• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Госзакупки
Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартующей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
В настоящее время нет общепринятых методик, с помощью которых можно измерить уровень коррупции в системе госзакупок. Между тем коррупция в этой сфере – один из факторов, негативно сказывающихся на развитии российской экономики. Сотрудники Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Анна Бальсевич и Елена Подколзина по результатам исследования разработали систему индикаторов, которая может помочь выявлению и измерению коррупции в системе госзаказа.
Госзакупки в России – дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию в данной сфере, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но доля издержек заказчика при закупке в РФ все равно многократно выше, чем в ЕС. Для простых недорогих контрактов формализованная процедура госзакупок оказывается неэффективна, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика»
Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы»
Реформированный порядок проведения госзакупок может сэкономить бюджету более 1 трлн рублей в 2014 году. Первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин рассказал о разработках экспертов Высшей школы экономики на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при правительстве
Процедуры электронных аукционов оказываются неэффективными в сравнении с другими способами госзакупок. Исследование Андрея Яковлева, Александры Башиной и Ольги Демидовой показывает, что электронные торги сложнее традиционных и при этом ничуть не защищают от возможного сговора сторон
Закон о закупках госкомпаний (223-ФЗ) затрудняет ведение предпринимательской деятельности, приводит к существенным необоснованным издержкам хозяйствующих субъектов и потерям общественного благосостояния. Исследование Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
Информационная прозрачность при проведении госзакупок ведет не только к снижению цен. При наличии крупных игроков, значительно превосходящих прочих участников рынка, прозрачность может вести к снижению конкуренции. Исследование Анны Бальсевич, Светланы Пивоваровой, Елены Подколзиной