• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Migration background and educational achievements in Russia

Using logit regressions and longitudinal data of schoolchildren aged 6-14 (from 1st to 8th grades) over the period 2010-2013 (four waves), this article empirically examines the impact of migration status on educational achievements in Russia.  In contrast to most of the previous empirical literature, our panel data control the impact of monotonous determinants of educational achievements, such as parental education, family income, parental professional status, and many other key background factors. Our findings suggest that migration background has no effect on educational achievements after controlling for socioeconomic status (SES), child’s health, school type, settlement, and other personal characteristics, which have statistically significant effects in distinguishing between successful and unsuccessful students.

… 
Migraciones Internacionales. 2017. No. 32.

The impact of socioeconomic status and population size on the use of the Tatar language at home

In this article we empirically study the impact of socioeconomic status and population size on the use of the Tatar language at home in Tatarstan, Russia. We use two analytical subsamples, the first one includes 709 pupils with Tatar ethnicity, and the second adds pupils reporting two ethnicities, Tatar-Russian. Based on econometric methods, principally logistic regressions, and controlling for the grade in the Russian language class, school characteristics, psychological attributes, health issues, family structure, and gender, we found a negative significant effect on the use of Tatar, that is, children from families with better material conditions, and those who live in bigger cities, are more likely to use Russian. Although Tatar seems to be well protected thanks to local language policies after perestroika, we found some warning signs for the reformulation of public policies for the maintenance and development of minority languages in Russia

… 
Tovar-García E. D., Podmazin E.
Intercultural Education. 2017.

Where Soviet and neoliberal discourses meet: the transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia

This paper studies transformations in the role of higher education in Russia as represented in official Soviet and post-Soviet policy documents between the 1950s and 2013. The focus is on the categories defining the purposes and tasks of higher education in the larger context of society and economy. There is a basic dichotomy in relation to the purposes and role of higher education, between vocational training (which is seen as a determining factor in the economic development) and personal development/education (seen as a condition of social development). The balance of these two poles, economic instrumentalism and social instrumentalism, changes throughout the history. The Soviet documents emphasized the importance of both, with the predominance of the social instrumentalism. The transitional period of the late 1980s and early 1990s is characterized by increasing humanistic discourse in regard to higher education. Later post-Soviet documents, reflecting neoliberal policies, largely abandon social instrumentalism and more exclusively promote the economic role of higher education. Economic instrumentalism is the meeting point of two historical eras, with their respective ideologies and political agendas. Connecting Soviet and neoliberal discourses highlights the importance of historical legacies in regard to the economic, applied nature of higher education, and underlines the crucial role of the state, which facilitated acceptance of neoliberal agendas in Russian society. The analysis also contributes to further understanding of the nature of the neoliberal reforms globally and in post-socialist countries.

… 
Higher Education. 2017. P. 1-18.

Влияние электромиостимуляции на силовые показатели спортсменов

Данная работа посвящена вопросом анализа действия ЭМС сигнала нестандартной формы на различные группы мышц с целью увеличения их силовых показателей. Рассмотрены разные варианты ЭМС воздействия и проведено сравнение эффективности данной формы сигнала со сигналом прямоугольной формы с обычной силовой тренировкой.

… 
Мартьянов С. С., Мартьянов П. С.
Интернаука. 2017. № 3(7). С. 39-42.
21 февраля 2017

Где и кем работают высокообразованные россияне

Цель работы – проанализировать структуру и социально-демографические характеристики работников с высшим образованием, окончивших вузы по различным направлениям подготовки, а также оценить соотношение специальности по диплому и текущего занятия работника. Эмпирической основой анализа выступают данные Обследования населения по проблемам занятости за 2014 г.

Показано, что структура работников по полученным в вузах специальностям дифференцирована по гендерным и возрастным характеристикам. Среди молодых работников существенно выше доля выпускников экономических и юридических специальностей и ниже доля имеющих высшее техническое и педагогическое образование, чем среди работников старших возрастов.

Установлено, что профессиональная структура спроса на российском рынке труда не соответствует структуре предложения дипломированного труда. Почти 30% занятых отрицают наличие связи между полученной специальностью и текущей работой. Имеет место существенная дифференциация работников по направлениям подготовки с точки зрения верности избранной профессии, вероятности восходящей и нисходящей мобильности. Наиболее благополучной является группа специалистов в области здравоохранения, самой проблемной – обладатели дипломов аграрных вузов.

… 
Демоскоп Weekly. 2017. № 713-714.

Дидактика применения информационных технологий в учебном процессе технического вуза

В современных условиях использование компьютерной техники в процессе обучения приобретает все более широкое распространение. Для объяснения нового материала и при решении задач на доске можно использовать различные формы изложения материала и применять компьютер, подключенный к проектору, для различных целей.

… 
Системный администратор. 2017. № 3.
30 ноября 2016

Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Динное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составеисловосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают блалгоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.   Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями группы продленного дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении.  

… 
Мисаренко Г.
М.: МТО Инфо, 2017.
1 февраля 2017

Интеграция немусульман в «османский социум» с использованием реформ в сфере образования в 1839-1876 гг.

В представленной статье рассматривается система образования Османской империи в период танзиматских реформ, которая была использована османскими правящими кругами для воспитания лояльных подданных среди немусульманской части населения, а также для интеграции немусульман в единое «османское общество». Обеспечение лояльности немусульманских подданных к империи, по убеждению османских правящих кругов, послужило бы гарантом целостности османского государства. В статье делается попытка на примере армянского миллета выяснить отношения немусульман к проводимым реформам.

… 
Карташян А. З.
Страны и народы Востока. 2017. №  XXXVII.
22 ноября 2016

Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций

Учебник  предназначен для учащихся общеобразовательных организаций, начинающих изучать китайский язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса. Подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сбалансированная структура учебника, большой объём страноведческих знаний, аутентичность текстов, педагогически выверенные материалы для аудирования и тренировочных упражнений, привлекательный дизайн, созданные с учётом возрастных особенностей обучающихся и лучших современных образовательных практик, направлены на успешную реализацию целого ряда подходов в преподавании китайского языка школьникам, прежде всего, межкультурного коммуникативного. Использование материалов данного учебника в учебном процессе направлено на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов.

… 
Сизова А. А., Чэнь Ф., Чжу Ч.
М.: Просвещение, 2017.

Китайский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций

Учебно-методический комплект  по китайскому языку для 5 класса общеобразовательных организаций линии «Время учить китайский!» предназначен для учащихся, изучающих китайский язык в качестве второго иностранного языка. Книга для учителя является одним из основных компонентов учебно-методического комплекта по китайскому языку для 5 класса. Книга для учителя соответствует содержанию основного компонента УМК – учебника, подготовленного в соответствии с личностными, метапредметными и предметными требованиями ФГОС основного общего образования к результатам освоения программы. Настоящее издание содержит  методические рекомендации, примерные разработки уроков, календарно-тематическое планирование и другие материалы в помощь учителю.

… 
М.: Просвещение, 2017.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) как способ повышения мотивации к изучению английского языка для специальных целей (ESP)

В статье рассматриваются результаты интеграции иноязычных массовых открытых онлайн курсов (MOOK) в учебную программу дисциплины «Английский язык для специальных целей» (English for specific purposes - ESP) на факультете бизнес-информатики Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Экспериментальное обучение показало, что интеграция MOOK компонента в учебный курс ESP приводит к более высоким образовательным результатам чем при традиционном обучении благодаря повышению мотивации учащихся за счет индивидуализации обучения, использования современных, аутентичных учебных материалов, участия студентов в международном образовательном сообществе.  Результаты исследования доказывают, что включение MOOК в университетский курс английского языка для специальных целей может использоваться в комплексном изучении профессиональных дисциплин и английского языка при условии, что программа курса разработана с учетом МООК компонента.

… 
Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 72-77.

Международная образовательная деятельность российских вузов

В статье представлены результаты исследования международной образовательной деятельности российских вузов. Цели исследования: выделить группы вузов, имеющих близкие показатели международной образовательной деятельности по ряду направлений (на основе кластерного анализа данных), и по каждому из выделенных кластеров проанализировать характеристики вузов (состав иностранных учащихся, размер вуза, специализация, территориальное расположение, уровень селективности вуза, интернационализация научно-педагогического состава и исследовательской деятельности).

В выборку исследования вошёл 301 вуз из всех округов РФ. Был проведён иерархический агломеративный кластерный анализ по следующим показателям: интернационализация состава учащихся, развитие входящей международной академической мобильности, интернационализация образовательных программ, интернационализация дохода от вуза от образовательной деятельности, уровень оплаты обучения иностранных учащихся и коммерциализация обучения иностранных учащихся.

Кластерный анализ выявил пять групп вузов со сходными характеристиками, которым присвоены условные названия: «лидеры-интернационализаторы», «лидеры», «рекрутёры», «новички», «аутсайдеры». Кластеры имеют чётко идентифицируемый профиль, но значительно различаются по числу вузов. Лишь 14% вузов выборки вошли в кластеры, демонстрирующие сравнительно высокие достижения. Остальные вузы отнесены к «новичкам» или «аутсайдерам».

Исследование показало, что большинство вузов диверсифицируют состав иностранных учащихся, реализуя как основные, так и дополнительные образовательные программы, предлагая разные формы обучения гражданам разных стран. Размер вуза не определяет состояние его международной образовательной деятельности. В каждом кластере есть как вузы с численностью студентов менее 1000, так и крупные вузы, в которых обучается несколько тысяч студентов. В кластеры с высокими показателями входят преимущественно многопрофильные вузы, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг для иностранных потребителей. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют по показателям международной образовательной деятельностью. Вузы в кластерах с высокими показателями международной образовательной деятельности имеют наиболее высокий уровень селективности при отборе абитуриентов, высокую численность иностранных научно-педагогических работников и высокий показатель международного цитирования научных публикаций сотрудников вузов.

Получение результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку позволяют составить общее представление о текущем состоянии и основных направлениях международной образовательной деятельности в российских вузах. Предложенная классификация вузов может служить основой для анализа собственной позиции вуза на международном образовательном рынке и корректировки стратегических планов по завоеванию и укреплению позиций на различных сегментах этого рынка.

Представленная в статье классификация не отражает всё многообразнее путей поиска российскими вузами возможностей развития и расширения международной образовательной деятельности. В то же время, результаты исследования позволяют выявить некоторые общие модели поведения российских вузов на международном образовательном рынке. Необходимы дальнейшие исследования международной образовательной деятельности российских вузов, которые позволят более подробно проанализировать текущее состояние и основные направления её развития за последние годы. 

… 
Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1.