• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Операционный (производственный) менеджмент

В учебном пособии системно изложены теоретические и методические аспекты операционного менеджмента, эволюция его развития, приведен основной понятийный аппарат. Детально рассмотрены содержание и характеристики операционных систем производственных и сервисных компаний, современных интегрированных концепций управления организациями, процедур разработки операционной стратегии предприятия, актуальных направлений повышения эффективности деятельности и развития процессного подхода к управлению.

Для преподавателей, студентов и слушателей программ магистратуры, повышения квалификации и МВА по общему и стратегическому менеджменту, логистике и другим направлениям, а также для аспирантов, ученых и специалистов.

… 
М.: ИНФРА-М, 2017.
3 июня 2009

О петербургской агломерации на основе концепции градостроительного развития

Статья посвящена истории создания и реализации Генеральных планов Санкт-Петербурга, формированию и перспективному развитию Санкт-Петербургской городской агломерации на основе сбалансированного градостроительного развития территорий, долгосрочного социально-экономического прогноза в условиях обеспечения устойчивого социально-экономического развития единого народнохозяйственного комплекса города и области.

… 
Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2017. № 4(53)/2016-1(54)/2017. С. 35-47.

Опыт моделирования социально-экономической динамики: Россия

Об истории России XX века написаны тысячи книг. Столько же книг написано и на тему политического и социального устройства СССР. Изучая эту литературу, можно узнать многочисленные подробности того, как всё происходило, но при этом нельзя понять – а почему это происходило? Причинно-следственные связи остались скрытыми от исследователей. В данной монографии предлагается использовать модель социальной динамики, описывающую динамическую взаимосвязь социальных групп, которые имеются в любом обществе, – обывателей, маргиналов и люмпенов. Эта модель социально-экономической динамики, применённая к истории Российской империи и её трансформации в Советский Союз, с последующей его трансформацией в современную Россию, показывает свою хорошую описательную способность. Она может быть распространена и на другие страны постсоветского пространства и бывшего «социалистического лагеря». Книга подготовлена так, чтобы она была интересна не только академическому сообществу – экономистам, политологам и социологам, но и более широкому кругу читателей – всем, кому интересны происходящие общественно-политические и социально-экономические события. … 
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017.

Организационная психология: Учебник

В учебнике рассматриваются современное состояние, междисциплинарные связи и перспективные области исследований, разрабатываемых в новой научно-прикладной дисциплине — организационной психологии. Описаны методические подходы и комплексные психологические технологии, используемые при решении задач организационной диагностики, оказании консультативной помощи, при оценке персонала, проведении тренинговых процедур и для поддержки психического здоровья профессионалов. Содержание учебника подготовлено на основании учебных программ, разработанных в соответствии с требованиями к новому поколению государственных образовательных стандартов профессионального образования в Российской Федерации, действующих в области подготовки психологов по специализациям "Организационная психология" и "Организационное консультирование". Рекомендуется для студентов, магистров и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях психологического профиля и по смежным специальностям, а также для руководителей, специалистов по менеджменту, сотрудников кадровых агентств, служб по работе с персоналом и профессиональной переподготовке на предприятиях.

… 
Абдуллаева М., Базаров Т. Ю., Базарова Г. Т. и др.
М.: НИЦ Инфра-М, 2017.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Приводится методика оценки качества управления информационными потоками в организациях, проанализирован ряд количественных и качественных характеристик информационных потоков, предложены направления использования разработанной методики.

… 
Вестник РМАТ. 2017. № 2. С. 45-48.

Оценка связи внутреннего и внешнего капитала бренда b2b-компаний в высокотехнологичных отраслях

В статье представлены результаты применения новой для российского рынка модели внутреннего капитала бренда для оценки b2b-компаний, действующих в высокотехнологичных отраслях — промышленное производство и информационные технологии. В результате опроса 94 сотрудников отделов продаж из 39 российских b2b-компаний, в том числе быстроразвивающихся компаний из рейтинга «Техуспех», авторы выявили связи между внутренним капиталом бренда, его факторами и внешним капиталом бренда компании. В работе представлены рекомендации по использованию выявленных связей (модели внутреннего капитала бренда) для развития бренда российских b2b-компаний в исследуемых высокотехнологичных отраслях. … 
Инновации. 2017. № 3(221). С. 11-19.
28 апреля 2017

Перспективы развития логистики и управления цепями поставок: сб.науч.тр. VII Международной научной конференции (18 апреля 2017 г.): в 2 частях

В сборник вошли статьи участников VII Международной научной конференция «Перспективы развития логистики и управления цепями поставок», организованной Школой логистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проходившей 18 апреля 2017 г. в Москве. Статьи посвящены анализу логистической инфраструктуры: транспортным системам, проектам и технологиям, проблемам логистической интеграции в цепях поставок, инновационным технологиям в логистике и перспективным информационно-аналитическим решениям в логистике.

… 
Ч. 2. М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2017.

Практика управления талантами: проектная работа по технологии Scrum

Статья относится к категории «кейс», в ней рассматривается опыт Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики по оптимизации управления через системные трансформации подходов к организации административных сервисов с задействованием наиболее перспективных сотрудников «HiPo» для реализации проектов в области развития университетской корпоративной среды.

Основная цель статьи состоит в демонстрации опыта выстраивания системного подхода к реализации новой организационной модели в вузе благодаря участию наиболее талантливых сотрудников, с использованием методологии проектного менеджмента Scrum.

В статье последовательно рассмотрены базовые концепции управления талантами в современном университете и основные принципы методологии Scrum. Представлены результаты мониторинга, выявившие наиболее важные направления активности при формировании проектов для участников группы «HiPo». Определены важнейшие направления деятельности Кампуса, нуждающиеся в реализации децентрализованного подхода к управлению проектной работой. Затем приводится описание особенностей реализации проектов в Высшей школе экономики, осуществляемых в рамках методологии Scrum как в пилотном, так и в штатном вариантах.

Проведенное исследование дает основание для выводов о необходимости учета особенностей корпоративной культуры при внедрении новых управленческих механизмов. Обнаружено, что основные ожидания сотрудников по оптимизации сервисов связаны с диджитализацей процессов, переводом в электронные формы большинства действий, касающихся обсуждений, согласований, обеспечения делопроизводства и управления в целом. В то же время устоявшиеся управленческие подходы зачастую воспринимаются в формате догмы и не рассматриваются большинством в качестве возможных направлений трансформации. В этом плане необходимо участие неформальных лидеров, получающих прямую поддержку от руководства для реализации изменений в пользу оптимизации процессов.

Установлено, что основным объектом для инноваций являются административные процессы, которые включают в себя работу финансовых, кадровых и делопроизводственных служб. Деятельность этих подразделений требует повышенного внимания со стороны руководства вуза, так как во многом может способствовать формированию благоприятной корпоративной среды научно-педагогических работников. В остальном использование Scrum-подхода к реализации проектов, связанных с оптимизацией административных сервисов выводит университетских управленцев на более высокий уровень вовлеченности, причем этот эффект распространяется и за пределы группы «HiPo», деятельность которой должна также анализироваться и обсуждаться на регулярной основе. В статье делаются выводы о необходимости значительной предварительной работы по доведению до работников информации о планирующихся изменениях, а затем и постоянного информационного сопровождения хода реализации проектов.

Оригинальность статьи состоит в том, что в ней рассмотрен комплексный подход по реализации децентрализации управления и оптимизации административных сервисов. В основу положен практический опыт проведения мониторингов внутрикорпоративной среды университета, а также описание применения оригинального подхода Scrum для реализации соответствующих проектов, позволяющих имплементировать потенциал группы талантливых сотрудников в цели развития вуза.

… 
Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 131-143.
7 июня 2017

Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Аникина.

Практикум преследует цель – дать читателю необходимые навыки в области анализа и управления логистическими системами. Он включает теоретический материал и необходимый инструментарий для проведения деловых игр, разбора конкретных производственных ситуаций и решения задач в функциональных областях логистики. Даются практические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

Для сотрудников вузов экономических специальностей и специалистов, желающих повысить квалификацию в области логистики.

… 
Аникин Б. А., Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др.
М.: ИНФРА-М, 2017.

Проблемные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы (опыт Пермского края)

В статье анализируются вопросы правоприменения антикоррупцинной экспертизы в период выделяемых автором этапов ее внедрения на территории РФ, определяются проблемные вопросы при использовании методики проведения антикоррупционной экспертизы, анализируется опыт проведения антикоррупционной экспертизы на территории Пермского края общественными экспертами.

… 
Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 1. С. 115-120.

Программа «Глобальное образование» в эпоху экономики знаний: контекст и результаты

Программа «Глобальное образование» («ГО») – это инновационная программа государственного финансирования магистерских и докторских образовательных программ, предлагающая российским гражданам возможность учиться на дневном отделении в ведущих зарубежных высших учебных заведениях, а затем быть трудоустроенными в соответствии с полученной квалификацией в России в течение как минимум трех лет. Программа направлена на сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров в области науки, образования, инженерии, медицины и управления в социальной сфере в соответствии с приоритетами российской экономики. Она ориентирована на сотрудничество с ведущими работодателями страны, в том числе с зарегистрированными на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. «ГО» одновременно представляет собой программу усиления кадрового потенциала страны наряду с социальной поддержкой населения.

 

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в реализации программы «ГО» существуют определенные трудности, среди которых:

 

  • неожиданное отсутствие конкуренции между участниками;

  • относительно низкий охват рекламной кампании;

  • проблемы нехватки финансирования из-за колебаний валютных курсов и роста цен; 

  • несоответствие между международными учебными программами и потенциальными трудовыми обязанностями;

  • несоответствие между спросом на работу в промышленных и образовательных центрах (Москве и Санкт-Петербурге) и сложности трудоустройства на их территориях, ограниченного 10-процентной квотой; 

  • потенциальный риск «утечки мозгов» и чрезвычайная зависимость от экономического положения в России в будущем.

Популярное в развитых странах стремление к экономике знаний привлекло пристальное внимание российских властей и стимулировало инвестиции в эту область. «ГО» является смежным проектом с гораздо более амбициозным планом научно-образовательного возрождения и модернизации Российской Федерации. Важнейшей программой Министерства образования и науки РФ является Проект «5-100-2020» в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Этот проект направлен на реализацию исследовательского потенциала ведущих российских университетов, повышение конкурентоспособности путем укрепления их позиций на мировом рынке и превращение их в ведущие научные центры мира.

 

Основная задача «ГО» – обеспечить качество и своевременность процесса трудоустройства. В настоящее время в официальном списке «ГО» 607 работодателей, готовых принять к себе в штат финалистов программы, при этом 36% потенциальных работодателей находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но в  этих мегаполисах смогут трудоустроиться не более 25 % участников программы. Еще одно несоответствие обнаруживается в сфере деятельности работодателей, из которых 49% – заводы и фабрики, 19% – образовательные учреждения, 19% – научные организации, 11% – органы здравоохранения и лишь 2% – организации, относящиеся к социальной сфере.

 

Если процентное соотношение количества участников превышает процент работодателей из официального списка, на стадии трудоустройства может возникнуть риск конкуренции между участниками: более того, эта разница очень существенна в социальной сфере и довольно заметна в науке. Реальную опасность может представлять и отсутствие возможностей найти желаемого работодателя. Кроме этого, работодатели в регионах не смогут получить выгоду от сотрудничества с финалистами, если они будут не в состоянии предложить конкурентоспособную зарплату или их учреждения расположены на непривлекательных для жизни и работы территориях.

 


Аспиранты (20% участников) могут столкнуться с проблемой сверхвысокой квалификации: соискатели со степенью PhD, как правило, более амбициозны и нацелены на престижную должность, они стремятся к более высокому уровню оплаты труда, что может входить в разрез с интересами работодателей. Долгие сроки рассмотрения резюме, несколько этапов собеседования, включающих выполнение заданий, огромная конкуренция (особенно для соискателей с узкой специализацией) и ограниченное количество вакансий – это те сложности, с которыми финалистам «ГО» придется столкнуться по возвращении в РФ. Следует также отметить, что условие самостоятельного поиска работы участниками, а не работодателями существенно ограничивает эффективность программы.

 

В анонимном опросе на платформе SurveyMonkey приняли участие 26 финалистов «ГО» в возрасте от 23 до 40 лет. Было выявлено, что 54% респондентов завершили обучение и трудоустроены на полную ставку в России, в то время как 46% либо еще учатся, либо находятся в процессе поиска работы. Темами дискуссии опроса стали развитие программы, взаимодействие с работодателями, возможности применения профессиональных навыков на рабочем месте и анализ промежуточных результатов программ «ГО» и «5-100-2020».

 

Большинство респондентов выразили заинтересованность в решении таких вопросов, как квотирование рабочих мест на Москву и Санкт-Петербург, необходимость расширения списка работодателей и финансирования в валюте страны обучения, финансирование в размере 100% оплаты обучения вместе с сопутствующими расходами в целях уменьшения чрезмерной зависимости от колебаний курсов валют. Качество и новизна приобретенных знаний и практических навыков наряду с высоким уровнем владения академическим английским языком были указаны абсолютным большинством финалистов в качестве основных приоритетов обучения в лучших вузах мира.

 

В обсуждении были затронуты различные подходы в России и в западных странах к развитию высшего образования, а также культурные различия. В ответах назывались четыре основные проблемы: вопрос чрезмерной ориентированности на рейтинги (низкий уровень академического английского языка считается главным препятствием, ведущим к низкому уровню цитируемости, ограничивающему продвижение в рейтингах), недостаточный уровень прогрессивности в методологии обучения, ограниченное финансирование, влияющее на эффективность организации учебного процесса, и несовершенство образовательной инфраструктуры.

 

По результатам опроса было выявлено, что 100% респондентов изъявили желание продолжить работать в России после трех лет обязательной трудовой деятельности согласно условиям программы, если работодатели смогут гарантировать применение навыков, достойные условия работы, карьерный рост и конкурентную заработную плату. Более 40% допустили возможность эмиграции в случае, если им будут предложены многообещающие перспективы: среди стран, представляющих потенциальный интерес для финалистов «ГО», были названы США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур.
В период с 2014 по 2016 г. в «ГО» должны были принять участие 718 участников, однако это не было реализовано: согласно данным на 8 декабря 2016 г., гранты получили только 413 граждан РФ. Тем не менее в марте 2017 г. программа была продлена до 2025 г., и процентное соотношение финалистов, трудоустроенных в Москве и Санкт-Петербурге, увеличилось с 10 до 25% от всех участников. Остальные условия программы, включая сумму гранта (максимум 2 763 600 руб.), число ожидаемых финалистов (718) и т.д., на этом этапе пересмотрены не были.

… 
Мир России: Социология, этнология. 2017. Vol. 26. No. 3. P. 117-141.