• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Бедность и социальные неравенства в России в общественном сознании

В статье на материалах общероссийских репрезентативных исследований Института социологии РАН представлены результаты анализа изменений восприятия бедности и не- равенства в общественном сознании россиян. Показано, что эти изменения отражают объективные тенденции эволюции соответствующих явлений в России в период с начала 2000-х годов до начала нынешнего экономического кризиса. Если говорить о бедности, то в числе этих изменений следует назвать прежде всего сокращение масштабов бедности и изменение ее причин, трансформацию в силу этого отношения россиян к бедным, вы- теснение этой проблемы на периферию общественного сознания. Если же говорить о не- равенствах, то главными тенденциями динамики в этой области выступают изменение сравнительной значимости основных типов социальных неравенств, их углубление, обо- стрение восприятия проблемы неравенств населением и ее выдвижение на первый план на фоне смягчения ситуации с бедностью. Эти тенденции не изменил даже начавшийся в 2014 г. экономический кризис, резко увеличивший численность бедных. 

… 
Мир России: Социология, этнология. 2016. Т. 25. № 2. С. 37-67.

Безопасность предпринимательской деятельности

Предлагаемый читателю учебник впервые комплексно рассматривает основы безопасности предпринимательской деятельности. Общая часть книги построена на основе базовых научных теорий. Разделы, посвященные экономической, финансовой, информационной, физической, инженерно-технической и кадровой безопасности бизнеса, подготовлены на основе обобщения и анализа отечественной практики за последние 25 лет. Авторами в рамках экономической истории проводится сопоставление российского и зарубежного опыта. Издание дополнено множеством схем, примеров из реальной практики и обширным глоссарием. Учебник будет полезен не только студентам и преподавателям, но и широкому кругу читателей, чья работа связана с разными аспектами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

… 
Ч. Часть 1: Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Юрайт, 2016.

Безопасность предпринимательской деятельности. Учебник для академического бакалавриата. Часть 2

 

Предлагаемый читателю учебник впервые комплексно рассматривает основы безопасности предпринимательской деятельности. Общая часть книги построена на основе базовых научных теорий. Разделы, посвященные экономической, финансовой, информационной, физической, инженерно-технической и кадровой безопасности бизнеса, подготовлены на основе обобщения и анализа отечественной практики за последние 25 лет. Авторами в рамках экономической истории проводится сопоставление российского и зарубежного опыта. Издание дополнено множеством схем, примеров из реальной практики и обширным глоссарием. Учебник будет полезен не только студентам и преподавателям, но и широкому кругу читателей, чья работа связана с разными аспектами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
 
Предлагаемый читателю учебник впервые комплексно рассматривает основы безопасности предпринимательской деятельности. Общая часть книги построена на основе базовых научных теорий. Разделы, посвященные экономической, финансовой, информационной, физической, инженерно-технической и кадровой безопасности бизнеса, подготовлены на основе обобщения и анализа отечественной практики за последние 25 лет. Авторами в рамках экономической истории проводится сопоставление российского и зарубежного опыта. Издание дополнено множеством схем, примеров из реальной практики и обширным глоссарием. Учебник будет полезен не только студентам и преподавателям, но и широкому кругу читателей, чья работа связана с разными аспектами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
 

 



… 
Ч. Часть 2: Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Юрайт, 2016.

Бизнес-анализ и принятие управленческих решений на основе данных и моделей. Теория, практика, инструменты

Основное назначение использования методов моделирования при решении задач менеджмента – обеспечение взаимопонимания на всех уровнях организации, преодоление разрыва между стратегическим видением и его реализацией на практике. Моделирование рассматривается сегодня как обязательный этап в принятии ответственных управленческих решений в компаниях, активно использующих в своей деятельности современные информационно коммуникационные технологии. Эти компании привлекают в помощь менеджерам системы, которые способствуют принятию стратегических решений: инструменты на основе компьютерного имитационного моделирования (ИМ). Последнее позволяет описать сложные нелинейные взаимодействия в бизнесе, например, смоделировать поведение экономических субъектов в кризисной ситуации или оценить последствия реализации различных сценариев, сформировать инвестиционную политику компании при перспективном планировании и выбрать средства обслуживания при текущем планировании. Решение подобного рода проблем связано с необходимостью принятия во внимание факторов неопределенности, сложную взаимозависимость между переменными исследуемой системы, а также динамическую взаимную обусловленность текущих решений и последующих событий. Суть применения ИМ в менеджменте заключается в получении количественных и качественных результатов по имеющейся модели. Качественные выводы, получаемые по результатам анализа, позволяют обнаружить неизвестные ранее свойства исследуемой сложной системы управления: ее структуру, динамику развития, устойчивость, целостность и другие. Количественные выводы в основном носят характер прогноза некоторых будущих или объяснение прошлых значений переменных, характеризующих исследуемую реальную систему.

Сущность мягких вычислений (МВ) состоит в том, что в отличие от традиционных, жестких вычислений, МВ нацелены на приспособление к неточности реального мира. Мягкие вычисления представляют собой набор вычислительных методологий, которые коллективно обеспечивают основу для понимания, конструирования и развития интеллектуальных систем для использования в различных областях науки, включая и менеджмент. Неточные результаты, вытекающие из наших ограниченных возможностей детального рассмотрения процесса, приводят к неполной информации об окружающем мире. Иначе говоря, становится не только трудно, но даже неуместно применять методы жестких вычислений в ситуациях, когда требуемая информация недоступна, поведение рассматриваемой системы полностью неизвестно, результаты измерений основных параметров искажены шумом. Методы, объединяемые термином «мягкие вычисления», отличаются от способов «жестких вычислений» тем, что последние являются менее гибкими и более трудоемкими с вычислительной точки зрения. Установившиеся традиции в науке отдают предпочтение теориям и концепциям, которые являются количественными, формальными и точными, перед теориями, проявляющими качественный, неформальный и приближенный характер. Однако сравнительно недавно ценность указанной традиции была изменена появлением новых проблем, для которых получение точных решений оказалось невозможным, а приближенное решение методами МВ оказалось вполне приемлемым. Среди таких задач, например, распознавание образов различной природы, компьютерная графика, прогнозирование временных рядов, сжатие данных.

Представленная книга состоит из двух частей: первая посвящена имитационному моделированию, вторая – мягким вычислениям. Оба подхода с разных точек зрения рассматривают примерно одинаковый набор задач из области менеджмента, в частности, принятие управленческих решений, классификация объектов, анализ временных рядов, оценка рисков и др.

Книга предназначена для студентов, аспирантов и специалистов, сфера интересов которых лежит в области, сочетающей современные компьютерные технологии и традиционные подходы к решению задач менеджмента и смежных отраслей.

Первая часть, за исключением п.1.3, написана к.э.н., доцентом Серовой Е.Г., вторая часть и п.1.3 – д.т.н., профессором Кричевским М.Л.

… 
Серова Е. Г., Кричевский М. Л.
СПб.: Профессиональная литература, 2016.
28 октября 2016

Бренд–идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность

Исследование посвящено сравнительному анализу, систематизации и классификации смысло– и формообразования бренд–идентификации городского, регионального и глобального брендинга стран мира. Введение понятия «бренд–идентификация» применительно к территориальному брендингу позволяет наиболее адекватно определить и выделить данную предметную область, а также устранить методологическую и терминологическую путаницу. Книга представляет практический интерес для заказчиков, разработчиков и бренд–менеджеров в области территориального брендинга и маркетинга.

… 
М.: Совпадение, 2016.

Был ли успешен переход на эффективный контракт в организациях профессионального образования Московской области?

Целью исследования стало сравнение условий труда, размера заработной платы и результатов труда педагогических работников образовательных организаций, которые перешли на эффективный контракт, по сравнению с педагогическими работниками организаций, которые не перешли на эффективный контракт. Объектом исследования выступали педагогические работники 83 образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), подведомственные Министерству образования Московской области. Для получения информации непосредственно от педагогических работников был использован метод социологического опроса. С помощью анкеты, включающей 31 вопрос, были опрошены 253 педагогических работника; из них 105 респондентов вошли в экспериментальную группу и 148 – в контрольную. Результаты исследования показывают, что у педагогов, которые работают в организациях, перешедших на эффективный контракт, субъективная оценка собственного материального положения, ожидание будущих доходов, дове- рие к системе оплаты труда, оценка престижности учительской профессии выше, чем в организациях, не перешедших на эффективный контракт. Единственным параметром, который нельзя трактовать как однозначно позитивный результат, является повышение частоты оценки деятельности педагогов в организациях, внедривших эффективный контракт. Удалось также установить наличие умеренной связи между индивидуальным характером трудового договора и доверием педагогов к системе оплаты труда. Кроме того, была обнаружена умеренная связь между информированностью и доверием педагогов к системе оплаты труда. Таким образом, можно рекомендовать внедрение эффективного контракта во всех организациях СПО Московской области, так как он положительно влияет на нематериальную мотивацию и материальное положение педагогических работников. Проведение дополнительных мероприятий по повышению информированности педагогов об эффективном контракте может привести к повышению доверия к нему.

… 
Деркачев П. В., Зиновьев А. К.
Образовательная политика. 2016. № 3. С. 85-96.

Вариативность логистической составляющей бизнес-моделей металлургических предприятий России

Статья является продолжением публикации Стерлиговой А.Н. «Логистический контекст бизнес-модели предприятия» (Логистика и управление цепями поставок. - №1 (66). – 2015. – С. 24-34). Как было отмечено в этой публикации, в сложных экономических условиях стратегически значимые изменения для бизнеса можно осуществить и за счет изменения их бизнес-модели. Было использовано определение бизнес-модели (БМ), как объекта, имеющего дело  с процессом определения, создания, распределения и предложения ценности для клиента, а также с присвоением дохода, получаемого за счет ее признания на рынке. Была сделана попытка актуализации логистики как инструмента развития и использования БМ. Была описана модель логистической компоненты БМ. Предложен состав показателей оценки исходных ресурсов и результатов БМ для проведения анализа эффективности БМ по ее результатам, а также для принятия решений о необходимости разработки новой БМ предприятия при существенном изменении качества и количества исходных ресурсов.

Дальнейшее исследование потребовало проведения анализа использования БМ в различных отраслях для выявления возможности универсализации состава показателей оценки исходных ресурсов и результатов БМ.

В настоящей статье обоснована значимость проблематики бизнес-моделей в современной металлургии с фокусом на цепочку формирования потребительской ценности для клиента. Опираясь на предложенную ранее модель логистической компоненты БМ, проведен анализ БМ ведущих компаний черной металлургии России и выявлена вариативность их логистической компоненты. Сделаны обобщающие выводы по БМ отрасли. Рассмотрены экономические факторы, влияющие на возможности реализации логистикой своего влияния на получение требуемых финансовых показателей компании.

… 
Стерлигова А. Н., Лящук В. В.
Логистика и управление цепями поставок. 2016. № 1(72). С. 84-90.
15 апреля 2016

Вдали от государства: отходники и власть в современной России

Внутренние возвратные трудовые мигранты – современные отходники – являются сравнительно новым, но уже массовым феноменом в социально-экономической жизни России. Эта категория трудовых мигрантов, численность которой мы оцениваем в 15–20 миллионов трудоспособного населения, существует вне системы публичного управления, занимая преимущественно теневой сегмент экономики. Органы власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, еще не сформировали никакого определенного отношения к ним. Пока не существует никаких управленческих решений по регулированию отхожей трудовой деятельности, не выработано нормативно-правовой базы. В статье, основанной на полевых исследованиях в 40 российских регионах и эмпирических материалах по 77 муниципальным образованиям, рассмотрена проблема взаимодействия власти и отходников как особой категории населения в трех аспектах: отношение отходников к власти и ее представителям, формы и виды взаимодействия с властями, значение современного отходничества. Полная отстраненность отходников от власти, отказ их от взаимодействия с нею, отсутствие взаимодействия власти с этой категорией населения, недооценка ее экономического и политического значения являются предпосылками и факторами нарастания социальной напряженности и создают значительные социально-политические угрозы и риски для системы управления.

… 
Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 60-80.
5 апреля 2016

Вербальная феноменология качества жизни человека в аспекте психолингвистических и психолого-педагогических методов и подходов к его оптимизации

В книге А.Н. Мнацаканьян, Е.Г. Чалковой, « Вербальная феноменология каче- ства жизни человека в аспекте психолингвистических и психолого- педагогических методов и подходов к его оптимизации» рассматриваются ос- новные психолингвистические аспекты языковой картины качества жизни чело- века в их взаимосвязи с лингвистическими, экзистенциальными, эстетическими, катартическими, философскими, литературоведческими, педагогическими, пси- хологическими, медицинскими и биологическими научными аспектами качества жизни в контексте деятельностной парадигмы. Надеемся, эта работа поможет читателю глубже понять сущность описываемого феномена и возможности оп- тимизации качества жизни с позиций рассматриваемой платформы. 

… 
Мнацаканьян А. Н., Чалкова Е. Г.
М.: МГУ, МАКС Пресс, 2016.

Взаимодействие логистики и смежных служб компании при разработке политики обслуживания потребителей

В статье рассматриваются особенности взаимодействия подразделений компании при формовании гибкой политики обслуживания потребителей для оказания логистического сервиса. Представленный конкретными услугами, связанными с материальным потоком и использованием логистической инфраструктуры, логистический сервис в данной работе рассматривается как один из компонентов обслуживания потребителей.

Процедура разработки политики обслуживания, осуществляемая при тесном взаимодействии логистики и смежных служб компании, представлена в двух видах. Общая структура процедуры отражает заложенную логику обслуживания потребителей логистикой. Детализация каждого из шагов процедуры уточняет функциональные обязанности подразделений, прописывая реализуемые действия и ожидаемые результаты каждого шага. В рассматриваемой процедуре особое внимание уделено формируемой системе логистического сервиса, основу которой составляет предложения по разработке стандартов логистических услуг. Стандарты логистических услуг не только учитывают ограничения на предоставление логистического обслуживания, но и являются основой для расчета сетки тарифов. В работе обосновывается необходимость периодического анализа принятой политики обслуживания потребителей, изменение которой в части оказания логистического сервиса может исходить не только от коммерческих подразделений, но и явиться непосредственным результатом оптимизационной деятельности службы логистики.

Обособленно в статье рассмотрено межфункциональное взаимодействие подразделений логистического провайдера при включении инновационных предложений, связанных с расширением портфеля услуг в системе логистического сервиса. Внимание уделено не только пошаговому описанию методики формирования инновационного портфеля услуг, но и особенности структуры управления логистического провайдера.

… 
Логистика и управление цепями поставок. 2016. № 1. С. 50-61.
18 января 2017

Взаимосвязь уровня корпоративной социальной ответственности и результатов деятельности организации

Корпоративная социальная ответственность (КСО) и устойчивость бизнеса является одним из глобальных трендов. Обилие рейтингов корпортативной социальной ответственности позволяет проследить взаимосвязь этого показателя с финансово-организационными результатами фирмы. Текущие исследования в этой сфере базируются на качественных методах и небольшой выборке фирм, что не позволяет дать однозначного ответа о наличии или отсутствии корреляции. Корреляционный анализ большого количества организаций позволил выявить взаимосвязь между финансово-организационными результатами деятельности компании и ее уровнем социальной ответственности. Одним из наиболее значимых результатов является выявление положительной корреляции между уровнем КСО и долгосрочной выручкой организации.

… 
Ховаев С. Ю., Кожевников А. Д.
Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016.

Взаимосвязь уровня социально-экономического раз- вития страны и корпоративной социальной ответственности фирм

Корпоративная социальная ответственность является важным аспектом деятельности любой организации. Тем не меннее, факторы влияющие на уровень социальной ответственности не являются полностью изученными. Данная работа посвящена выявлению влияния социо-экономического развития страны на средний уровень корпоративной социальной ответственности. На основе выборки в 6505 организаций был проведен описательный и корреляционный анализ. В ходе описательного анализа были выявлены страны с наивысшим и наименьшим уровнем социальной ответственности. Корреляционный анализ в свою очередь позволил определить наличие и отсутствие взаимосвязей между показателями социально-экономического развития страны и уровнем социальной ответственности фирмы. 

… 
Ховаев С. Ю., Кожевников А. Д.
Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 1. С. 312-318.
27 апреля 2016