• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Проблемные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы (опыт Пермского края)

В статье анализируются вопросы правоприменения антикоррупцинной экспертизы в период выделяемых автором этапов ее внедрения на территории РФ, определяются проблемные вопросы при использовании методики проведения антикоррупционной экспертизы, анализируется опыт проведения антикоррупционной экспертизы на территории Пермского края общественными экспертами.

… 
Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 1. С. 115-120.

Программа «Глобальное образование» в эпоху экономики знаний: контекст и результаты

Программа «Глобальное образование» («ГО») – это инновационная программа государственного финансирования магистерских и докторских образовательных программ, предлагающая российским гражданам возможность учиться на дневном отделении в ведущих зарубежных высших учебных заведениях, а затем быть трудоустроенными в соответствии с полученной квалификацией в России в течение как минимум трех лет. Программа направлена на сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров в области науки, образования, инженерии, медицины и управления в социальной сфере в соответствии с приоритетами российской экономики. Она ориентирована на сотрудничество с ведущими работодателями страны, в том числе с зарегистрированными на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. «ГО» одновременно представляет собой программу усиления кадрового потенциала страны наряду с социальной поддержкой населения.

 

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в реализации программы «ГО» существуют определенные трудности, среди которых:

 

  • неожиданное отсутствие конкуренции между участниками;

  • относительно низкий охват рекламной кампании;

  • проблемы нехватки финансирования из-за колебаний валютных курсов и роста цен; 

  • несоответствие между международными учебными программами и потенциальными трудовыми обязанностями;

  • несоответствие между спросом на работу в промышленных и образовательных центрах (Москве и Санкт-Петербурге) и сложности трудоустройства на их территориях, ограниченного 10-процентной квотой; 

  • потенциальный риск «утечки мозгов» и чрезвычайная зависимость от экономического положения в России в будущем.

Популярное в развитых странах стремление к экономике знаний привлекло пристальное внимание российских властей и стимулировало инвестиции в эту область. «ГО» является смежным проектом с гораздо более амбициозным планом научно-образовательного возрождения и модернизации Российской Федерации. Важнейшей программой Министерства образования и науки РФ является Проект «5-100-2020» в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Этот проект направлен на реализацию исследовательского потенциала ведущих российских университетов, повышение конкурентоспособности путем укрепления их позиций на мировом рынке и превращение их в ведущие научные центры мира.

 

Основная задача «ГО» – обеспечить качество и своевременность процесса трудоустройства. В настоящее время в официальном списке «ГО» 607 работодателей, готовых принять к себе в штат финалистов программы, при этом 36% потенциальных работодателей находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но в  этих мегаполисах смогут трудоустроиться не более 25 % участников программы. Еще одно несоответствие обнаруживается в сфере деятельности работодателей, из которых 49% – заводы и фабрики, 19% – образовательные учреждения, 19% – научные организации, 11% – органы здравоохранения и лишь 2% – организации, относящиеся к социальной сфере.

 

Если процентное соотношение количества участников превышает процент работодателей из официального списка, на стадии трудоустройства может возникнуть риск конкуренции между участниками: более того, эта разница очень существенна в социальной сфере и довольно заметна в науке. Реальную опасность может представлять и отсутствие возможностей найти желаемого работодателя. Кроме этого, работодатели в регионах не смогут получить выгоду от сотрудничества с финалистами, если они будут не в состоянии предложить конкурентоспособную зарплату или их учреждения расположены на непривлекательных для жизни и работы территориях.

 


Аспиранты (20% участников) могут столкнуться с проблемой сверхвысокой квалификации: соискатели со степенью PhD, как правило, более амбициозны и нацелены на престижную должность, они стремятся к более высокому уровню оплаты труда, что может входить в разрез с интересами работодателей. Долгие сроки рассмотрения резюме, несколько этапов собеседования, включающих выполнение заданий, огромная конкуренция (особенно для соискателей с узкой специализацией) и ограниченное количество вакансий – это те сложности, с которыми финалистам «ГО» придется столкнуться по возвращении в РФ. Следует также отметить, что условие самостоятельного поиска работы участниками, а не работодателями существенно ограничивает эффективность программы.

 

В анонимном опросе на платформе SurveyMonkey приняли участие 26 финалистов «ГО» в возрасте от 23 до 40 лет. Было выявлено, что 54% респондентов завершили обучение и трудоустроены на полную ставку в России, в то время как 46% либо еще учатся, либо находятся в процессе поиска работы. Темами дискуссии опроса стали развитие программы, взаимодействие с работодателями, возможности применения профессиональных навыков на рабочем месте и анализ промежуточных результатов программ «ГО» и «5-100-2020».

 

Большинство респондентов выразили заинтересованность в решении таких вопросов, как квотирование рабочих мест на Москву и Санкт-Петербург, необходимость расширения списка работодателей и финансирования в валюте страны обучения, финансирование в размере 100% оплаты обучения вместе с сопутствующими расходами в целях уменьшения чрезмерной зависимости от колебаний курсов валют. Качество и новизна приобретенных знаний и практических навыков наряду с высоким уровнем владения академическим английским языком были указаны абсолютным большинством финалистов в качестве основных приоритетов обучения в лучших вузах мира.

 

В обсуждении были затронуты различные подходы в России и в западных странах к развитию высшего образования, а также культурные различия. В ответах назывались четыре основные проблемы: вопрос чрезмерной ориентированности на рейтинги (низкий уровень академического английского языка считается главным препятствием, ведущим к низкому уровню цитируемости, ограничивающему продвижение в рейтингах), недостаточный уровень прогрессивности в методологии обучения, ограниченное финансирование, влияющее на эффективность организации учебного процесса, и несовершенство образовательной инфраструктуры.

 

По результатам опроса было выявлено, что 100% респондентов изъявили желание продолжить работать в России после трех лет обязательной трудовой деятельности согласно условиям программы, если работодатели смогут гарантировать применение навыков, достойные условия работы, карьерный рост и конкурентную заработную плату. Более 40% допустили возможность эмиграции в случае, если им будут предложены многообещающие перспективы: среди стран, представляющих потенциальный интерес для финалистов «ГО», были названы США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур.
В период с 2014 по 2016 г. в «ГО» должны были принять участие 718 участников, однако это не было реализовано: согласно данным на 8 декабря 2016 г., гранты получили только 413 граждан РФ. Тем не менее в марте 2017 г. программа была продлена до 2025 г., и процентное соотношение финалистов, трудоустроенных в Москве и Санкт-Петербурге, увеличилось с 10 до 25% от всех участников. Остальные условия программы, включая сумму гранта (максимум 2 763 600 руб.), число ожидаемых финалистов (718) и т.д., на этом этапе пересмотрены не были.

… 
Мир России: Социология, этнология. 2017. Vol. 26. No. 3. P. 117-141.

Профессиональный опыт и образование основателей российских инновационных стартапов с позиции управления знаниями

Исследования проблем развития инновационного предпринимательства не всегда уделяют достаточное внимание уровню подготовки предпринимателей-инноваторов, необходимому для самостоятельного построения и развития бизнеса. С целью выявления дополнительных управленческих и инноваторских компетенций, не обходимых для дальнейшего развития создаваемых инновационных предприятий, проведено исследование, которое базируется на обобщении профессионального и образовательного профилей российских основателей стартапов. Для этого было собрано 92 резюме предпринимателей, на основе которых обобщалась полученная информация. Результаты показали, что большинство из этих предпринимателей работают в сфере информационных технологий, обладают высшим образованием в области информационных технологий или математики и имеют опыт работы по найму в крупных компаниях, в том числе на руководящих позициях. Незначительная их часть получала знания в области управления инновационной фирмой, лишь только треть имеет степень MBA. На основе проведенного анализа делаются выводы об основных направлениях дальнейшей подготовки и переподготовки инновационных предпринимателе с позиций трансфера управленческих знаний и знаний в сфере инновационной деятельности

… 
Инновации. 2017. № 3. С. 51-58.

Развитие VMI-отношений горнодобывающих компаний и поставщиков операционных ресурсов

Для предприятий горнодобывающей промышленности, потребность в запасных частях и расходных материалах, используемых при ремонте и эксплуатации оборудования, зависит от ряда факторов, причем степень влияния каждого из них не является однозначной и имеет скорее вероятностную (стохастическую) природу. Поэтому, рекомендации заводов-изготовителей оборудования, которые присутствуют в технической документации, имеют скорее общий (универсальный) характер. В условиях, когда однозначно определить фактическую потребность в операционных ресурсах не представляется возможным, горнодобывающие компании вынуждены формировать дополнительные страховые запасы, необходимые для обеспечения бесперебойного процесса добычи и поддержания производительности на заданном уровне. Для снижения негативного влияния, которое оказывает неопределенность внешней среды, целесообразно выстраивать отношения с поставщиками, основываясь на технологии VMI. Расчёты производились с учетом суммарных затрат, связанных с организацией заказов и поставок со стороны поставщиков и потребителей. Предлагаемые решения основывались на использовании модели оптимального размера заказа в цепи поставок с учётом потерь, как от иммобилизации финансовых ресурсов, отвлеченных в запасы, так и от простоев технологического оборудования. В статье был предложен перечень статей расходов, которые целесообразно учитывать при расчёте суммарных затрат, связанных с закупками и запасами операционных ресурсов горнодобывающих компаний. В результате расчётов, приведенных в статье, показано, что при развитии VMI отношений между горнодобывающими компаниями и их поставщиками, можно добиться обоюдного снижения затрат, сократив при этом уровни складских запасов, за счёт повышения прозрачности и определенности при планировании потребности. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 3. С. 122-128.
31 июля 2017

Развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка России

12

… 
Мурычев А. В., Маштакеева Д., Новиков П.
Деньги и кредит. 2017. № август. С. 18-25.

Развитие торговых сетей в России в условиях кризиса

Проанализировано текущее состояние отрасли, тенденции и потенциал развития ритейлеров. Выявлено, что в России в период кризиса особенно успешна стратегия мультиформатности дя торговых сетей, позволяющая покрыть потребности сразу нескольких групп покупателей

… 
Подсыпанина Т. Д., Попенкова Д. К.
Проблемы теории и практики управления. 2017. № 5. С. 126-133.

Развитие учителя в условиях деятельности педагогических команд

Введение: В современных инновационных условиях развития отечественного образования очевидна необходимость в профессионально-личностном росте учителя. Данный вопрос изучен в отечественной и зарубежной педагогике достаточно глубоко, однако практика решения проблемы развития учителя в условиях деятельности педагогических команд начинает только зарождаться.

Цель. Проанализировать возможности развития учителя в условиях деятельности педагогических команд.

Методология и методики исследования. В качестве структуры, логической организации статьи, применяемых методах и средствах деятельности был выбран аналитический обзор исследований ученых и практиков.

Результаты. В статье описаны возможности развития учителя в условиях деятельности педагогических команд с целью повышения качества образования.

Научная новизна заключается в выявлении возможностей развития учителя в условиях деятельности педагогических команд.

Практическая значимость может заключаться в том, что полученные результаты могут быть использованы при организации научно-методического сопровождения учителя, использования потенциала педагогических команд с целью решения проблемы повышения качества образования.

 

… 
Шевелёва Н. Н., Конобеева Т. А.
Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 3. С. 20-24.

Разрешительная деятельность в Российской Федерации

Монография основана на результатах инвентаризации разрешительных полномочий, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также организациями, наделенными публично-властными полномочиями. Она включает не только анализ нормативного материала, но и иллюстрирующие его примеры, основанные на статистической информации, докладах и отчетах о результатах деятельности органов власти, осуществляющих разрешительную деятельность, сведениях об исполнении федерального бюджета, судебной и административной практике.

Книга может быть полезна государственным служащим, студентам и преподавателям вузов, работникам научных организаций, а также всем интересующимся вопросами государственного (муниципального) управления и административного права.


… 
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.

Распределение товаров в складской сети: оптимальные решения по многим критериям

В статье представлены исследования особенностей определения наилучшего решения для задачи распределения товара в складской сети по многим критериям. Авторами показано, что для складской сети можно эффективно применять синтез следующих методов или подходов к оптимизации решений. 1) Имитационное моделирование с разыгрыванием случайных заказов по методу Монте-Карло на очередном промежутке времени планирования поставок. 2) Процессы аналитической иерархии для сравнения важности частных критериев с учетом предпочтений ЛПР. 3) Линейное программирование для минимизации издержек транспортировки и хранения товара (в формате уже разыгранных сценариев случайных заказов магазинов применительно к анализируемым альтернативам с возможными стратегиями принятия и исполнения заказов). Синтез указанных методов позволяет формализовать множество альтернатив для организации поставок от центрального склада на распределительный склад и в магазины. При этом задача распределения товара в складской сети формализуется как задача многокритериального выбора. Именно реализация такого подхода к оптимизации решения по распределению товаров в складской сети представлена в этой статье. В качестве частных критериев рассматриваются: 1) необходимость сократить средний ежедневный уровень запасов, паллет (таким образом, этот показатель будет минимизироваться); 2) требование уменьшить средние ежедневные затраты на хранение и грузопереработку, у.е. (таким образом, и этот показатель надо минимизировать); 3) необходимость сократить средние ежедневные транспортные затраты, у.е. (и этот показатель будет минимизироваться). Подход к оптимизации распределения товаров в складской сети, представленный в этой статье, отличают следующие особенности. Наряду с процедурами оптимизации в статье представлена специальная модификация показателей частных критериев, которая, в отличие от традиционных подходов теории многокритериальной оптимизации, позволяет более адекватно учитывать предпочтения ЛПР. Это достигается за счет разработанных процедур синтеза, позволяющих при оптимизации учитывать эффективные подходы к представлению таких показателей, как в формате теории многокритериальной оптимизации, так и в формате метода аналитической иерархии. Даны процедуры определения наилучшего решения на основе а) традиционных и обобщенных критериев выбора (произведений, Гурвица, максиминный); б) метода аналитической иерархии; в) модифицированных критериев выбора. Даны рекомендации, как адекватно учитывать предпочтения ЛПР относительно важности частных критериев, а также проанализировано влияние изменения их структуры на ранжирование альтернатив по различным критериям выбора. … 
Логистика и управление цепями поставок. 2017. Т. 78. № 1. С. 67-81.
7 июля 2017

Редакционный совет Авторам Рецензирование Редакционная этика Содержание журнала Архив Распространение Наши объявления Контакты Почтовый адрес: НИУ ВШЭ: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 Фактический адрес: 109074, Москва, Славянская пл., д.4, стр. 2, офис 307, НИУ ВШЭ Тел.: (495) 772-95-90 доб. 12631 Эл. почта: vgmu@hse.ru Рейтинг Science Index (по данным за 2015 г.) В общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2015 г. 133 место (из более 6000 журналов) 3 место — в рубрике «Организация и управление» Импакт-фактор РИНЦ 2015 г. - 0,966 (без учёта самоцитирования) Десятилетний индекс Хирша - 8 (2015 г.) Индексирование журнала по сайту и текстам статей по авторам по названию по ключевым словам Ежеквартальный научно-образовательный журнал Издается с 2007 г. ISSN 1999-5431 E-ISSN 2409-5095 Чепуренко А. Ю. 1 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20 Чепуренко А. Совмещая универсальные концепции с национальной спецификой: Поддержка малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена анализу развития политики содействия предприниматель- ству и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в некоторых стра- нах ЦВЕ и СНГ в ходе системной трансформации и основывается как на кабинет- ном исследовании, так и на собственном опросе экспертов из четырнадцати стран. Автор обращает внимание на изначальные несходства в социально-экономическом контексте политики поддержки МСП в переходных обществах и подчеркивает роль рамочных правил и регуляторики ЕС в процессе формирования соответствующей политики в странах Центральной и Восточной Европы. Показаны как сходство, так и различия в дизайне политики поддержки МСП в четырнадцати постсоциали- стических экономиках. Основываясь на анализе опыта стран ЦВЕ и СНГ с очень раз- личными рамочными условиями и экономическими показателями развития, автор статьи предлагает применить некоторые полученные результаты в российских ус- ловиях, переосмыслить сложившуюся политику содействия предпринимательству и поддержки МСП в направлении более полного учета как разных рамочных условий, так и уровня зрелости предпринимательского сектора на уровне регионов. … 
Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 7-30.
4 июля 2017

Реформа учреждений бюджетной сферы: предварительные итоги и новые вызовы

В работе подведены итоги реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» за период с 2010 по 2016 г. и на этой основе предложены подходы к дальнейшему развитию реформы государственных и муниципальных услуг.

… 
Бирюков А., Домбровский Д., Комаровская Е. и др.
Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
8 июля 2017