• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Урбанистика
В городах, где в советское время главным занятием была наука, в постсоветский период оказалось больше занятых в сфере деловых услуг и в малом бизнесе. К такому выводу пришел научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ Денис Иванов в докладе «Постсоциалистический переход и зависимость от предшествующего развития в размещении наукоемкой отрасли: пример российской отрасли деловых услуг», представленном на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) в НИУ ВШЭ
Все больше россиян стремятся переехать с севера и востока страны в ее центральную часть. Своего рода магнитами для внутренних мигрантов выступают полтора десятка крупнейших городов. Причем если в 2000-е годы максимальный отток населения был из Сибири и Дальнего Востока, то теперь больше всего людей «теряют» Северный Кавказ и Приволжье, отметили Никита Мкртчян и Лилия Карачурина в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»
Муниципальные образования в странах Евросоюза вновь переживают ренессанс в качестве институтов, оказывающих коммунальные услуги. Если в конце 1980-х – начале 1990-х в ЕС в коммунальной сфере активизировались частные компании, то теперь города возвращают утраченные позиции, – идет «ремуниципализация» публичных услуг, подчеркнул член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор Университета Гумбольдта в Берлине Хельмут Вольманн на лекции, прочитанной в НИУ ВШЭ
Большинство городов Подмосковья демонстрируют отрицательную динамику развития. Даже статус наукограда не оказывает влияния на улучшение социально-экономической ситуации, отметила профессор кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека Юлия Шитова в докладе, представленном в НИУ ВШЭ.
Европейские модели развития периферии города не применимы к Московской агломерации. К примеру, подмосковные Химки могли бы считаться окраинным городом по функциональному наполнению, но не являются таковыми с точки зрения управления и планов развития. Взгляд на московскую действительность через призму западных институтов представлен в статье Николаса Фелпса и Олега Голубчикова
Два канадских мегаполиса, принимавших Олимпийские игры – Ванкувер и Калгари – стали образцом устойчивого развития городов. Доклад профессора университета Калгари Саши Ценковой, состоявшийся в НИУ ВШЭ, освещает инициативы властей в области развития территории после проведения Олимпиады
Жизнь в современном мегаполисе может исказить естественные человеческие реакции, разрушить цельность личности и увеличить социальную дистанцию между людьми. Завкафедрой экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Александр Пузанов обрисовал психологические «издержки» жизни в большом городе
Появление у молодых жителей европейских мегаполисов большого количества свободного времени требует нового подхода к городскому планированию. Большие города нужно активнее адаптировать к курортным, рекреационным практикам, а архитектуру сделать динамичной и интерактивной, считает профессор Вышей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков
Москве нужно плотнее заселить центр, нарастить социальную инфраструктуру, перейти от многоэтажных монотонных пригородов к красивым малоэтажным, а также создать в бывших промзонах креативные кластеры с большой концентрацией рабочих мест. Тем самым столица станет более комфортной для жизни, а транспортные потоки будут разнообразнее по направлениям. Доклад Татьяны Полиди на круглом столе по урбанистикев рамках Пятой ежегодной конференции «Сабуровские чтения»
Привлечение профессиональной спортивной команды способствует развитию города, так как формирует новый центр потребления услуг и стимулирует редевелопмент территорий. Опыт США изучали профессора экономического факультета университета Альберты (Канада) Брэд Хамфрейс и Ли Чжоу в исследовании «Спортивные сооружения, агломерация и городской редевелопмент»
Сдерживание роста городов вширь увеличивает привлекательность центра, утверждает Мириам Хортас Рико в исследовании «Бесконтрольное расширение городов, упадок центра и роль политики сдерживания: опыт США», проведенном в испанском Институте экономики Барселоны
Побудить московских автомобилистов пользоваться общественным транспортом может разве что увеличение протяженности пробок и улучшение работы общественного транспорта. Исследование «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта»