• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Менеджмент
Предприятиям с государственным участием не хватает прозрачности.
У будущих российских менеджеров проблемы с планированием собственной карьеры, а состоявшиеся управленцы и владельцы компаний не торопятся готовить себе преемников.
В условиях экономического кризиса российские компании снижают издержки, увольняя одних сотрудников, и придумывают способы, как заставить других работать больше и лучше за те же или меньшие деньги. Сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Ольга Зеленова и Кира Решетникова проанализировали опыт предприятий, занятых оптимизацией персонала.
Большинство рядовых сотрудников и значительная часть менеджеров не получают информацию о бизнес-стратегиях своих компаний, а четверть рабочих и служащих не информирована об организации работы на предприятии. Российские бизнес-структуры заботятся о развитии персонала, создании кадрового резерва, внедряют современные технологии коммуникаций, но обычно используют их для передачи распоряжений сверху вниз. Практики развития персонала и системы внутрикорпоративных коммуникаций проанализировали сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Кира Решетникова и Ольга Зеленова.
Современный коуч должен обладать широким набором компетенций, чтобы вызвать доверие клиента и мотивировать его на дальнейшую работу. Если компания заказывает коучинг для своих сотрудников, то важно обеспечить доверительную обстановку и исключить ситуации, в которых работники чувствовали бы, что они находятся под прессингом, подтверждают результаты исследования доцента департамента психологии НИУ ВШЭ Алексея Улановского.
Сотрудники компаний, которые слишком заботятся об экономических показателях, склонны меньше внимания уделять запросам клиентов. Между тем, клиентоориентированность бизнеса становится одним из наиболее перспективных трендов в управлении. Аспирант Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ Ксения Клепнева проанализировала факторы, которые повышают клиентоориентированность персонала фирм в развитых и развивающихся экономиках.
Чем выше уровень коррупции и сильнее рыночная конкуренция, тем чаще во главе предприятия становится его собственник, а не наемный топ-менеджер. Периодическая смена директоров повышает эффективность компании, но излишнее рвение в борьбе с «окопавшимися» менеджерами может негативно сказаться на экономических показателях, отметил замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников в исследовании «Мобильность и идентичность руководителей российских промышленных предприятий».
Российская система корпоративного управления работает эффективно. Снижение показателей рентабельности быстро приводит к смене гендиректора и изменению бизнес-стратегии компании. Во время экономического кризиса владельцы компаний меняют топ-менеджеров чаще, выяснили экономисты НИУ ВШЭ – замзаведующего Лабораторией исследований рынка труда Сергей Солнцев и студентка факультета экономических наук Алена Пентюк.
Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
Ситуация в экономике не может не сказаться на подразделениях транснациональных корпораций, работающих в России. Есть вероятность, что ухудшение финансирования приведет к слому уже сложившихся в них систем управления человеческими ресурсами, выяснили профессор факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Гурков и декан факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Евгений Моргунов.