• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Менеджмент
Большинство рядовых сотрудников и значительная часть менеджеров не получают информацию о бизнес-стратегиях своих компаний, а четверть рабочих и служащих не информирована об организации работы на предприятии. Российские бизнес-структуры заботятся о развитии персонала, создании кадрового резерва, внедряют современные технологии коммуникаций, но обычно используют их для передачи распоряжений сверху вниз. Практики развития персонала и системы внутрикорпоративных коммуникаций проанализировали сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Кира Решетникова и Ольга Зеленова.
Современный коуч должен обладать широким набором компетенций, чтобы вызвать доверие клиента и мотивировать его на дальнейшую работу. Если компания заказывает коучинг для своих сотрудников, то важно обеспечить доверительную обстановку и исключить ситуации, в которых работники чувствовали бы, что они находятся под прессингом, подтверждают результаты исследования доцента департамента психологии НИУ ВШЭ Алексея Улановского.
Сотрудники компаний, которые слишком заботятся об экономических показателях, склонны меньше внимания уделять запросам клиентов. Между тем, клиентоориентированность бизнеса становится одним из наиболее перспективных трендов в управлении. Аспирант Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ Ксения Клепнева проанализировала факторы, которые повышают клиентоориентированность персонала фирм в развитых и развивающихся экономиках.
Чем выше уровень коррупции и сильнее рыночная конкуренция, тем чаще во главе предприятия становится его собственник, а не наемный топ-менеджер. Периодическая смена директоров повышает эффективность компании, но излишнее рвение в борьбе с «окопавшимися» менеджерами может негативно сказаться на экономических показателях, отметил замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников в исследовании «Мобильность и идентичность руководителей российских промышленных предприятий».
Российская система корпоративного управления работает эффективно. Снижение показателей рентабельности быстро приводит к смене гендиректора и изменению бизнес-стратегии компании. Во время экономического кризиса владельцы компаний меняют топ-менеджеров чаще, выяснили экономисты НИУ ВШЭ – замзаведующего Лабораторией исследований рынка труда Сергей Солнцев и студентка факультета экономических наук Алена Пентюк.
Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
Ситуация в экономике не может не сказаться на подразделениях транснациональных корпораций, работающих в России. Есть вероятность, что ухудшение финансирования приведет к слому уже сложившихся в них систем управления человеческими ресурсами, выяснили профессор факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Гурков и декан факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Евгений Моргунов.
Компании с децентрализованной системой управления в среднем более эффективны, чем фирмы, в которых генеральный директор старается держать все под собственным контролем. Риск централизации выше, если организацией управляют семейные кланы, выяснила в ходе исследования научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний – одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.
Повышение эффективности компании во многом связано с инициативностью менеджеров среднего звена. Они должны быть не просто руководителями отделов, а лидерами проектов и команд, иметь стратегическое видение развития бизнеса и возможность вмешиваться в вопросы управления, выяснила в ходе исследования доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева.
Сотрудники одной и той же компании по-разному понимают роль неформального лидера в организации. Социальные представления о таком человеке варьируются в зависимости от пола и занимаемой должности, пришли к выводу в ходе исследования Людмила Почебут и Елена Газогареева. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология».
Специалисты, работающие в сменном графике, живут в ситуации рассогласования между субъективным и социальным временем. У них меньший горизонт планирования событий, и они чаще действуют в зависимости от ситуации по сравнению с людьми, работающими в обычном режиме, говорится в статье исследователя Университета Оксфорд Брукс (Oxford Brookes University) Оксаны Гараниной, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология».