• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Практика управления талантами: проектная работа по технологии Scrum

Статья относится к категории «кейс», в ней рассматривается опыт Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики по оптимизации управления через системные трансформации подходов к организации административных сервисов с задействованием наиболее перспективных сотрудников «HiPo» для реализации проектов в области развития университетской корпоративной среды.

Основная цель статьи состоит в демонстрации опыта выстраивания системного подхода к реализации новой организационной модели в вузе благодаря участию наиболее талантливых сотрудников, с использованием методологии проектного менеджмента Scrum.

В статье последовательно рассмотрены базовые концепции управления талантами в современном университете и основные принципы методологии Scrum. Представлены результаты мониторинга, выявившие наиболее важные направления активности при формировании проектов для участников группы «HiPo». Определены важнейшие направления деятельности Кампуса, нуждающиеся в реализации децентрализованного подхода к управлению проектной работой. Затем приводится описание особенностей реализации проектов в Высшей школе экономики, осуществляемых в рамках методологии Scrum как в пилотном, так и в штатном вариантах.

Проведенное исследование дает основание для выводов о необходимости учета особенностей корпоративной культуры при внедрении новых управленческих механизмов. Обнаружено, что основные ожидания сотрудников по оптимизации сервисов связаны с диджитализацей процессов, переводом в электронные формы большинства действий, касающихся обсуждений, согласований, обеспечения делопроизводства и управления в целом. В то же время устоявшиеся управленческие подходы зачастую воспринимаются в формате догмы и не рассматриваются большинством в качестве возможных направлений трансформации. В этом плане необходимо участие неформальных лидеров, получающих прямую поддержку от руководства для реализации изменений в пользу оптимизации процессов.

Установлено, что основным объектом для инноваций являются административные процессы, которые включают в себя работу финансовых, кадровых и делопроизводственных служб. Деятельность этих подразделений требует повышенного внимания со стороны руководства вуза, так как во многом может способствовать формированию благоприятной корпоративной среды научно-педагогических работников. В остальном использование Scrum-подхода к реализации проектов, связанных с оптимизацией административных сервисов выводит университетских управленцев на более высокий уровень вовлеченности, причем этот эффект распространяется и за пределы группы «HiPo», деятельность которой должна также анализироваться и обсуждаться на регулярной основе. В статье делаются выводы о необходимости значительной предварительной работы по доведению до работников информации о планирующихся изменениях, а затем и постоянного информационного сопровождения хода реализации проектов.

Оригинальность статьи состоит в том, что в ней рассмотрен комплексный подход по реализации децентрализации управления и оптимизации административных сервисов. В основу положен практический опыт проведения мониторингов внутрикорпоративной среды университета, а также описание применения оригинального подхода Scrum для реализации соответствующих проектов, позволяющих имплементировать потенциал группы талантливых сотрудников в цели развития вуза.

… 
Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 131-143.
7 июня 2017

Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Аникина.

Практикум преследует цель – дать читателю необходимые навыки в области анализа и управления логистическими системами. Он включает теоретический материал и необходимый инструментарий для проведения деловых игр, разбора конкретных производственных ситуаций и решения задач в функциональных областях логистики. Даются практические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

Для сотрудников вузов экономических специальностей и специалистов, желающих повысить квалификацию в области логистики.

… 
Аникин Б. А., Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др.
М.: ИНФРА-М, 2017.

Применение концепции рычагов для оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал промышленных предприятий

Проведено комплексное исследование проблемы оценки стоимости интеллектуальных активов с позиций принятия управленческих решений в отношении инвестиций в интеллектуальный капитал. Выполнены адаптация и развитие концепции технологического рычага и бренд-левериджа в соответствии с задачами оценки результативности использования интеллектуального капитала в целом и отдельных его элементов. Представлены результаты эмпирических исследований, направленных на выявление зависимости между инвестициями в интеллектуальные активы и финансовой устойчивостью промышленных предприятий. Первое представление концепции интеллектуального рычага (рычага интеллектуального капитала) состоялось в октябре 2016 г. на XIII Международной конференции по интеллектуальному капиталу, менеджменту знаний и организационному обучению (ICICKM) (Итака Колледж, США)

… 
Экономическое возрождение России. 2017. Т. 3. № 53. С. 57-66.

Проблемные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы (опыт Пермского края)

В статье анализируются вопросы правоприменения антикоррупцинной экспертизы в период выделяемых автором этапов ее внедрения на территории РФ, определяются проблемные вопросы при использовании методики проведения антикоррупционной экспертизы, анализируется опыт проведения антикоррупционной экспертизы на территории Пермского края общественными экспертами.

… 
Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 1. С. 115-120.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Статья посвящена анализу проблем реализации кластерной политики в сфере туриз- ма в Пермском крае. Данный анализ предваряется исследованием генезиса теоретических подходов к содержательной интерпретации и структуре туристического кластера как в контексте отече- ственных, так и в рамках зарубежных исследований, а также компаративным анализом ключевых под- ходов к категории «туристический кластер». В статье представлена авторская периодизация разви- тия категории «туристический кластер» и новая интерпретация данного понятия. Статья содержит результаты анализа существующих подходов к туристической кластеризации в Пермском крае, выяв- ление и анализ основных проблем, заключающихся в формальности разработанных систем туристи- ческих кластеров, отсутствии туристического имиджа региона и стремлением к локализации основ- ных точек притяжения туристских потоков. Эти проблемы препятствуют реализации эффективной региональной политики в сфере туризма. … 
Региональные исследования. 2017. № 3 (57). С. 91-98.
10 декабря 2017

Программа «Глобальное образование» в эпоху экономики знаний: контекст и результаты

Программа «Глобальное образование» («ГО») – это инновационная программа государственного финансирования магистерских и докторских образовательных программ, предлагающая российским гражданам возможность учиться на дневном отделении в ведущих зарубежных высших учебных заведениях, а затем быть трудоустроенными в соответствии с полученной квалификацией в России в течение как минимум трех лет. Программа направлена на сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров в области науки, образования, инженерии, медицины и управления в социальной сфере в соответствии с приоритетами российской экономики. Она ориентирована на сотрудничество с ведущими работодателями страны, в том числе с зарегистрированными на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. «ГО» одновременно представляет собой программу усиления кадрового потенциала страны наряду с социальной поддержкой населения.

 

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в реализации программы «ГО» существуют определенные трудности, среди которых:

 

  • неожиданное отсутствие конкуренции между участниками;

  • относительно низкий охват рекламной кампании;

  • проблемы нехватки финансирования из-за колебаний валютных курсов и роста цен; 

  • несоответствие между международными учебными программами и потенциальными трудовыми обязанностями;

  • несоответствие между спросом на работу в промышленных и образовательных центрах (Москве и Санкт-Петербурге) и сложности трудоустройства на их территориях, ограниченного 10-процентной квотой; 

  • потенциальный риск «утечки мозгов» и чрезвычайная зависимость от экономического положения в России в будущем.

Популярное в развитых странах стремление к экономике знаний привлекло пристальное внимание российских властей и стимулировало инвестиции в эту область. «ГО» является смежным проектом с гораздо более амбициозным планом научно-образовательного возрождения и модернизации Российской Федерации. Важнейшей программой Министерства образования и науки РФ является Проект «5-100-2020» в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Этот проект направлен на реализацию исследовательского потенциала ведущих российских университетов, повышение конкурентоспособности путем укрепления их позиций на мировом рынке и превращение их в ведущие научные центры мира.

 

Основная задача «ГО» – обеспечить качество и своевременность процесса трудоустройства. В настоящее время в официальном списке «ГО» 607 работодателей, готовых принять к себе в штат финалистов программы, при этом 36% потенциальных работодателей находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но в  этих мегаполисах смогут трудоустроиться не более 25 % участников программы. Еще одно несоответствие обнаруживается в сфере деятельности работодателей, из которых 49% – заводы и фабрики, 19% – образовательные учреждения, 19% – научные организации, 11% – органы здравоохранения и лишь 2% – организации, относящиеся к социальной сфере.

 

Если процентное соотношение количества участников превышает процент работодателей из официального списка, на стадии трудоустройства может возникнуть риск конкуренции между участниками: более того, эта разница очень существенна в социальной сфере и довольно заметна в науке. Реальную опасность может представлять и отсутствие возможностей найти желаемого работодателя. Кроме этого, работодатели в регионах не смогут получить выгоду от сотрудничества с финалистами, если они будут не в состоянии предложить конкурентоспособную зарплату или их учреждения расположены на непривлекательных для жизни и работы территориях.

 


Аспиранты (20% участников) могут столкнуться с проблемой сверхвысокой квалификации: соискатели со степенью PhD, как правило, более амбициозны и нацелены на престижную должность, они стремятся к более высокому уровню оплаты труда, что может входить в разрез с интересами работодателей. Долгие сроки рассмотрения резюме, несколько этапов собеседования, включающих выполнение заданий, огромная конкуренция (особенно для соискателей с узкой специализацией) и ограниченное количество вакансий – это те сложности, с которыми финалистам «ГО» придется столкнуться по возвращении в РФ. Следует также отметить, что условие самостоятельного поиска работы участниками, а не работодателями существенно ограничивает эффективность программы.

 

В анонимном опросе на платформе SurveyMonkey приняли участие 26 финалистов «ГО» в возрасте от 23 до 40 лет. Было выявлено, что 54% респондентов завершили обучение и трудоустроены на полную ставку в России, в то время как 46% либо еще учатся, либо находятся в процессе поиска работы. Темами дискуссии опроса стали развитие программы, взаимодействие с работодателями, возможности применения профессиональных навыков на рабочем месте и анализ промежуточных результатов программ «ГО» и «5-100-2020».

 

Большинство респондентов выразили заинтересованность в решении таких вопросов, как квотирование рабочих мест на Москву и Санкт-Петербург, необходимость расширения списка работодателей и финансирования в валюте страны обучения, финансирование в размере 100% оплаты обучения вместе с сопутствующими расходами в целях уменьшения чрезмерной зависимости от колебаний курсов валют. Качество и новизна приобретенных знаний и практических навыков наряду с высоким уровнем владения академическим английским языком были указаны абсолютным большинством финалистов в качестве основных приоритетов обучения в лучших вузах мира.

 

В обсуждении были затронуты различные подходы в России и в западных странах к развитию высшего образования, а также культурные различия. В ответах назывались четыре основные проблемы: вопрос чрезмерной ориентированности на рейтинги (низкий уровень академического английского языка считается главным препятствием, ведущим к низкому уровню цитируемости, ограничивающему продвижение в рейтингах), недостаточный уровень прогрессивности в методологии обучения, ограниченное финансирование, влияющее на эффективность организации учебного процесса, и несовершенство образовательной инфраструктуры.

 

По результатам опроса было выявлено, что 100% респондентов изъявили желание продолжить работать в России после трех лет обязательной трудовой деятельности согласно условиям программы, если работодатели смогут гарантировать применение навыков, достойные условия работы, карьерный рост и конкурентную заработную плату. Более 40% допустили возможность эмиграции в случае, если им будут предложены многообещающие перспективы: среди стран, представляющих потенциальный интерес для финалистов «ГО», были названы США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур.
В период с 2014 по 2016 г. в «ГО» должны были принять участие 718 участников, однако это не было реализовано: согласно данным на 8 декабря 2016 г., гранты получили только 413 граждан РФ. Тем не менее в марте 2017 г. программа была продлена до 2025 г., и процентное соотношение финалистов, трудоустроенных в Москве и Санкт-Петербурге, увеличилось с 10 до 25% от всех участников. Остальные условия программы, включая сумму гранта (максимум 2 763 600 руб.), число ожидаемых финалистов (718) и т.д., на этом этапе пересмотрены не были.

… 
Мир России: Социология, этнология. 2017. Vol. 26. No. 3. P. 117-141.

Проектирование системы распределения в логистике

В монографии системно изложены теоретические, методические и практические аспекты логистики распределения в разрезе проектирования оптимальной системы и выбора рациональных вариантов сети распределения. Приведен основной понятийный аппарат, исследованы методология и научная база логистики распределения. Рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия логистики и маркетинга при построении системы распределения, основные участники сети распределения компаний и их особенности, эволюция логистического аутсорсинга в Российской Федерации, основные подходы к формированию оптимальной сети распределения. Приведены основные модели проектирования рациональной складской сети, авторские методические рекомендации и алгоритмы проектирования оптимальной системы распределения. Для ведущих специалистов по логистике промышленных и торговых компаний, специалистов компаний по управлению цепями поставок, маркетингу, продажам, научных работников и консультантов, студентов и преподавателей экономических и технических вузо

… 
ИНФРА-М, 2017.
14 ноября 2017

Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе.

Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает многочисленные инновации в них. Считается, что специфика персонала вузов состоит в том, что это высококвалифицированные специалисты, одной из характеристик которых является открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Некоторые исследователи разделяют преподавателей вуза на две группы с точки зрения базовой идентификации: тех, кто идентифицирует себя с организацией, и тех, кто привержен профессии. При этом делается вывод, что приверженные профессии преподаватели в большей степени склонны поддерживать инновации. Напротив, в статье доказывается, что обе идентификации могут стать фактором как сопротивления, так и внедрения инноваций. Сопротивление инновациям может быть обусловлено не столько характеристиками персонала, сколько масштабом и темпами изменения. В случае постоянных, масштабных изменений разрушаются условия осуществления профессиональной деятельности. Это создает необходимость выбора между организационной и профессиональной идентичностью, а также является источником сопротивления инновациям со стороны профессорско-преподавательского персонала. На наш взгляд, более существенная проблема для вуза – удержание в организации профессионалов, поскольку они, в первую очередь, идентифицируют себя с профессиональным сообществом. И эта проблема обостряется в процессе инноваций. При каких условиях профессионал готов идентифицировать себя с организацией? Когда он готов поддерживать инновации? Это ключевые вопросы в рамках данной статьи. … 
Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206.

Профессиональный опыт и образование основателей российских инновационных стартапов с позиции управления знаниями

Исследования проблем развития инновационного предпринимательства не всегда уделяют достаточное внимание уровню подготовки предпринимателей-инноваторов, необходимому для самостоятельного построения и развития бизнеса. С целью выявления дополнительных управленческих и инноваторских компетенций, не обходимых для дальнейшего развития создаваемых инновационных предприятий, проведено исследование, которое базируется на обобщении профессионального и образовательного профилей российских основателей стартапов. Для этого было собрано 92 резюме предпринимателей, на основе которых обобщалась полученная информация. Результаты показали, что большинство из этих предпринимателей работают в сфере информационных технологий, обладают высшим образованием в области информационных технологий или математики и имеют опыт работы по найму в крупных компаниях, в том числе на руководящих позициях. Незначительная их часть получала знания в области управления инновационной фирмой, лишь только треть имеет степень MBA. На основе проведенного анализа делаются выводы об основных направлениях дальнейшей подготовки и переподготовки инновационных предпринимателе с позиций трансфера управленческих знаний и знаний в сфере инновационной деятельности

… 
Инновации. 2017. № 3. С. 51-58.

Развитие VMI-отношений горнодобывающих компаний и поставщиков операционных ресурсов

Для предприятий горнодобывающей промышленности, потребность в запасных частях и расходных материалах, используемых при ремонте и эксплуатации оборудования, зависит от ряда факторов, причем степень влияния каждого из них не является однозначной и имеет скорее вероятностную (стохастическую) природу. Поэтому, рекомендации заводов-изготовителей оборудования, которые присутствуют в технической документации, имеют скорее общий (универсальный) характер. В условиях, когда однозначно определить фактическую потребность в операционных ресурсах не представляется возможным, горнодобывающие компании вынуждены формировать дополнительные страховые запасы, необходимые для обеспечения бесперебойного процесса добычи и поддержания производительности на заданном уровне. Для снижения негативного влияния, которое оказывает неопределенность внешней среды, целесообразно выстраивать отношения с поставщиками, основываясь на технологии VMI. Расчёты производились с учетом суммарных затрат, связанных с организацией заказов и поставок со стороны поставщиков и потребителей. Предлагаемые решения основывались на использовании модели оптимального размера заказа в цепи поставок с учётом потерь, как от иммобилизации финансовых ресурсов, отвлеченных в запасы, так и от простоев технологического оборудования. В статье был предложен перечень статей расходов, которые целесообразно учитывать при расчёте суммарных затрат, связанных с закупками и запасами операционных ресурсов горнодобывающих компаний. В результате расчётов, приведенных в статье, показано, что при развитии VMI отношений между горнодобывающими компаниями и их поставщиками, можно добиться обоюдного снижения затрат, сократив при этом уровни складских запасов, за счёт повышения прозрачности и определенности при планировании потребности. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 3. С. 122-128.
31 июля 2017

Развитие грузопотоков и логистической инфраструктуры транспортировки нефтеналивных грузов на юге Европы

Важнейшим направлением сбыта сырой нефти, добываемой в каспийском регионе, и нефтепродуктов, произведенных на южных НПЗ России и стран СНГ, является рынок стран юга Европы. Транспортная инфраструктура стран юга Европы по доставке потребителям нефтяной продукции рассчитана на морскую поставку. В данной работе уделяется особое внимание состоянию и развитию портовых терминалов и транспортных систем, соединяющих портовые резервуарные парки с потребителями нефтяной продукции. Основные мощности нефтяной промышленности юга Европы сосредоточена в наиболее развитых странах. Для исследования возможностей транспортной инфраструктуры и производства нефтепродуктов исследуемого региона используется метод количественного анализа. С помощью данного метода удается установить соответствие возможностей транспортной инфраструктуры с ожидаемыми и существующими грузопотоками. Дан анализ возможностей НПЗ, потребляющих сырую нефть в данном регионе. Рассмотрены возможности предприятий, обеспечивающих резервные мощности нефтяных энергоресурсов. На базе данных за последнее десятилетие по потреблению и переработке нефти в странах данного региона исследуются тенденции развития цепей поставок для нефтяной отрасли юга Европы. Выделяются главные регионы потребления сырой нефти, показаны перспективы развития нефтяных производств в странах юго-востока Европы. Представленный анализ позволяет выделить наиболее значимые области юга Европы для реализации цепей поставок нефтяной продукции в регион, строить наиболее эффективные грузопотоки для отправителей. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. Т. 80. № 3. С. 77-90.
27 сентября 2017