• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Лаборатория vs этнография: эпистемология чумы в эпоху бактериологической революции (к. XIX – нач. XX вв.).

В центре внимания статьи находятся способы изучения  и концептуализации чумы российскими врачами в конце XIX – начале XX в. Медицинские теории и пути их формирования оцениваются в сравнении с добактериологической эпохой и сопоставляются с концепциями европейских врачей. 

… 
Диалог со временем. 2018.
15 апреля 2017

«Предпочитая пастырскому жезлу Св. Петра кнут царских чиновников...» Религиозно-нравственное воспитание российских подданных в конце XIX – начале XX в.

В монографии на основе историко-правовых документов изучается проблема религиозных преступлений в Российской империи на рубеже XIX–XX вв. Проведённое исследование отображает специфику правоприменительной практики органов государственной власти и  особенности судопроизводства по делам о религиозных преступлениях. Автором даётся объективная оценка взаимоотношениям государства, религиозных объединений и общества в тесной связи с проводимой в позднеимперской России вероисповедной политикой.

… 
Андрощук В. В.
М.: ИД "Юриспруденция", 2018.
20 июня 2017

Семь грехов приходского священника: следственные материалы из архивов православных духовных консисторий (конец XIX – начало XX века)

ISBN 978-5-9516-0801-7

В монографии на основе историко-правовых документов рассматривается проблема преступности в среде православного духовенства конца XIX – начала ХХ в. Проведённое исследование отображает особенности производства следствий о проступках и преступлениях священнослужителей и специфику церковного судопроизводства. На основе следственных материалов православных духовных консисторий проводится анализ факторов социальной среды, повлиявших на формирование девиантного поведения православного духовенства.

… 
Андрощук В. В.
М.: ИД "Юриспруденция", 2018.
20 июня 2017

1917. «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» В ЛИССАБОНЕ ИЛИ РЕСПУБЛИКА И ЭСТЕТИКА

Статья посвящена осмыслению продолжительного эпизода из 1917-1918 гг., когда в Лиссабоне шли спектакли «Русских сезонов», хореографической антрепризы Сергея Дягилева. Выступления были встречены с восторгом только балетными критиками и художниками-модернистами, авторами «Орфея» и «Футуристской Португалии», публика же принимала их холодно. Авторы объясняют этот парадокс следующим образом: 1) вовлеченностью публики в стремительно меняющийся политический (революционный) контекст, 2) «элитарностью» художественной концепции дягилевских эстетических экспериментов. Всё это укладывается в парадигму «нового искусства» - в данном случае новизны художественных концепций дягилевской антрепризы в контексте португальского модернизма.

… 
Русинова О. Е., Мазняк М. М.
Древняя и Новая Романия. 2017. № 19. С. 261-268.
11 июля 2017

Accounting and the Reforms of Government in Eighteenth-Century Russia

В статье исследуется роль счетоводства и реформы финансового управления в России в 18 в.

… 
Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2017. No. 65. P. 200-238.

BIBLIOTHECA ANTIQUA. Помпоний Мела. Хорография

В книге публикуется латинский текст и русский перевод географического сочинения римского автора середины I в. н. э. Помпония Мелы. Издание снабжено Введением и подробными комментариями. «Хорография» представляет собой полное описание известной в то время ойкумены и тем самым является важным источником античной географии и истории. Краткость и занимательность изложения, в котором автор рассказывает также об исторических и мифологических сюжетах, делает «Хорографию» Мелы увлекательным «круизом по античному миру». В Приложении дается первый русский перевод «Хорографии», выполненный в XV-XVI вв. Этот перевод представляет собой уникальный для своего времени пример попытки не отвергнуть, а понять и принять античную, языческую культуру, ввести ее в свою «положительную» систему координат. Книга будет интересна не только специалистам-антиковедам, но и широкому кругу читателей.

… 
Самохвалова Н. Е., Подосинов А. В., Копылов И. А. и др.
Вып. II. М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2017.

Challenged harmony. Byzantine dispute over the form of the universe

Throughout the whole Byzantine era we witness the coexistence of the spherical conception of the universe which has its’ roots in ancient science and the pattern of tabernacle based on the Holy Writ. Only once in 6th century the opposite views became a subject for a dispute, but even then rather as a part of a broader theological controversy. Since that time the two conceptions survived in different cultural milieus and thence had no point of intersection. Only in 12 century Michael Glycas writing his chronicle in a simple language approaches the issue. Proving that the universe has a shape of a sphere he tries to make scholar knowledge available to a general public. By doing so he even dares to come into contradiction with John Chrysostom himself.

… 
Micrologus. Nature, Sciences and Medieval Societies. 2017. Vol. 25. P. 37-46.

Chiefdoms: Yesterday and Today

What many anthropologists regard as the major step in political development occurred when, for the first time in history, previously autonomous villages gave up their individual sovereignties and were brought together into a multi-village political unit--the chiefdom. Though long neglected as a major stage in history, recent years have seen the chiefdom come in for increased attention. As its importance has been more fully recognized, it has become the object of serious scholarly analysis and interpretation. In this volume specialists in political evolution draw on data from ethnography, archaeology, and history and apply fresh insights to enhance the study of the chiefdom. The papers present penetrating analyses of many aspects of the chiefdom, from how this form of political organization first arose to the role it played in giving rise to the next major stage in the development of human society - the state.

… 
Carneiro R. L., Grinin L. E., Korotayev A. et al.
NY: Eliot Werner Publications Incorporated, 2017.

Childbearing among first- and second generation Russians in Estonia against the background of the sending and host countries

Background: An expanding literature documents the childbearing patterns of migrants and their descendants in contemporary Europe. The existing evidence pertains mainly to the northern, western, and southern regions of the continent, while less is known about the fertility of migrants who have moved between the countries of Eastern Europe.

Objective: The aim of this study is to examine the fertility patterns of first- and second-generation Russians in Estonia, relative to the sending and host populations.

Methods: The study draws on the Estonian and Russian Generations and Gender Surveys. Proportional hazards models are estimated for the transitions to first, second, and third births.

Results: Russian migrants in Estonia exhibit greater similarity to the sending population, with a lower propensity for having a second and third birth than the host population. This pattern extends to the descendants of migrants. However, mixed Estonian-Russian parentage, enrolment in Estonian-language schools, and residence among the host population are associated with the convergence of Russians’ childbearing behaviour with the host-country patterns. The findings support the cultural maintenance and adaptation perspectives; selectivity was found to be less important.

Contribution: The study focuses on a previously under-researched context and underscores the importance of contextual factors in shaping migrants’ fertility patterns. It raises the possibility that, depending on the childbearing trends and levels among the sending and receiving populations, large-scale migration may reduce rather than increase aggregate fertility in the host country. With the advancement of the fertility transition in sending countries, this situation may become more common in Europe in the future.

… 
Puur A., Rahnu L., Abuladze L. et al.
Demographic Research. 2017. Vol. 36. P. 1209-1254.

Democracy in the Russian Far East during the Revolution of 1905–1907

The First Russian Revolution demonstrated that there was considerable interest in democracy in the Transbaikal, Amur, and Maritime Regions in 1905–1907, which was widely shared across the empire and in East Asia. Democracy was understood as economic welfare, social justice, civil liberties, popular representation, decentralization, and national self-determination. Like elsewhere in the empire, protests started with economic demands, but many trade and professional political unions, strike committees, and soviets developed political programs. In Vladivostok, unrests among soldiers and sailors erupted into major riots with numerous casualties in October 1905, despite the attempts of Military Doctor Mikhail Aleksandrovich Kudrzhinskii and other intellectuals to make the movement peaceful. In Blagoveshchensk, the Amur Cossack teacher Mikhail Nikitich Astaf’ev joined a group of intellectuals who attempted to turn the municipal duma into a provisional government. In Nikolsk-Ussuriysky, Doctor Nikolai Vasil’evich Kirilov presided over the founding congress of the Ussuri Peasant Union, which discussed the introduction of rural revolutionary self-government. In Chita, Social Democrats under Anton Antonovich Kostiushko-Voliuzhanich took over much of the Transbaikal Railway. Tsyben Zhamtsarano and other Buryat intellectuals assembled for congresses demanding indigenous self-government. The recognition of these territories as the Russian Far East had already begun, but the loosely united Transbaikal, Maritime, and Amur Regions remained part of Siberia or North Asia for contemporary observers. The unity of Siberia from the Urals to the Pacific was reinforced by Siberian Regionalism which attracted the support of regional liberals and moderate socialists and consolidated through joint activities of Siberian deputies.

… 
Russian History. 2017. Vol. 44. No. 2-3. P. 449-475.

Deux harmonies en comparaison: Michel Scot et Grégoire du Mont Sacré

В статье рассматриваются представления о мировой гармонии в творчестве двух мыслителей первой трети XIII в., работавших в Южной Италии: астролога и переводчика Михаила Скота и поэта, аббата монастыря св. Троицы на Гаргано Григория Святогорца.

… 
Micrologus. Nature, Sciences and Medieval Societies. 2017. Vol. 25. P. 169-196.
14 июня 2017

Doctor et legislator Yspaniarum в эпоху Реконкисты: образ святого Исидора во «Всемирной хронике» Луки Туйского

В XI–XIII в. после перенесения мощей Исидора Севильского из Севильи, занятой мусульманами, в христианский Леон в леонской епархии стал складываться культ святого. Развитию этого культа послужили сочинения Луки Туйского, каноника собора св. Исидора в Леоне, впоследствии епископа г. Туй в Галисии. В статье анализируется образ Исидора в его историческом произведении, «Всемирной хронике», охватывающей период от сотворения мира до взятия христианами Кордовы в 1236 г. Автор показывает, какие источники использовал Лука Туйский для создания образа св. Исидора и как этот образ повлиял на дальнейшую хронистику. Так, Исидор во «Всемирной хронике» предстает учителем и законодателем Испании, хранителем истинной веры в противовес пророку Мухаммаду, с которым, по версии Луки, он чуть было не встретился. Кроме того, Исидор, оказывается, предсказал не только арабское завоевание, но и последующую Реконкисту, став таким образом одним покровителем христиан Испании.

… 
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История РПЦ. 2017. Т. II. № 74. С. 11-23.
12 марта 2017