• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Урбанистика
Мегаполисы часто развиваются неравномерно. Некоторые районы могут существенно отставать по уровню жизни и возможностям для горожан. Профессор кафедры маркетинга фирмы НИУ ВШЭ Кирилл Рожков в докладе на стартующей 7 апреля в Высшей школе экономики XVI Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» на примере одного из нестандартных районов Москвы провел диагностику проблем городского развития. Исследование поможет улучшить управление территориями и сделать город более комфортным.
Красота города может служить ключом к решению его политических, экономических и социальных проблем. Панорамы города, его мифология, имидж могут стать драйверами преобразований городской среды, превратить ее в более комфортную для жителей и туристов, рассказал культуролог и основоположник гуманитарной географии Дмитрий Замятин, выступивший в НИУ ВШЭ.
Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Три группы предпочитают вести оседлый образ жизни, поскольку они либо довольны местом своего проживания, либо просто пассивны. Четверть жителей городов мобильны и всегда готовы к переезду. Учет ценностей каждой из групп позволит сделать город более комфортным для всех жителей, отметила в исследовании группа ученых Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
Пятнадцать российских городов, среди которых есть крупные университетские центры, столицы республик и города с сильной региональной ориентацией, могут соперничать с Москвой и Санкт-Петербургом по уровню развития человеческого потенциала. Екатеринбург, Краснодар, Челябинск, Казань и Новосибирск даже оказались по этому показателю впереди двух столиц, выявило исследование Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, подготовленное под руководством ее декана Александра Высоковского к стартовавшему IV Московскому урбанистическому форуму
Проекты «умных городов» в России могут не только улучшить жизнь горожан, но и будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны в целом. Однако казнокрадство, дефицит финансирования и административные барьеры препятствуют  преобразованию городов в умные, отметили эксперты на круглом столе «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России», прошедшем в НИУ ВШЭ
Английский антрополог Джереми Моррис на семинаре научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ обобщил результаты многолетних наблюдений за жизнью обитателей бывших промышленных моногородов, выяснив, как существуют и чем живут «синие воротнички» – рабочий класс современной России
Москвичи, живущие в поясе между МКАД и Третьим транспортным кольцом, укоренены в своем районе и, вопреки расхожим мифам, не стремятся переехать в центр города. «Старая Москва» в их восприятии – скорее, территория отдыха, чем деловая и жилая зона. Этот стереотип поддерживает и радиально-кольцевая структура столицы, которая призвана регулировать наплыв людей в центр города, отметил Алексей Левинсон в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»
Сосредоточение ресурсов в крупнейших российских мегаполисах мешает экономическому развитию страны. Роль средних по размеру городов с населением от 150 тысяч человек постоянно снижается, они слабо развиты экономически, малопривлекательны для населения и недополучают инвестиций. В других странах наблюдается обратная тенденция, и вклад средних городов в экономику увеличивается, рассказали Константин Криничанский и Анастасия Унрау в докладе, представленном в НИУ ВШЭ
Развитие общественного транспорта и стимулирование к отказу от использования личного автотранспорта – вот способы решения транспортных проблем в крупном городе. Об этом рассказали директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин и старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Никита Крупенский на международной конференции в Сколково «Глобальные промышленные трансформации – анализ будущего развития рынка автомобильной промышленности в России (до 2030 года)»
Органы местного самоуправления не владеют полной информацией о социально-экономическом положении своих муниципалитетов. Федеральные ведомства в ряде случаев вообще не делятся ей с чиновниками на местах. Из-за этого они не могут эффективно управлять своими территориями, отметила аспирант кафедры местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко в исследовании «Двойная жизнь муниципальной власти: проблемы поиска и легитимизации отчётных данных по показателям социально-экономического развития»
В городах, где в советское время главным занятием была наука, в постсоветский период оказалось больше занятых в сфере деловых услуг и в малом бизнесе. К такому выводу пришел научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ Денис Иванов в докладе «Постсоциалистический переход и зависимость от предшествующего развития в размещении наукоемкой отрасли: пример российской отрасли деловых услуг», представленном на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) в НИУ ВШЭ
Все больше россиян стремятся переехать с севера и востока страны в ее центральную часть. Своего рода магнитами для внутренних мигрантов выступают полтора десятка крупнейших городов. Причем если в 2000-е годы максимальный отток населения был из Сибири и Дальнего Востока, то теперь больше всего людей «теряют» Северный Кавказ и Приволжье, отметили Никита Мкртчян и Лилия Карачурина в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»