• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Здравоохранение
Здравоохранение становится все больше похоже на сферу услуг, в которой общение «продавца» и «потребителя» лишено понимания и сочувствия.
Программы добровольного медицинского страхования повышают доступность медпомощи для тех, кто в ней не слишком нуждается.
Ученые НИУ ВШЭ разработали новую математическую модель, описывающую развитие рака молочной железы, которая способна предсказать время появления метастазов.
Интерес к работе, желание помочь больным и деньги – вот три ключевые мотива, заставляющие российских врачей лечить качественно. Карьерные амбиции остаются на втором плане, выяснил ученый НИУ ВШЭ.
Система здравоохранения ищет пути повышения своей эффективности на фоне отсутствия роста государственного финансирования. В то же время структурные диспропорции в отрасли нивелируются медленно, многие вопросы совершенствования медпомощи остаются нерешенными.
Российским врачам, по их собственным оценкам, стало труднее оказывать пациентам своевременную, доступную и качественную медпомощь. Контроль со стороны множества инстанций увеличился, нагрузка на медиков возросла, а собственно лечебные опции оказались более жестко лимитированы. В таких условиях врачам трудно следовать своему профессиональному долгу, подчеркнул в исследовании доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Владимир Николаев.
От коммерческих клиник пациенты ожидают своевременных и более качественных медуслуг по сравнению с государственными. Причем под качеством клиенты подразумевают действенное лечение вкупе с хорошим сервисом – комфортными условиями пребывания в медучреждении и созданием чувства защищенности. Но частные клиники не всегда готовы обеспечить такой сервис. Их персоналу порой не хватает простой вежливости и сочувствия к клиентам, а повышенное внимание к пациентам такие врачи трактуют как утрату собственного достоинства, выяснила в ходе исследования замзаведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Елена Тарасенко.
Модель общения между врачами и пациентами меняется. Доктора оказывают больным медицинскую помощь, но минимизируют сопереживание. Они все чаще ощущают себя обычными рыночными игроками. Пациенты же ждут от медиков внимания и эмпатии. Компромиссом служит формула, которой следуют многие врачи: лечение без человеческого сочувствия к больным невозможно, хотя эти эмоции и нужно дозировать, выяснила стажер-исследователь Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Евгения Подстрешная.
Алгебра против рака. Математики НИУ ВШЭ разработали модель, которая позволит повысить эффективность лечения при остром лимфобластном лейкозе у детей. Анализируя персональные данные больных с этим диагнозом, ученые смогли рассчитать, какой из методов терапии предпочтительнее для той или иной группы пациентов. Теперь слово за медиками, им предстоит интерпретировать полученный результат и дать по нему клиническое заключение. Положительный результат будет означать еще один шаг в развитии персонализированной медицины в России.
Политика в области профилактики ВИЧ среди наркопотребителей в разных странах серьезно отличается. Причем лучшие экономические показатели не означают автоматически более развитой системы профилактики болезни. К такому выводу в ходе конструирования специального индекса профилактики ВИЧ среди наркопотребителей* пришел старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Петр Мейлахс.
Быть здоровым в России все еще не престижно. Как бы ни продвигали здоровый образ жизни социальная реклама, СМИ и сами медики, россияне по-прежнему пускают болезни на самотек. Более того, нарушения здоровья оказываются психологическим козырем в повседневном общении, способом привлечь к себе внимание. Нужно создать систему поощрений для людей, которые следят за своим здоровьем, и тем самым поддержать престиж самосохранительного поведения, отметил профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Александр Линденбратен.