• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Вузы
В эпоху изобилия университетов рейтинги позволяют определить место вуза среди себе подобных. Ранжирование имеет смысл строить на основе big data — больших данных, которые создают более точную картину качества образования в учебном учреждении. Для оценки прогресса в знаниях студентов стоит, в частности, анализировать массив работ учащихся, а для измерения общей атмосферы в университете пригодится и такой источник данных, как коммуникации сообщества вуза в Facebook, Twitter и других социальных медиа, считает руководитель Центра по исследованиям инноваций в образовании НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.
В условиях мировой «рейтинговой лихорадки» университетам важно не потерять собственное «я»: продвигать науку, но не забывать и о преподавании. Также нужно стараться не допускать сравнений между научными дисциплинами по вкладу в движение университета на лидерские позиции в международных рейтингах вузов, рассказала директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич.
Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ – младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок, аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев.
Поступление в вуз после окончания колледжа – вот путь, которого придерживаются небогатые семьи, если они сомневаются в успешной сдаче ЕГЭ, но стремятся дать возможность своим детям получить престижную профессию и повысить социальный статус в обществе. Обучение в колледже при вузе снижает риски. Его выпускникам проще поступить в институт, а в случае фиаско на экзаменах у них есть запасной путь: работа по профессии, полученной в среднеспециальном учебном заведении. Исследование научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург.
На смену рейтинговым агентствам должны прийти отраслевые аналитические центры, созданные на базе университетов. Они смогут предоставить инвесторам доскональную информацию о состоянии отраслей и компаний, снизив тем самым инвестиционные риски, отметил профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Владимир Уланов.
Международные программы двойных дипломов, казалось бы, – бесспорное благо. Молодежи они обеспечивают больше компетенций и карьерных возможностей, а вузам помогают обновлять учебные планы, развивать академический обмен и повышать международную репутацию. Тем не менее, к двойным дипломам в обществе остается немало вопросов, и первый из них — качество такого образования, рассказала лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио (Канада) Джейн Найт в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Возможность найти интересную, хорошо оплачиваемую работу, комфортная социокультурная среда и наличие дружеских и профессиональных контактов на новом месте – вот наиболее важные факторы для выпускников региональных вузов, планирующих переехать в другой город. Потенциал миграции среди молодых кадров изучила стажер-исследователь Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Саида Зиганурова.
Логика решений об отсеве студентов вуза напоминает судебный процесс, где студенту отводится роль подсудимого, а преподавателям – роли прокуроров и судей. Такой подход создает барьеры между учащимися и педагогами и оставляет открытым вопрос о миссии университета и профессоров в отношении студентов, отметили в исследовании сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Иван Груздев, Евгений Терентьев и Елена Горбунова.
США проигрывают другим странам в области интернационализации высшего образования, выявило исследование, проведенное Международной ассоциацией университетов (International Association of Universities - IAU). Его результаты представила эксперт по интернационализации вузов, старший научный сотрудник IAU Мадлен Ф. Грин в журнале  НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Правительствам нужно уделять больше внимания поддержке массовых университетов, с одной стороны, и элитных исследовательских вузов, с другой. Ведь первые удовлетворяют растущие потребности рынка труда, а вторые готовят ученых, которые становятся драйверами экономики знаний, отметил Филип Дж. Альтбах в новом выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Стартовая зарплата выпускника университета – уравнение со многими неизвестными. На доход влияет множество факторов: качество образования, уровень подготовки, бренд вуза, наличие опыта, социально-экономический бэкграунд семьи, ситуация на рынке труда, выяснили завкафедрой экономики труда и народонаселения, проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Виктор Рудаков. По сути, эксперты составили теоретическую матрицу для будущего мониторинга выпускников вузов, появления которого ждут все стейхолдеры системы образования: от семей до государства.
Одни преподаватели сильнее вовлечены в дела вуза, личностно переживают его неудачи и радуются успехам, а другие этого не делают. Одни готовы работать в выходные дни, помогать коллегам, выполнять разнообразную внеучебную работу, а другие стараются делать не больше, чем формально закреплено в их контрактах и должностных обязанностях. Научные исследования показывают, что одним из важных различий между первыми и вторыми является уровень из приверженности организации, выяснил младший научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Андрей Ловаков.