьерные ожидания будущих управленцев.
Наука и образование, казалось бы, всегда связаны с приобретением человеком новых знаний. Но существуют и деструктивные технологии, когда организаторы обучения либо намеренно препятствуют получению учащимися новых компетенций, либо дезинформируют их, снижая багаж знаний своих учеников, а по сути, манипулируя их сознанием. Негативные образовательные стратегии изучил в ряде работ профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков.
Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ – младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок, аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев.
Уровень образования напрямую влияет на вероятность трудоустройства молодых россиян. Для молодежи с профессиональным образованием, особенно высшим, риски безработицы и время поиска первой работы меньше. Наибольшие шансы не найти работу имеют 20% россиян в возрасте до 29 лет, которые закончили лишь среднюю школу и не получили профессионального образования. Период их незанятости может оказаться весьма длительным, выяснила в ходе исследования профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская.
Поступление в вуз после окончания колледжа – вот путь, которого придерживаются небогатые семьи, если они сомневаются в успешной сдаче ЕГЭ, но стремятся дать возможность своим детям получить престижную профессию и повысить социальный статус в обществе. Обучение в колледже при вузе снижает риски. Его выпускникам проще поступить в институт, а в случае фиаско на экзаменах у них есть запасной путь: работа по профессии, полученной в среднеспециальном учебном заведении. Исследование научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург.
Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний – одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.
Круг общения студентов влияет на их успеваемость. Чем больше отличников среди друзей в социальных сетях, тем лучше оценки учащегося. Своими успехами одни люди способны стимулировать усердие других, выяснили сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, София Докука и Диляра Валеева.