• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Контрактная система в сфере государственных закупок: перспективы логистического управления

Закон о контрактной системе, регулирующий закупки в государственной и муниципальной сфере, допускает возможность возложения централизованных полномочий по определению поставщиков на специализированные органы государственной власти. Представляя интересы группы подведомственных организаций, расположенных на некоторой географической территории, или функционирующих в определенной отрасли экономики, такие «единые заказчики» могут выполнять ряд функций, реализуемых в данный момент потребителями материальных ресурсов самостоятельно. Например, сбор заявок и их консолидацию, подготовка и проведение процедур определения поставщиков, заключение контрактов, контроль поставок и пр. Объём закупок, рассматриваемых по отдельности заказчиков, несоизмеримо меньше, чем консолидированная потребность компаний, представляющих некоторую отрасль экономики, сформированную по аналогичным ресурсам. В результате чего, заказчики лишаются возможности получения оптовых скидок, предоставляемых при размещении крупного заказа у непосредственного производителя. Отсутствие централизованного управления ведет к необходимости содержания заказчиками собственных расходных складов, оплачивая при разукрупнении партий дополнительные перевалки грузов и увеличивая затраты на складскую переработку. Расчёты производились в сопоставимых показателях в виде технико-экономического обоснования проекта, предполагающего формирование централизованного органа управления материальными потоками в государственной сфере. Для определения периода возврата инвестиций, рассчитывался простой срок окупаемости (payback period – PP). В результате расчётов, приведенных в статье, показано, что использование логистических принципов при управлении государственными и муниципальными закупками можно достичь существенной экономии бюджетных средств, которые выделяются в достаточно ограниченных количествах, учитывая современное состояние экономики. Кроме того, инвестиции в основные фонды, которые придется сделать при формировании инфраструктуры «единых заказчиков», окупаются в достаточно короткий срок. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2016. № 6. С. 48-56.
27 января 2017

Контркультура в организации

В статье рассмотрена проблема формирования контркультуры на предприятии в условиях кризиса, представлена классификация контркультуры и ее основные функции.

… 
Мотивация и оплата труда. 2016. № 1. С. 14-21.
27 февраля 2016

Концептуальные основы информационно-аналитического обеспечения органов управления военной организацией государства

В статье рассматривается концептуальные основы информационно-аналитического обеспечения органов управления военной организацией государства в ходе проведения межведомственного информационного взаимодействия. На основе предложенной структуры автоматизированной системы межведомственного информационного взаимодействия построена функциональная модель рассматриваемой предметной области, а также сформулированы требования к средствам информационно-аналитического обеспечения органов управления военной организацией государства.

… 
Ямпольский С. М., Шаламов А. С., Злобин С. М.
Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. № 4. С. 9-15.
19 декабря 2016

Концепции корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития: сопротивление политико-правовым инновациям в российской нефтегазовой отрасли

Задача – Научная проблема данной работы состоит в выявлении и изучении правовых, социально-психологических и организационных детерминант сопротивления устойчивому развитию в нефтегазовой отрасли. В фокус внимания исследователей перемещаются вопросы рассмотрения концепции устойчивого развития применимо к отдельно взятой компании. Это явление получило название корпоративная ответственность. Параллельно растет интерес деловой среды к проектному управлению, развитие проектного менеджмента. На пересечении этих областей знаний образовалась новая область – управление проектами устойчивого развития, которая в данный момент активно развивается [Gareis, 2013; Gareis, 2009; Gareis, 2010; Gareis, 2011; Silvius, 2013; Silvius, 2013; Silvius, 2012; Taylor, 2008]. Однако исследования, посвященные правовым аспектам заявленной проблематики, по-прежнему остаются немногочисленными [Castro, 2012; Castro&Mouro, 2011]. Модель – В статье проведен теоретический анализ инструментов и социально-психологические процессов, связанных с сопротивлением политико-правовым инновациям в нефтегазовой отрасли. Опираясь, в том числе, на подход школы психологических отношений, развиваемой в Институте психологии Российской академии наук, и литературу по экологической психологии, а также на законодательную базу РФ и международные договоры и соглашения, мы приводим пример разрешения споров, вытекающих из договоров по экспортным поставкам нефти и газа, различным сервисным контрактам с участием иностранных подрядчиков. Выводы – Несмотря на то, что существует специальный стандарт проектами The P5 Standard for Sustainability in Project Management: People, Planet&Profit, Project Processes and Products, созданный организацией GPM, специализирующейся на «Зеленом управлении проектами», опирающийся на цели, постулируемые в основном документе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», подписанном странами в 2015 году, в части вопросов концепция Устойчивого Развития пересекается с проектным менеджментом, а в части противоречит. Стандарт опирается на разработанную в 2011 году модель P5, учитывающую взаимосвязь продукта, процесса, людей, планеты (окружающей среды) и прибыли. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы (если применимо) – Статья приглашает исследователей для проведения дальнейшего изучения сопротивления политико-правовым инновациям в российских компаниях в рамках предложенного подхода. Однако, для того чтобы превратить концептуальный подход в действительно ценный инструмент, потребуется существенное дальнейшее совершенствование методологии. Это открывает поле для исследователей в области права, психологии, социологии и других общественных наук. Тем более, что среда, в которой функционируют компании, скорее всего, будет дестабилизироваться и дальше. Практическое значение (если применимо) – При перенесении данного подхода на действительность российской нефтегазовой отрасли становится понятной обеспокоенность защитников окружающей среды влиянием экономического роста, потребления нефти, финансового развития, индустриализации и открытости торговли на окружающую среду (в частности, это касается вопросов выброса CO2), в особенности, в развивающихся экономиках. Социальные последствия (если применимо) – В современном мире люди хорошо осознают конечность используемых природных богатств, а также все возрастающую с ростом экономики потребность человечества в природных ресурсах. На сегодняшний день остро стоит вопрос о том, оставим ли мы нашим потомкам достаточное количество природных ресурсов для их жизнедеятельности. Оригинальность/ценность – Особую актуальность представляет изучение заявленной проблематики в рамках проектов устойчивого развития, касающихся вопросов добычи природного газа (в целом, и попутного газа, в частности), который рассматривается в качестве одного из главных бюджетосоставляющих продуктов российского экспорта.

… 
Багратиони К. А., Куценко О. В., Байрамов Ф. Дж.
Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 212-220.

Концепция информационной кампании по повышению ценности семьи и семейного образа жизни

В статье предлагается концепция информационной кампании по повышению семейных ценностей с ориентацией на разные целевые аудитории. Особое внимание уделяется формированию просемейных ценностей у подрастающего поколения, а также поддержке семьи со стороны государства. Формулируются цели, задачи и принципы информационной кампании, описываются ее программные мероприятия и технологии, акцентируется роль средств массовой информации при проведении кампании.

… 
Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.
Информационное общество. 2016. № 3. С. 37-47.

Корпоративные ценности в банковском секторе: российская и зарубежная практика

Статья посвящена изучению публично декларируемых ценностей в российском банковском секторе. Сбор данных основан на анализе сайтов банков, их кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководителей компаний. В исследование вошли 50 наиболее крупных банков российского рынка. Всё многообразие публично декларируемых ценностей сгруппировано в 16 категорий. На базе расчёта индекса ценностей (CV-Index) выделены ценности, наиболее популярные в российском банковском секторе. Приведено сравнение полученных результатов с зарубежной практикой.

… 
Просвиркина Е. Ю., Просвиркин Н. Ю.
Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 91-98.
26 сентября 2016

Коэффициенты денежных потоков компании: оценка, анализ и практическое применение.

Проведено обзорное исследование различных коэффициентов денежных потоков (более 35) и методов их оценки на основе современной зарубежной практики финансового анализа. Приведена авторская классификация коэффициентов, включающая различные варианты их оценки. Практическая часть работы представлена оценками и сравнительным анализом коэффициентов денежных потоков на примере ведущих автомобильных компаний.  

… 
Сизых Н. В., Сизых Д. С.
Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № №12(2016).

Краудсорсинг в решении государственных, общественных и бизнес-задач

Предмет. Переход к постиндустриальной стадии развития общества, глобализация, развитие технологий, изменение роли потребителя в экономике, приводят к появлению новых форм взаимодействия субъектов общественных отношений. Система государственного управления, несмотря на ее консервативность, также пытается использовать в своей практике новые формы взаимодействия государственных органов, бизнеса, заинтересованной общественности. Одним из направлений использования потенциала граждан для решения общественных, государственных задач является краудсорсинг. В силу достаточной новизны этой технологии, существуют локальные точечные попытки использовать краудсорсинг на практике. Требуется системный подход к оценке возможностей использования краудсорсинга в сфере государственного и общественного управления.

Цели. Цель работы – определить направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе на примере Алтайского края. Для этого необходимо рассмотреть сущность данной формы взаимодействия с заинтересованной общественностью, определить причины, повлекшие ее появление. Сформулировать методические подходы к использованию краудсорсинга на практике, определить ключевые факторы успеха реализации краудсорсинговых проектов. Проанализировать возможности внедрения краудсорсинга в практику государственного управления на региональном уровне. Определить типы краудсорсинговых проектов, которые могут быть реализованы в регионе, предложить подходы к оценке эффективности использования краудсорсинга в государственном управлении.

Методология. В качестве основных методов исследования были использованы абстрактно-логический, структурный и функциональный методы. Были проанализированы результаты работ зарубежных и российских ученых, изучающих проблемы эффективного использования краудсорсинга на практике, в том числе в сфере общественного и государственного управления.

Результаты. В настоящей работе представлены возможные направления использования краудсорсинга в регионе для решения государственных и общественных задач.

Выводы. Выделенные направления применения краудсорсинга в регионе, могут быть в использованы на практике в субъектах Российской Федерации, для привлечения заинтересованных граждан к решению государственных и общественных задач. 

… 
Долженко Р. А., Лобова С. В.
Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 1.
9 января 2016

Краудсорсинг как инструмент мобилизации интеллектуальных ресурсов: опыт использования в Сбербанке России

В условиях ускорения научно-технического прогресса, усиления конкуренции, достижения условного «потолка» производительности труда, глобализации и многих других факторов, особенно актуальным становится для бизнеса максимальное использование всех доступных интеллектуальных ресурсов с целью поиска путей решения возможных проблем, определения направлений совершенствования деятельности. Одним из инструментов консолидации и активизации креативного потенциала заинтересованной общественности является краудсорсинг. В самом широком понимании краудсорсинг можно охарактеризовать как мобилизацию интеллектуальных ресурсов людей с помощью информационных технологий для решения поставленных задач. В силу достаточной новизны этой технологии, существуют локальные точечные попытки использовать краудсорсинг на практике, бизнес с осторожностью относится к данной форме использования интеллектуальных ресурсов, а успешный опыт организации краудсорсинговой деятельности оберегается в качестве ноу-хау. В отечественной практике есть пример организации, которая успешно внедрила краудсорсинг в своей деятельности – речь идёт о ПАО «Сбербанк России». Цель данной работы – проанализировать опыт внедрения краудсорсинга в Сбербанке, определить перспективы совершенствования данной технологии, предложить возможные направления трансляции опыта использования заинтересованному бизнесу. Выбор объекта обусловлен тем, что, во-первых, Сбербанк является одним из самых инновационных коммерческих банков России, во-вторых, данная компания является пионером и лидером в использовании краудсорсинга, обладающая уникальным опытом в этой области даже по меркам мировой банковской практики. 

… 
Долженко Р. А., Бакаленко А. В.
Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 3. С. 77-102.
3 декабря 2016

КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗАЕМЩИКОВ В СЕКТОРЕ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ: ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ

В работе проводится сравнительный анализ кредитного поведения заемщиков - физических лиц в зависимости от сферы деятельности, в которой они работают. Определены отрасли, в которых работают наиболее и наименее кредитоспособные заемщики. Проводится анализ влияния кризиса на кредитное поведение заемщиков, работающих в различных отраслях. Выявлено, что потрясения в экономике оказали значительное влияние на кредитоспособность работников финансовых учреждений и строительной отрасли. Однако именно в этих отраслях наблюдается наиболее быстрое восстановление платежеспособности в посткризисный период.

… 
Финансы и бизнес. 2016. № 2. С. 71-82.

Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии

Вместо ожидаемой глобализации государственного управления, понимаемой как становление «единого космополитического государства», наблюдается обусловленное неравномерностью инновационного развития расслоение современного мира, усиление ситуативной конкуренции государств и разных укладов жизни, подвергающихся давлению инновационного развития. Неопределенность инновационного развития стала основой современного кризиса государственного управления. В статье вводится понятие административного кризиса как одного из аспектов кризиса государственного управления, неадекватности существующих административных механизмов управления имеющимся вызовам. Показано, что основные административные парадигмы государственного управления, описывающие государство как систему органов и административных механизмов управления и систему государственной службы, трансформируются под воздействием административного кризиса. Рассмотрены основные теории и модели государства и государственной службы, возникающие в административных парадигмах под воздействием административного кризиса.

… 
Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.
17 октября 2016

Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодёжи

В статье представлены результаты исследования риторики российских властей в отношении молодёжи в течение последних четырех лет. В основе анализа находится конструкционистская исследовательская программа Питера Ибарры и Джона Китсьюза, высвечивающая четыре измерения дискурса социальных проблем: риторические идиомы, лейтмотивы, стили конструирования проблем, контрриторические стратегии. Автор сосредоточивается на выявлении лейтмотивов властной риторики в отношении молодёжи: повторяющихся конструкций, выражающих главные аспекты проблематизируемых ситуаций и реакции на них. Анализ риторики подтверждает предположение о прагматичном отношении российской властной элиты к молодёжи. Властями проблематизируется предполагаемое внешнее воздействие на молодых людей, тогда как ряд ситуаций: ограниченность жизненных шансов молодёжи, распространение ВИЧ/СПИДа, репрессивность уголовной политики и пр. статуса проблемы не имеет. Изучение выступлений президента, государственных программ, докладов и отчётов правительства России показывает, что лейтмотивами властной риторики в отношении молодёжи являются "угроза", "защита" и "традиционные ценности". Власти активно используют конструкцию "традиционные ценности", способствующую конформизму и сохранению "стабильности", без определения того, какие именно традиции российских культур кладутся в их основание. Эти ценности объявляются "истинными" и противопоставляются "квазиценностям" без прояснения принципов такого деления. Выявлены сдвиги во властной трактовке "национальной идеи" — от конкурентоспособности страны к патриотизму, а также патриотизма — от "любви к Отечеству", к готовности защищать государство военными средствами.

… 
Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 49-67.