• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Reform and Continuity

The book is a result of the first ever study of the transformations of the higher education institutional landscape in fifteen former USSR countries after the dissolution of the Soviet Union in 1991. It explores how the single Soviet model that developed across the vast and diverse territory of the Soviet Union over several decades has evolved into fifteen unique national systems, systems that have responded to national and global developments while still bearing some traces of the past. The book is distinctive as it presents a comprehensive analysis of the reforms and transformations in the region in the last 25 years; and it focuses on institutional landscape through the evolution of the institutional types established and developed in Pre-Soviet, Soviet and Post-Soviet time. It also embraces all fifteen countries of the former USSR, and provides a comparative analysis of transformations of institutional landscape across Post-Soviet systems. It will be highly relevant for students and researchers in the fields of higher education and and sociology, particularly those with an interest in historical and comparative studies.

… 
Palgrave Macmillan, 2018.

Faculty Challenges and Barriers for Research and Publication in Tajik Higher Education

This article investigates the current state of faculty research activity within Tajik higher education institutions (HEIs), where the level of research productivity has substantially decreased in the past three decades. As part of a larger ethnographic study on professional lives of Tajik faculty members, we investigated and found enormous challenges to conducting research and becoming active researchers reported by our respondents. We analyze and discuss how such issues may challenge the development of higher education in the country.

… 
Kataeva Z., DeYoung A. J.
European Education. 2018. P. 1-17.

Grade expectations: Rationality and overconfidence

Confidence and overconfidence are essential aspects of human nature, but measuring (over)confidence is not easy. Our approach is to consider students' forecasts of their exam grades. Part of a student's grade expectation is based on the student's previous academic achievements; what remains can be interpreted as (over)confidence. Our results are based on a sample of about five hundred second-year undergraduate students enrolled  in a statistics course in Moscow. The course contains three exams and each student  produces a forecast for each of the three exams. Our models allow us to estimate overconfidence quantitatively. Using these models we find that students' expectations are not rational  and that most students are overconfident, in agreement with the general literature. Less obvious is that overconfidence helps: given the same academic achievement students with larger confidence obtain higher exam grades. Female students are less overconfident  than male students, their forecasts are more rational, and they are also faster learners in the sense that they adjust their expectations more rapidly.  

… 
Magnus J. R., Peresetsky A.
Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 8. P. 1-10.

Innovation Impact Analysis Model in the Education System (On the Example of Regional Innovative Projects)

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях инноватизации системы образования, проблемы управления инновациями и их эффектами остаются не решенными, в том числе отсутствует определённая и общепринятая концепция инновационной деятельности в образовании; не сформирован устоявшийся тезаурус инновационной деятельности; не разработаны критерии валидности инноваций, отсеивания мнимых инноваций и другие проблемы. В связи с этим, целью данной статьи является разработка и экспертная апробация модели анализа инноваций (преимущественно, в области школьного образования) на примере анализа влияния инновационных проектов на системные характеристики образования, реализующихся через открытые конкурсы на территории четырех регионов Российской Федерации. Для исследования данной проблемы использовались следующие методы: сбор сведений о конкурсах инноваций и проектах-победителях этих конкурсов за 2014-2017 годы, проходящий для образовательных организаций, расположенных на территории четырех регионов (ретроспективные срезы); типологизация конструкций конкурсов; типологизация инновационных проектов с точки зрения их влияния (эффектов); апробация (экспертный анализ) предложенной оригинальной модели анализа влияния инноваций и их типологии; статистическая обработка данных о проектах и их оценок. Указанные методы исследования позволили выявить недостатки модели анализа инноваций и представить ландшафты изменений в системе образования в рамках ретроспективных срезов, сформулировать перспективы развития модели анализа влияния инноваций. В статье разработана модель влияния инноваций, основанная на анализе конструкций конкурсов инновационных проектов («монозаказчик» (линейность) – «партнерства» (сложность)) и целей инновационных проектов в отношении к изменению системных характеристик образования («конформные» - «трансформирующие»). Представлена экспертная критика модели анализа влияния инноваций и типологии инноваций в процессе апробации модели, указывающая на неполноту модели в части учета «силы» влияния инновационных проектов на системные характеристики образования. Практическая значимость полученных авторами результатов состоит в совершенствовании критериев и целей конкурсных отборов инновационных проектов, направленных на изменение системных характеристик образования, а также в необходимости представления ландшафтов влияния инноваций для выработки сбалансированных региональных стратегий образования. … 
Sergomanov P., Shilova Natalya, Masalimova A.
Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39. No. 2. P. 11.

Воображаемое сообщество: очерки истории экранного образа российской интеллигенции

В книге рассматривается трансформация экранных образов интеллигенции в отечественном кино, на телевидении, в Интернете. Анализируя характеры героев и эстетические особенности фильмов, телепередач, интернет-проектов, автор прослеживает преемственность целей и ценностей воображаемого сообщества интеллигенции. Исследование, написанное в форме сериала, может быть интересно специалистам по медиакоммуникациям, историкам культуры, искусствоведам, а также широкому кругу читателей. … 
ООО «Издательство «Согласие», 2018.

Высшее образование в арабских странах

На уровень и качество образования в арабских странах сегодня влияетмножество обстоятельств. Прежде всего - отсутствие внутренней стабильности из-за изменения политических режимов в результате переворотов, войн и локальных конфликтов, что не позволяет властям находить время и средства для решения важных социальных проблем. В большинстве стран до сих пор не решены такие первоочередные задачи, как ликвидация неграмотности взрослого населения и введение всеобщего обязательного начального образования.

В статье проанализированы особенности системы высшего образования в арабских странах, специфика ее состояния в последние десятилетия, а также актуальные проблемы и тенденции ее развития.

… 
Азия и Африка сегодня. 2018. № 1. С. 53-59.
18 декабря 2017

Где пролегает «черта бедности» в современной России?

В фокусе внимания статьи находится поиск относительной «черты бедности» и границы высоких рисков бедности, а также выявление факторов бедности в современной России. Авторы приходят к выводу, что признанный и используемый в западных странах сравнительно новый относительный подход к бедности применим и в России, однако установление относительной черты бедности на уровне 0,5 и 0,75 медианы среднедушевых доходов выделяет иные по их специфике группы бедных, нежели классический для России абсолютный подход к ней, основанный на сопоставлении доходов с величиной прожиточного минимума. В первом случае с границей в 0,5 медианы в России выделяется глубокая бедность, связанная преимущественно с незанятостью трудоспособного населения, а при использовании границы в 0,75 медианных доходов – бедность пожилых, выпадающих из поля зрения государственной статистики после доведения размеров пенсий до уровня прожиточного минимума. В статье также приводятся оценки эконометрической модели вероятности попадания в состояние абсолютной и относительной глубокой бедности. Авторами доказывается, что в детерминации относительной бедности «плохие» рабочие места играют большую значимость, чем «плохой» человеческий капитал. Абсолютная же бедность, напротив, больше связана с человеческим капиталом и локальными рынками труда. 

… 
Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 104-127.

Использование русского учебного корпуса в преподавании РКИ: вид глагола

На корпусном материале в статье рассматриваются распространенные ошибки в употреблении и конструировании вида глагола — с теоретической и типологической точек зрения. Используются данные учебного корпуса RLC, содержащего тексты изучающих русский язык как иностранный. Выявлены «слабые места» в усвоении данной темы иностранными учащимися. Предпринята попытка создания типологии ошибок. Показано, что наблюдаемые ошибки в образовании СВ глагола в целом ожидаемы; они также подтверждены результатом исследования.

 

 

… 
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2018. № 1.

Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций

Учебник  предназначен для учащихся общеобразовательных организаций, начинающих изучать китайский язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса. Подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сбалансированная структура учебника, большой объём страноведческих знаний, аутентичность текстов, педагогически выверенные материалы для аудирования и тренировочных упражнений, привлекательный дизайн, созданные с учётом возрастных особенностей обучающихся и лучших современных образовательных практик, направлены на успешную реализацию целого ряда подходов в преподавании китайского языка школьникам, прежде всего, межкультурного коммуникативного. Использование материалов данного учебника в учебном процессе направлено на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов.

… 
Сизова А. А., Чэнь Ф., Чжу Ч.
М.: Просвещение, 2018.

Китайский язык. Второй иностранный язык. Прописи 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.

Учебное  пособие  «Прописи»  является  неотъемлемой   частью учебно-методического  комплекта  «Китайский  язык.  Второй иностранный  язык.  5  класс»  серии  «Время  учить  китайский!». Иероглифические  прописи  позволят  обучающимся  на  практике применить основные правила китайского иероглифического письма,  запомнить  правильный  порядок  черт  при  написании  изучаемых  иероглифов,  развить  навыки  анализа  структуры  и  значения иероглифических  единиц  в  ходе  освоения  языкового  материала курса.    Методическое  решение  и  дизайн  прописей  учитывают  психовозрастные особенности школьников для успешного формирования иероглифической компетенции. … 
Просвещение, 2018.

Коммуникация семьи и школы: информация для размышления

Совместная деятельность семьи и школы по воспитанию и образованию детей требует постоянной и налаженной коммуникации. Но мы видим, что, как и в любой совместной деятельности, могут возникать напряженные моменты, недопонимания и стресс для участников процесса. Поэтому становится важным изучить удовлетворенность родителей коммуникацией со школой и выявить факторы вовлеченности семьи в школьную жизнь в первую очередь для благополучия самого важного субъекта образовательного процесса – детей.

… 
Директор школы. 2018.
13 декабря 2017

Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум.

Издание знакомит студентов с базовыми теоретическими положениями и принципами, на которых строится система активного обучения взрослых, демонстрирует специфику реализации этих принципов при изучении социальной психологии, учит студентов ставить цели и определять содержание учебных занятий по социальной психологии, разрабатывать программы и проводить учебные занятия с использованием активных методов социально-психологического обучения.

… 
М.: Юрайт, 2018.
22 февраля 2018