• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Подходы к формированию реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти

Задача повышения эффективности государственного управления не утрачивает актуальности на протяжении последнего десятилетия ни в научном дискурсе, ни в текущей управленческой практике. При этом достаточно часто в качестве инструмента решения данной задачи называют формализованное исчерпывающее описание деятельности органов государственной власти. Целью настоящей статьи является разработка концепции автоматизированного Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти как способа описания деятельности государственных органов. Принципиально новым подходом является рассмотрение структуры, принципов функционирования, места среди связанных по функционалу федеральных государственных информационных систем Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти – Реестр полномочий ФОИВ, или Реестр) как автоматизированной информационной системы, используемой всеми ФОИВ. Исходя из положения о том, что внедрение Реестра полномочий ФОИВ позволит осуществить переход на новый порядок обеспечения ресурсами деятельности государственных органов, связав полномочия органов власти с общими расходами на их обеспечение, авторы показывают преимущества данного подхода.
В настоящей статье представлена концепция нормативно-правового регулирования Реестра полномочий ФОИВ (внесение изменений в Указ Президента от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и его актуализации. Делается предложение о ведении Реестра в формате государственной информационной системы (ГИС), конкретизируются его связи с другими ГИС. Приводятся возможные атрибуты Реестра. Проек-тируется механизм установления посредством Реестра связи между полномочиями ведомств и процессом обеспечения федеральных ведомств финансовыми и кадровыми ресурсами (в том числе указываются необходимые изменения в бюджетном процессе).


… 
Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 7-28.
27 сентября 2017

Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история, современность, перспективы

Автор рассматривает историю становления института президентских полномочий. В статье характеризуются современное состояние и особенности развития института полномочий Президента РФ. Анализируются основные функции главы государства. Особое внимание автор уделяет полномочиям Президента РФ в сфере индивидуального статуса личности. Подробно рассматривается право предоставления политического убежища и право помилования. Затрагиваются основные результаты становления данного института и перспективы его развития. … 
Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 7. С. 85-90.
12 октября 2017

Правовое администрирование в экономике

Актуальные задачи устойчивого социально-экономического развития России предполагают совершенствование механизмов управления на основе права. Книга посвящена вопросам правового администрирования в экономике. Представлен анализ практики, разработаны выводы и рекомендации по совершенствованию административно-правового регулирования и управления.

… 
Под редакцией: Ю. А. Тихомиров
М.: Юстиция, 2017.
11 сентября 2017

Практика управления талантами: проектная работа по технологии Scrum

Статья относится к категории «кейс», в ней рассматривается опыт Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики по оптимизации управления через системные трансформации подходов к организации административных сервисов с задействованием наиболее перспективных сотрудников «HiPo» для реализации проектов в области развития университетской корпоративной среды.

Основная цель статьи состоит в демонстрации опыта выстраивания системного подхода к реализации новой организационной модели в вузе благодаря участию наиболее талантливых сотрудников, с использованием методологии проектного менеджмента Scrum.

В статье последовательно рассмотрены базовые концепции управления талантами в современном университете и основные принципы методологии Scrum. Представлены результаты мониторинга, выявившие наиболее важные направления активности при формировании проектов для участников группы «HiPo». Определены важнейшие направления деятельности Кампуса, нуждающиеся в реализации децентрализованного подхода к управлению проектной работой. Затем приводится описание особенностей реализации проектов в Высшей школе экономики, осуществляемых в рамках методологии Scrum как в пилотном, так и в штатном вариантах.

Проведенное исследование дает основание для выводов о необходимости учета особенностей корпоративной культуры при внедрении новых управленческих механизмов. Обнаружено, что основные ожидания сотрудников по оптимизации сервисов связаны с диджитализацей процессов, переводом в электронные формы большинства действий, касающихся обсуждений, согласований, обеспечения делопроизводства и управления в целом. В то же время устоявшиеся управленческие подходы зачастую воспринимаются в формате догмы и не рассматриваются большинством в качестве возможных направлений трансформации. В этом плане необходимо участие неформальных лидеров, получающих прямую поддержку от руководства для реализации изменений в пользу оптимизации процессов.

Установлено, что основным объектом для инноваций являются административные процессы, которые включают в себя работу финансовых, кадровых и делопроизводственных служб. Деятельность этих подразделений требует повышенного внимания со стороны руководства вуза, так как во многом может способствовать формированию благоприятной корпоративной среды научно-педагогических работников. В остальном использование Scrum-подхода к реализации проектов, связанных с оптимизацией административных сервисов выводит университетских управленцев на более высокий уровень вовлеченности, причем этот эффект распространяется и за пределы группы «HiPo», деятельность которой должна также анализироваться и обсуждаться на регулярной основе. В статье делаются выводы о необходимости значительной предварительной работы по доведению до работников информации о планирующихся изменениях, а затем и постоянного информационного сопровождения хода реализации проектов.

Оригинальность статьи состоит в том, что в ней рассмотрен комплексный подход по реализации децентрализации управления и оптимизации административных сервисов. В основу положен практический опыт проведения мониторингов внутрикорпоративной среды университета, а также описание применения оригинального подхода Scrum для реализации соответствующих проектов, позволяющих имплементировать потенциал группы талантливых сотрудников в цели развития вуза.

… 
Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 131-143.
7 июня 2017

Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Аникина.

Практикум преследует цель – дать читателю необходимые навыки в области анализа и управления логистическими системами. Он включает теоретический материал и необходимый инструментарий для проведения деловых игр, разбора конкретных производственных ситуаций и решения задач в функциональных областях логистики. Даются практические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

Для сотрудников вузов экономических специальностей и специалистов, желающих повысить квалификацию в области логистики.

… 
Аникин Б. А., Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др.
М.: ИНФРА-М, 2017.

Проблемные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы (опыт Пермского края)

В статье анализируются вопросы правоприменения антикоррупцинной экспертизы в период выделяемых автором этапов ее внедрения на территории РФ, определяются проблемные вопросы при использовании методики проведения антикоррупционной экспертизы, анализируется опыт проведения антикоррупционной экспертизы на территории Пермского края общественными экспертами.

… 
Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 1. С. 115-120.

Программа «Глобальное образование» в эпоху экономики знаний: контекст и результаты

Программа «Глобальное образование» («ГО») – это инновационная программа государственного финансирования магистерских и докторских образовательных программ, предлагающая российским гражданам возможность учиться на дневном отделении в ведущих зарубежных высших учебных заведениях, а затем быть трудоустроенными в соответствии с полученной квалификацией в России в течение как минимум трех лет. Программа направлена на сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров в области науки, образования, инженерии, медицины и управления в социальной сфере в соответствии с приоритетами российской экономики. Она ориентирована на сотрудничество с ведущими работодателями страны, в том числе с зарегистрированными на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. «ГО» одновременно представляет собой программу усиления кадрового потенциала страны наряду с социальной поддержкой населения.

 

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в реализации программы «ГО» существуют определенные трудности, среди которых:

 

  • неожиданное отсутствие конкуренции между участниками;

  • относительно низкий охват рекламной кампании;

  • проблемы нехватки финансирования из-за колебаний валютных курсов и роста цен; 

  • несоответствие между международными учебными программами и потенциальными трудовыми обязанностями;

  • несоответствие между спросом на работу в промышленных и образовательных центрах (Москве и Санкт-Петербурге) и сложности трудоустройства на их территориях, ограниченного 10-процентной квотой; 

  • потенциальный риск «утечки мозгов» и чрезвычайная зависимость от экономического положения в России в будущем.

Популярное в развитых странах стремление к экономике знаний привлекло пристальное внимание российских властей и стимулировало инвестиции в эту область. «ГО» является смежным проектом с гораздо более амбициозным планом научно-образовательного возрождения и модернизации Российской Федерации. Важнейшей программой Министерства образования и науки РФ является Проект «5-100-2020» в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Этот проект направлен на реализацию исследовательского потенциала ведущих российских университетов, повышение конкурентоспособности путем укрепления их позиций на мировом рынке и превращение их в ведущие научные центры мира.

 

Основная задача «ГО» – обеспечить качество и своевременность процесса трудоустройства. В настоящее время в официальном списке «ГО» 607 работодателей, готовых принять к себе в штат финалистов программы, при этом 36% потенциальных работодателей находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но в  этих мегаполисах смогут трудоустроиться не более 25 % участников программы. Еще одно несоответствие обнаруживается в сфере деятельности работодателей, из которых 49% – заводы и фабрики, 19% – образовательные учреждения, 19% – научные организации, 11% – органы здравоохранения и лишь 2% – организации, относящиеся к социальной сфере.

 

Если процентное соотношение количества участников превышает процент работодателей из официального списка, на стадии трудоустройства может возникнуть риск конкуренции между участниками: более того, эта разница очень существенна в социальной сфере и довольно заметна в науке. Реальную опасность может представлять и отсутствие возможностей найти желаемого работодателя. Кроме этого, работодатели в регионах не смогут получить выгоду от сотрудничества с финалистами, если они будут не в состоянии предложить конкурентоспособную зарплату или их учреждения расположены на непривлекательных для жизни и работы территориях.

 


Аспиранты (20% участников) могут столкнуться с проблемой сверхвысокой квалификации: соискатели со степенью PhD, как правило, более амбициозны и нацелены на престижную должность, они стремятся к более высокому уровню оплаты труда, что может входить в разрез с интересами работодателей. Долгие сроки рассмотрения резюме, несколько этапов собеседования, включающих выполнение заданий, огромная конкуренция (особенно для соискателей с узкой специализацией) и ограниченное количество вакансий – это те сложности, с которыми финалистам «ГО» придется столкнуться по возвращении в РФ. Следует также отметить, что условие самостоятельного поиска работы участниками, а не работодателями существенно ограничивает эффективность программы.

 

В анонимном опросе на платформе SurveyMonkey приняли участие 26 финалистов «ГО» в возрасте от 23 до 40 лет. Было выявлено, что 54% респондентов завершили обучение и трудоустроены на полную ставку в России, в то время как 46% либо еще учатся, либо находятся в процессе поиска работы. Темами дискуссии опроса стали развитие программы, взаимодействие с работодателями, возможности применения профессиональных навыков на рабочем месте и анализ промежуточных результатов программ «ГО» и «5-100-2020».

 

Большинство респондентов выразили заинтересованность в решении таких вопросов, как квотирование рабочих мест на Москву и Санкт-Петербург, необходимость расширения списка работодателей и финансирования в валюте страны обучения, финансирование в размере 100% оплаты обучения вместе с сопутствующими расходами в целях уменьшения чрезмерной зависимости от колебаний курсов валют. Качество и новизна приобретенных знаний и практических навыков наряду с высоким уровнем владения академическим английским языком были указаны абсолютным большинством финалистов в качестве основных приоритетов обучения в лучших вузах мира.

 

В обсуждении были затронуты различные подходы в России и в западных странах к развитию высшего образования, а также культурные различия. В ответах назывались четыре основные проблемы: вопрос чрезмерной ориентированности на рейтинги (низкий уровень академического английского языка считается главным препятствием, ведущим к низкому уровню цитируемости, ограничивающему продвижение в рейтингах), недостаточный уровень прогрессивности в методологии обучения, ограниченное финансирование, влияющее на эффективность организации учебного процесса, и несовершенство образовательной инфраструктуры.

 

По результатам опроса было выявлено, что 100% респондентов изъявили желание продолжить работать в России после трех лет обязательной трудовой деятельности согласно условиям программы, если работодатели смогут гарантировать применение навыков, достойные условия работы, карьерный рост и конкурентную заработную плату. Более 40% допустили возможность эмиграции в случае, если им будут предложены многообещающие перспективы: среди стран, представляющих потенциальный интерес для финалистов «ГО», были названы США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур.
В период с 2014 по 2016 г. в «ГО» должны были принять участие 718 участников, однако это не было реализовано: согласно данным на 8 декабря 2016 г., гранты получили только 413 граждан РФ. Тем не менее в марте 2017 г. программа была продлена до 2025 г., и процентное соотношение финалистов, трудоустроенных в Москве и Санкт-Петербурге, увеличилось с 10 до 25% от всех участников. Остальные условия программы, включая сумму гранта (максимум 2 763 600 руб.), число ожидаемых финалистов (718) и т.д., на этом этапе пересмотрены не были.

… 
Мир России: Социология, этнология. 2017. Vol. 26. No. 3. P. 117-141.

Профессиональный опыт и образование основателей российских инновационных стартапов с позиции управления знаниями

Исследования проблем развития инновационного предпринимательства не всегда уделяют достаточное внимание уровню подготовки предпринимателей-инноваторов, необходимому для самостоятельного построения и развития бизнеса. С целью выявления дополнительных управленческих и инноваторских компетенций, не обходимых для дальнейшего развития создаваемых инновационных предприятий, проведено исследование, которое базируется на обобщении профессионального и образовательного профилей российских основателей стартапов. Для этого было собрано 92 резюме предпринимателей, на основе которых обобщалась полученная информация. Результаты показали, что большинство из этих предпринимателей работают в сфере информационных технологий, обладают высшим образованием в области информационных технологий или математики и имеют опыт работы по найму в крупных компаниях, в том числе на руководящих позициях. Незначительная их часть получала знания в области управления инновационной фирмой, лишь только треть имеет степень MBA. На основе проведенного анализа делаются выводы об основных направлениях дальнейшей подготовки и переподготовки инновационных предпринимателе с позиций трансфера управленческих знаний и знаний в сфере инновационной деятельности

… 
Инновации. 2017. № 3. С. 51-58.

Развитие VMI-отношений горнодобывающих компаний и поставщиков операционных ресурсов

Для предприятий горнодобывающей промышленности, потребность в запасных частях и расходных материалах, используемых при ремонте и эксплуатации оборудования, зависит от ряда факторов, причем степень влияния каждого из них не является однозначной и имеет скорее вероятностную (стохастическую) природу. Поэтому, рекомендации заводов-изготовителей оборудования, которые присутствуют в технической документации, имеют скорее общий (универсальный) характер. В условиях, когда однозначно определить фактическую потребность в операционных ресурсах не представляется возможным, горнодобывающие компании вынуждены формировать дополнительные страховые запасы, необходимые для обеспечения бесперебойного процесса добычи и поддержания производительности на заданном уровне. Для снижения негативного влияния, которое оказывает неопределенность внешней среды, целесообразно выстраивать отношения с поставщиками, основываясь на технологии VMI. Расчёты производились с учетом суммарных затрат, связанных с организацией заказов и поставок со стороны поставщиков и потребителей. Предлагаемые решения основывались на использовании модели оптимального размера заказа в цепи поставок с учётом потерь, как от иммобилизации финансовых ресурсов, отвлеченных в запасы, так и от простоев технологического оборудования. В статье был предложен перечень статей расходов, которые целесообразно учитывать при расчёте суммарных затрат, связанных с закупками и запасами операционных ресурсов горнодобывающих компаний. В результате расчётов, приведенных в статье, показано, что при развитии VMI отношений между горнодобывающими компаниями и их поставщиками, можно добиться обоюдного снижения затрат, сократив при этом уровни складских запасов, за счёт повышения прозрачности и определенности при планировании потребности. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 3. С. 122-128.
31 июля 2017

Развитие грузопотоков и логистической инфраструктуры транспортировки нефтеналивных грузов на юге Европы

Важнейшим направлением сбыта сырой нефти, добываемой в каспийском регионе, и нефтепродуктов, произведенных на южных НПЗ России и стран СНГ, является рынок стран юга Европы. Транспортная инфраструктура стран юга Европы по доставке потребителям нефтяной продукции рассчитана на морскую поставку. В данной работе уделяется особое внимание состоянию и развитию портовых терминалов и транспортных систем, соединяющих портовые резервуарные парки с потребителями нефтяной продукции. Основные мощности нефтяной промышленности юга Европы сосредоточена в наиболее развитых странах. Для исследования возможностей транспортной инфраструктуры и производства нефтепродуктов исследуемого региона используется метод количественного анализа. С помощью данного метода удается установить соответствие возможностей транспортной инфраструктуры с ожидаемыми и существующими грузопотоками. Дан анализ возможностей НПЗ, потребляющих сырую нефть в данном регионе. Рассмотрены возможности предприятий, обеспечивающих резервные мощности нефтяных энергоресурсов. На базе данных за последнее десятилетие по потреблению и переработке нефти в странах данного региона исследуются тенденции развития цепей поставок для нефтяной отрасли юга Европы. Выделяются главные регионы потребления сырой нефти, показаны перспективы развития нефтяных производств в странах юго-востока Европы. Представленный анализ позволяет выделить наиболее значимые области юга Европы для реализации цепей поставок нефтяной продукции в регион, строить наиболее эффективные грузопотоки для отправителей. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. Т. 80. № 3. С. 77-90.
27 сентября 2017

Развитие российской логистической инфраструктуры экспорта нефтеналивных грузов

Россия является одним из ведущих игроков на рынке поставок нефтеналивных грузов. В работе исследуется состояние инфраструктуры предназначенной для экспорта нефти и нефтепродуктов с территории РФ. Рассматривается текущее состояние и перспектива наиболее значимых проектов, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов. Проводится анализ возможностей терминалов в основных транспортных регионах, обеспечивающих экспортные поставки нефтеналивных грузов. … 
Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 6. С. 42-49.
27 сентября 2017