• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. Анализируется сложности, возникающие у семей мигрантов при записи ребенка в школы. Проводится анализ ситуации попадания ребенка из семьи мигрантов в школы со «сложным социальным контекстом». Авторы приходят к выводу, что для учителей важную роль в понимании, кто такой «ученик-мигрант», является этническое происхождение детей, а не их гражданство. Основной проблемой адаптации детей мигрантов в школах и сами дети, и учителя школ называют незнание русского языка в первый год обучения. Отсутствие программ, направленных на обучение русскому как иностранному, а также курсов подготовки учителей для работы с многоэтничными классами затрудняют быструю ассимиляцию детей мигрантов. Под влиянием миграционных потоков и появления все большего числа детей мигрантов в некоторых школах происходит изменение самого школьного пространства. Внеклассные практики становятся более разнообразными и зачастую этнически ориентированными. Этнизация школьного пространства является отражением и продолжением этнизации городской среды.

… 
Демографическое обозрение. 2018.

Использование русского учебного корпуса в преподавании РКИ: вид глагола

На корпусном материале в статье рассматриваются распространенные ошибки в употреблении и конструировании вида глагола — с теоретической и типологической точек зрения. Используются данные учебного корпуса RLC, содержащего тексты изучающих русский язык как иностранный. Выявлены «слабые места» в усвоении данной темы иностранными учащимися. Предпринята попытка создания типологии ошибок. Показано, что наблюдаемые ошибки в образовании СВ глагола в целом ожидаемы; они также подтверждены результатом исследования.

 

 

… 
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2018. № 1.

Как стать ведущим экспортером массового онлайн-образования

Молниеносный захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале 21 века задал новый тренд в системе образования в мире. В период глобализации и цифровизации образования МООК стал эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Поэтому многие страны мира, в том числе Россия, включились в гонку онлайн-образования. Основная цель данной работы заключается в определении перспектив и вызовов создания и продвижения российских МООК на международном рынке образования. В данной работе 1) представлены государственные стратегии стран по созданию и продвижению МООК, 2) оценен международный сегмент МООК с целью определения «свободных» ниш, которые могли бы занять вузы России, 3) предложены рекомендации по становлению России одним из ведущих экспортеров МООК. Потенциальный спрос был оценен косвенным способом с помощью информации о направлениях подготовки, которые пользуются популярностью у иностранных студентов, информации о популярности изучения славистики, а также спектру МООК, представленных на ведущих зарубежных платформах. В ходе анализа были выделены следующие открытые ниши в международном сегменте МООК: (1) курсы по учебным дисциплинам, (2) курсы по специфике конкретных стран (например, курсы по законодательству и налогообложению, курсы по культуре и обществу), (3) курсы по изучению иностранных языков.

… 
Вопросы образования. 2018. № 1.
7 октября 2017

Применение цифровой технологии генетического чтения «Видеотекст» в учебном процессе на примере преподавания английского языка

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теории и практики применения цифровой технологии генетического чтения «Видеотекст» в учебном процессе на примере преподавания английского языка. Рассматривается сущность и достоинства применения мультимедиа технологий как инструмента совершенствования процесса образования. Показаны предпосылки развития технологии видеотекста в России и за рубежом, подробно изучены цели, задачи и сферы применения авторского проекта российского филолога Г.В. Векшина «Видеотекст». Показан один из первых опытов применения данной цифровой технологии генетического чтения в учебном процессе НИУ ВШЭ в практике преподавания курса английского языка. Сделан вывод о том, что реализации принципов наглядности и повторяемости в рамках процесса обучения посредством анимированного текста, а также возможности существенно сократить время передачи необходимой информации преподавателем студентам, и, что немаловажно, получить высокий результат по восприятию, принятию, осознанию и пониманию этой информации самими студентами, позволяет говорить об успехе созданного проекта «Видеотекст».

… 
Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2.

Университетские объединения: что меняется для студентов

Объединения являются частой практикой в системах высшего образования во всем мире, соответственно, такие аспекты университетских объединений, как трансформация организационных и административных структур, распределение внутренних механизмов финансирования, или изменения академических стратегий и профилей, хорошо изучены. Однако  положение студентов при слияниях университетов и их понимание подобных процессов редко попадает в фокус исследователей высшего образования, несмотря на то, что «человеческий фактор», то есть конфликты и протесты студентов и сотрудников, нередко указываются в качестве ключевых проблем во время и после проведения университетских объединений.

В данной статье с позиций теории радикальных организационных изменений рассматриваются те изменения, происходящие с университетами при реорганизации, которые субъективно заметны и важны студентам. Для исследования были выбраны четыре кейса объединений российских университетов. Анализ индивидуальных и групповых интервью со студентами, обучающимися в университетах на момент процесса их реорганизации, позволил выявить кластеры ключевых для студентов «формальных» и «не-формальных» изменений.

В затрагиваемых темах особенно часто встречаются изменения в субъективно воспринимаемом статусе университетского диплома и потенциальном статусе студентов как будущих выпускников того или иного вуза. В то же время содержание учебных программ и объективные показатели качества вузов, студентами практически не упоминаются. Также студентами часто отмечаются изменения в образовательном процессе, официальной и неофициальной коммуникации внутри университета, университетской культуре и «атмосфере».

Результаты исследования обозначают  зоны повышенного внимания со стороны студентов при реорганизации, которые необходимо учитывать  при планировании и проведении университетских объединений, а также дополняют теоретическую дискуссию о студенчестве темой студентов в меняющихся университетах.

… 
Вопросы образования. 2018.
8 декабря 2017

25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Reform and Continuity

The book is a result of the first ever study of the transformations of the higher education institutional landscape in fifteen former USSR countries after the dissolution of the Soviet Union in 1991. It explores how the single Soviet model that developed across the vast and diverse territory of the Soviet Union over several decades has evolved into fifteen unique national systems, systems that have responded to national and global developments while still bearing some traces of the past. The book is distinctive as it presents a comprehensive analysis of the reforms and transformations in the region in the last 25 years; and it focuses on institutional landscape through the evolution of the institutional types established and developed in Pre-Soviet, Soviet and Post-Soviet time. It also embraces all fifteen countries of the former USSR, and provides a comparative analysis of transformations of institutional landscape across Post-Soviet systems. It will be highly relevant for students and researchers in the fields of higher education and and sociology, particularly those with an interest in historical and comparative studies.

… 
Palgrave Macmillan, 2017.
15 мая 2017

A simulation model for educational process planning in an institution of higher education

В вузах и втузах с профильными ИТ-специальностями в одном семестре могут обучаться работе с программными продуктами сразу несколько потоков, курсов, специальностей. Поэтому перед ИТслужбами учебных заведений возникает задача создания инфраструктуры учебных приложений, которая сможет обеспечить поддержку учебного процесса. Следует учитывать, что число специальностей, на которых изучаются информационные технологии, с каждым годом растет (например, в НИУ ВШЭ преподаются дисциплины-майноры, куда может записаться студент с любой специальности). Также в последнее время популярностью стали пользоваться дистанционные курсы. Если не планировать нагрузку, то с учетом будущих трендов, мощности даже самой высокотехнологичной инфраструктуры будут недостаточны. Расчет соответствующей нагрузки на инфраструктуру необходимо производить в процессе планирования учебных дисциплин, что позволит выполнять резервирование соответствующих мощностей и тем самым организовать эффективный учебный процесс.

Разработчики программного обеспечения используют различные бенчмаркинговые инструменты, которые сложны и не предоставляют необходимой информации для участников планирования учебного процесса. 

В статье рассматривается построение имитационной модели поддержки планирования учебного процесса. Моделирование осуществляется с использованием возможностей инструмента AnyLogic 7. Целью данной работы является разработка имитационной модели, предназначенной для оценки нагрузки на информационные системы, используемые в ходе учебного процесса. Помимо описания модели, в статье приведены результаты расчетов с ее использованием для различных вариантов размещения информационной системы (в частном облаке или на сервере в университете). Результаты моделирования подтверждены данными, полученными в ходе проведения практических занятий в вузе. Данная модель дает возможность планировать учебный процесс с целью добиться равномерности нагрузки на сервисы. В случае необходимости модель позволяет принять решение о месте размещения учебной информационной системы: на серверах университета или в частном облаке

… 
Business Informatics. 2017. No. 2 (40). P. 57-67.

Building Communication Bridges to Mitigate Language and Culture Barriers

Every university which exists in an environment where English is not the first language is going to encounter obstacles in communicating with its international students. While developing towards a polylingual solution might seem preferable, in reality universities choose a less costly decision — English in addition to the local language(s), since it is the de facto lingua franca of international education.

Nonetheless, specific challenges and ways to address international students greatly depend on how widespread the knowledge of English is in the country and university environment. For example, the Netherlands and Sweden have many natural opportunities for universities to recruit people who will not experience the language barrier with international students. However, many other countries, including Russia, have very different starting conditions: according to the 2010 census, only 5.3% of the Russian population indicated knowledge of English. Of course it calls for deliberate extra efforts aimed at developing information channels and English interface of university services.

… 
Higher Education in Russia and Beyond. 2017. No. 2(12). P. 21-22.
5 июня 2017

Centralisation and Decentralisation of International Student Support: Getting the Best of Both Worlds

Nowadays universities do not need to be convinced that their student support services should take into account international students as well. However, a specific configuration of the support system depends on both external and internal factors. A lot is shaped by the context: national regulation, predominant language(s) in the country, changing demands of the job market; but no less important is the university’s strategy, i.e., the decisions on how to develop while taking the context into account.

Language barrier is the first and major hindrance in accessing the system of student support. The second obstacle is the lack of flexible interface for every university service, which would take into account the diversity of student body. In such circumstances, and when the number of international students is relatively small, it is often easier and more effective to start with a centralised approach, as it allows to ensure adequate and timely support of predictable quality to incoming international students.

However, despite the impression that this way a student can resolve all the issues in one place, it is a quasi-onestop service because the central office is not a provider of university services but a mediator between students and relevant units. Consequently, it becomes the bottleneck which slows processes down when the number of international students grows. Moreover, a separate track of support creates an isolated bubble for international students, providing fewer possibilities for intercultural experience and, thus, increasing the risk of creating a split university.

… 
Higher Education in Russia and Beyond. 2017. No. 2(12). P. 18-19.
5 июня 2017

Descriptive statistics and regressions of 2D:4D and educational attainment based on RLMS data

We document the descriptive statistics and detailed regression outputs for educational attainment and measured 2D:4D ratios, based on the RLMS data (20th round, conducted in 2011–2012). Regression analysis is conducted using STATA 13, gologit2 which is a special code for the generalized ordered logit regression in STATA environment. We provide graphs of differences in means of 2D:4D ratios by educational attainment. Information about the distribution of self-identified nationalities and fields of university degrees of respondents is presented.

… 
Nye J. V., Polyachenko S. S., Bruhanov M.
Data in Brief. 2017. Vol. Volume 12. P. 552-583.
5 июня 2017

Developing the Entrepreneurial University through Positive Psychology and Social Enterprise

This article provides an empirically-based insight into the operation and impact of socially-oriented entrepreneurship as an educational tool at the Russian higher education institution, ITMO University (St Petersburg). The experience suggests that consciously placing stress on the social and ethical dimension of entrepreneurship education provides a strong motivational factor which develops many students’ interests towards contributing positively to society. The effective engagement of students in community projects creates a synergy between the project’s practical objectives, students’ awareness of self, and helps to refine the students’ own life goals and values -invaluable for setting a career strategy.

… 
Philip K., Hagen S., Prichislenko A. et al.
Educational Studies. 2017. No. 3. P. 110-132.
15 октября 2017

eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017

10-11 октября 2017 года Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с глобальной платформой онлайн обучения Coursera проводят в Москве международную конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, посвящённую научно-практическим аспектам онлайн-образования. eSTARSummint 2017 привлекает исследоватетелей и практиков из университетов и бизнес-сообществ с целью развития онлайн-обучения.

… 
Под редакцией: Е. Ю. Кулик, У. Кускин
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
11 октября 2017