• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Routledge Handbook of Russian Foreign Policy

Providing a comprehensive overview of Russia’s foreign policy directions, this handbook brings together an international team of scholars to develop a complex treatment of Russia’s foreign policy. The chapters draw from numerous theoretical traditions by incorporating ideas of domestic institutions, considerations of national security and international recognition as sources of the nation’s foreign policy. Covering critically important subjects such as Russia’s military interventions in Ukraine and Syria, the handbook is divided into four key parts:

Part I explores the social and material conditions in which Russia’s foreign policy is formed and implemented.

Part II investigates tools and actors that participate in policy making including diplomacy, military, media, and others.

Part III provides an overview of Russia’s directions towards the United States, Europe, Asia, the Middle East, Eurasia, and the Artic.

Part IV addresses the issue of Russia’s participation in global governance and multiple international organizations, as well as the Kremlin’s efforts to build new organizations and formats that suit Russia’s objectives.

The Routledge Handbook of Russian Foreign Policy is an invaluable resource to students and scholars of Russian Politics and International Relations, as well as World Politics more generally.

… 
Ofitserov-Belskiy D. V., Sushentsov A. A., Сушенцов А. А. et al.
ROUTLEDGE JOURNALS, TAYLOR & FRANCIS LTD, 2018.

The Impact of WTO Membership: A Comparative Analysis of China, Russia and Ukraine

Комплексный анализ социально-экономических последствий вступления Китая, Украины и России в ВТО по различным отраслям экономики позволил выработать рекомендации для наиболее успешной адаптации России к нормам ВТО. Акцент сделан на опыте Китая. Практика его участия в ВТО крайне полезна для России с позиций позитивного влияния  на развитие экономики страны, когда с одной стороны, идет расширение промышленного и производственного секторов экономики, продвижение товаров на мировых рынках, а с другой, есть возможность использовать правовые инструменты ВТО для защиты национального внутреннего рынка.

Положительный опыт участия в ВТО Китая несколько контрастирует с приведенным опытом Украины. Оценка многовекторной  политики Украины и ее ассоциирование с ЕС позволила сделать вывод о невозможности этой страны идти одновременно по пути и евразийской  и европейской интеграции. 

Обострившееся в последнее время торгово-экономическое и политическое противоборство России с американскими и европейскими партнерами подталкивает к кардинальному изменению государственной экономической стратегии. Определить направления таких трансформаций поможет постижение как положительного, так и отрицательного опыта продвижения в мировое экономическое пространство давних торговых партнеров России – Китая и Украины. 

… 
Abingdon; NY: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018.

«Группа двадцати», БРИКС и АТЭС в системе международных институтов. Немного хороших новостей для глобального управления

Возникновение новых институтов в ответ на системные уязвимости, стратегическую трансформацию влияния государств в мировой экономике и медленные темпы реформирования существующих институтов вызвало бурную дискуссию в отношении роста количества институтов и сопровождающей его фрагментации глобального управления. Однако фрагментация не означает снижения спроса на глобальное управление или его эффективности. Напротив, она может приносить выгоды, будучи позитивной и креативной [Acharya, 2016].
 
Несмотря на существенные различия своих миссий и коллективной идентичности, «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС играют важную роль в повышении инклюзивности, легитимности и эффективности глобального управления. Отличительными чертами трех институтов являются практика проведения встреч на высшем уровне, принцип добровольности исполнения решений, признание роли основных развивающихся стран в мировом экономическом росте, глобальном и региональном управлении, высокая интегрированность в систему международных институтов и активное взаимодействие с международными организациями.
 
Это взаимодействие напрямую не решает проблем, связанных с фрагментацией, но стимулирует разделение труда, которое снижает риски фрагментации и конкуренции, способствует росту координации, согласованности, подотчетности и эффективности в глобальном управлении.
 
В настоящей статье рассматривается взаимодействие «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС с международными организациями в рамках выполнения ими функций глобального управления, включая обсуждение, определение направлений коллективных действий, принятие решений, их исполнение и развитие глобального / регионального управления.
 
Аналитической основой исследования является теория рационального выбора институционализма. Оно опирается на количественный и качественный анализ документов, принятых «Группой двадцати», БРИКС и АТЭС, для выявления динамики и определения предпочитаемых ими моделей взаимодействия с многосторонними организациями.
 
Статья начинается с краткого описания роли «Группы двадцати», БРИКС и АТЭС в системе глобального управления. Затем представлены аналитическая парадигма и методология исследования. На основе этой методологии проверяется ключевая гипотеза о том, что неформальные институты высшего уровня могут прибегать к сочетанию моделей «каталитического воздействия», «ядра, влияющего на систему» и «параллельного управления» при взаимодействии с международными институтами, причем выбор отражает их миссию и роль в системе этих институтов, которые могут меняться со временем. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС последовательно взаимодействуют с международными организациями, но спектр этих организаций, интенсивность, динамика и модели взаимодействия существенно различаются.
 
«Группа двадцати», ключевой форум экономического сотрудничества, действующий на основе консенсуса, стремится «выполнить обещание содействовать большей согласованности в системе институтов глобального управления» [Narlikar and Kumar, 2012, p. 389] и создать новую форму институционального коллективизма. «Двадцатка» превосходит БРИКС и АТЭС по количеству упоминаний международных организаций, интенсивности и масштабам взаимодействия. Она использует все три модели, взаимодействуя с ключевыми партнерами (МВФ, СФС, ОЭСР, Всемирным банком, ВТО и МОТ) в основном в качестве «ядра, влияющего на систему», по всему спектру функций глобального управления от обсуждения до исполнения решений. БРИКС, представляющий новую силу в глобальном управлении, стремится трансформировать мировой порядок на благо людей внося конструктивный вклад в определение правил игры [Duggan, 2015, p. 11]. БРИКС последовательно выступает в качестве катализатора, стимулирующего, одобряющего, побуждающего и поддерживающего изменения ООН, МВФ и Всемирного банка, а также ВТО и создающего собственную институциональную систему. АТЭС как главный региональный экономический форум и инструмент участия Азиатско-Тихоокеанского региона в решении глобальных проблем [Morrison, 2014, p. 2], продвигает повестку инклюзивного роста на региональном и глобальном уровнях. Эта двойственность целей проявляется в выборе партнеров для взаимодействия: десять ключевых партнеров АТЭС включают как глобальные, так и региональные международные организации. АТЭС способствует интеграции региональной и глобальной повестки дня, обеспечивает координацию между региональными и многосторонними институтами и усиливает их взаимное влияние.
 
«Группа двадцати», БРИКС и АТЭС, каждый по своему, способствуют росту координации в глобальном управлении. Определенно необходимо дальнейшее повышение согласованности и эффективности взаимодействия многосторонних институтов. Однако наличие предпосылок для снижения фрагментарности и конкуренции – хорошая новость, позволяющая с надежной смотреть в будущее глобального управления.
 
Исследование выполнено при финансовой поддержке PФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Модели взаимодействия международных институтов в процессе осуществления многостороннего управления в сферах макроэкономической политики, финансового регулирования, международной торговли и инвестиций», проект № 15-07-00022.
… 
Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 1.

Китайский язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций

Учебник  предназначен для учащихся общеобразовательных организаций, начинающих изучать китайский язык в качестве второго иностранного языка с 5 класса. Подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сбалансированная структура учебника, большой объём страноведческих знаний, аутентичность текстов, педагогически выверенные материалы для аудирования и тренировочных упражнений, привлекательный дизайн, созданные с учётом возрастных особенностей обучающихся и лучших современных образовательных практик, направлены на успешную реализацию целого ряда подходов в преподавании китайского языка школьникам, прежде всего, межкультурного коммуникативного. Использование материалов данного учебника в учебном процессе направлено на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов.

… 
Сизова А. А., Чэнь Ф., Чжу Ч.
М.: Просвещение, 2018.

Китайский язык. Второй иностранный язык. Прописи 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.

Учебное  пособие  «Прописи»  является  неотъемлемой   частью учебно-методического  комплекта  «Китайский  язык.  Второй иностранный  язык.  5  класс»  серии  «Время  учить  китайский!». Иероглифические  прописи  позволят  обучающимся  на  практике применить основные правила китайского иероглифического письма,  запомнить  правильный  порядок  черт  при  написании  изучаемых  иероглифов,  развить  навыки  анализа  структуры  и  значения иероглифических  единиц  в  ходе  освоения  языкового  материала курса.    Методическое  решение  и  дизайн  прописей  учитывают  психовозрастные особенности школьников для успешного формирования иероглифической компетенции. … 
Просвещение, 2018.

«Мы — нация. Мы решаем»: Каталонский сепаратизм в начале XXI века

В статье делается попытка объяснить драматическую трансформацию каталонской политики в конце 2000-х – начале 2010-х годов: резкое усиление националистических настроений и превращение сепаратизма в доминирующее политическое течение в Каталонии. Автор показывает, что успех каталонского сепаратизма стал результатом сложного взаимодействия факторов самого различного уровня от специфической организации каталонского социума и особой политической культуры каталонцев до воздействия финансово-экономического кризиса конца 2000-х годов и неадекватной реакции на события в Каталонии испанского правительства и ведущих политических партий страны.

… 
Новая и новейшая история. 2018. № 1. С. 102-120.

Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы для России

В коллективной монографии представлены итоги исследований ведущих российских ученых-международников по широкому кругу вопросов, связанных с особенностями эволюции постбиполярной системы международных отношений, а также попытками Российской Федерации определить и переосмыслить свое место в ней и теми внешнеполитическими вызовами, с которыми ей приходится в настоящее время сталкиваться. Какой характер носит современная архитектура международных отношений, в каком направлении она меняется, насколько она приблизилась к тому, чтобы стать действительно многополярной, в чем в нынешних условиях заключаются национальные интересы России, может ли наша страна превратиться в самостоятельный центр силы и каков должен быть ее оптимальный внешнеполитический курс? На эти принципиальные для российской науки о международных отношениях и пытаются дать ответ участники данного проекта. Монография состоит из двух разделов — первый посвящен ключевым проблемам формирования нового мирового порядка и роли в этом процессе Российской Федерации, второй — основным направлениям ее внешней политики, ее стратегии и тактике в важнейших для нее регионах планеты и особенностям ее отношений с ведущими акторами мировой политики.

Для широкого круга читателей, в первую очередь для политологов, международников, востоковедов, историков и журналистов.

… 
Аксененок А. Г., Батюк В. И., Бордачев Т. В. и др.
М.: Международные отношения, 2018.

Оценка рисков либерализации торговли товарами со странами Азии для Российской Федерации

Вопрос либерализации торговли со странами АТР – один из ключевых в повестке интеграции России и ЕАЭС в торгово-экономические связи в АТР. Однако заключение соглашений о зоне свободной торговли традиционно негативно воспринималось как в России, так и странах-партнерах ЕАЭС в силу превалирующей крайне консервативной торговой политики. Для оценки рисков таких соглашений была проведено исследование, моделирующее ситуацию полной либерализации торговли товарами России с Республикой Корея, Сингапуром, Индией, Японией и Китаем. Страны были выбраны на основе текущих переговорных треков ЕАЭС и анализа российской внешней торговли со странами АТР. Моделирование производилось с помощью модели частичного равновесия, встроенную в программу SMART, которая предоставляется World Integrated Trade Solution.

В работе выделяются ключевые товарные группы, увеличение импорта которых можно ожидать при полной отмене тарифных пошлин с российской стороны (с учетом чувствительных тарифных линий). Кроме того, авторы приходят к выводу, что в таком случае импорт индийской и корейской продукции увеличится примерно на 7,5%, японской – на 7%, сингапурской – на 6,5% от стоимости импорта из данных стран. Моделирование показало увеличение импорта китайской продукции на 8%, однако, в абсолютном выражении данный прирост превышает текущий уровень торговли с Индией и Сингапуром вместе взятых, что подтверждает низкую вероятность запуска переговоров о ЗСТ с Китаем в кратко- и среднесрочном периоде.

Поскольку ЗСТ охватывает не только тарифные меры, но и другие важные аспекты международного торгового регулирования, в статье были представлены результаты анализа уже подписанных и вступивших в силу ЗСТ Китая, Японии, Индии и Республики Корея, а также приложений к ним. Данный анализ позволил выявить устойчивые практики в данной области и определить ключевые переговорные приоритеты стран Азии на текущем этапе. Применительно к России, анализ показал, что перспективные для российского экспорта категории товаров в рассматриваемых странах чаще всего относятся к чувствительным (мясо, злаки, молочная продукция и т.д.) и не подпадают под ЗСТ. В связи с этим по данным товарам и российским ведомствам, и ЕЭК для наращивания экспорта в страны Большой Евразии будет принципиально важно направить максимум усилий на нейтрализацию нетарифных барьеров по данным товарным категориям.

В ходе исследования также было подтверждено, что ЗСТ влекут за собой значительный рост товарооборота между странами или, по крайней мере, замедление его снижения (как в случае ЗСТ Китай – Республика Корея) – в последнем случае по товарам, включенным в ЗСТ падение товарооборота было меньше, чем по «чувствительным». Подтвердилось и то, что подобные соглашения нацелены не только на увеличение взаимной торговли товарами благодаря снижению таможенных тарифов, но и усиление взаимодействия между странами в таких направлениях, как регулирование нетарифных мер, в особенности СФС и ТБТ.

… 
Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. № 2.

Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя

В книге представлены результаты ряда общенациональных исследований Института социологии РАН, выполненных в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта (Германия) в Российской Федерации в 2000–2017 гг. На их основе проведен сопоставительный анализ образа жизни россиян, проживающих в двух крупнейших российских мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге) и в других регионах страны. Показаны особенности уровня и качества жизни их жителей, специфика их занятости и поведения в интернет-пространстве, место в их жизни семьи и детей, динамика различных моделей досугового поведения, а также изменение традиционных гендерных ролей в разных типах поселений и особенности миграционного поведения их жителей. Особый интерес представляют имеющиеся в монографии данные о динамике восприятия своей жизни жителями столиц и разных типов населенных пунктов, о векторе изменения их мировоззрения и ценностных ориентаций, а также об оценках ими ситуации в стране в целом и в регионах проживания.

… 
Горшков М. К., Тихонова Н. Е., Аникин В. А. и др.
М.: Весь мир, 2018.

Транснациональная индустрия отдыха и современное государство

В статье на материале деятельности туристических транснациональных компаний в России раскрыты не только отрицательные, но и положительные стороны их взаимодействия с российским бизнесом и властными институтами. Говоря о транснациональных компаниях в сфере туризма, мы должны учитывать, по меньшей мере, три фактора: интернационализацию и глобализацию сферы международного туризма; связанную с этим трансформацию структуры и функций ТНК в индустрии отдыха; специфику использования механизмов т.н. «мягкой силы» в области взаимодействия национального государства и транснационального бизнеса. Унификация потребительских предпочтений, равно как и распространение единых культурных ценностей, связанные с глобализацией, способны не только упростить организацию международного туристского бизнеса, но и использовать его как канал «культурной дипломатии». При этом авторы призывают с осторожностью относиться к самому концепту «мягкой силы» в силу преобладания коммерческих целей деятельности компаний в области туризма над гуманитарными задачами, а также сложности достижения баланса государственного и частного интереса. Отсюда вытекает целый ряд сложностей анализа разноуровневого взаимодействия, особенно в такой области, как формирование (или переформатирование) и продвижение имиджа государства на международной арене. Авторы предпринимают попытку преодолеть эти сложности и показать, почему и каким образом ресурсный потенциал иностранных (не говоря уже о российских) ТНК может быть использован для формирования и продвижения на международной арене позитивного образа Российской Федерации.

… 
Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 1..

Accountability for Effectiveness in Global Governance

The global community confronts a comprehensive and interconnected array of compelling economic, development and security challenges which require effective global governance. At the centre of world governance stand the new plurilateral summit institutions; the G8 and G20, and UN summits on subjects such as sustainable development and climate change. Many observers and participants regard the performance of these summits as inadequate and doubt their ability to cope with increasingly complex and numerous global challenges.   This book critically examines how effectively central global institutions comply with their commitments and how their effectiveness can be improved through accountability measures designed to raise compliance and deliver better results.   Expert contributors assess compliance and accountability at the key global institutions to provide an important resource for policymakers and scholars in political science, governance and accountability.   … 
Под науч. редакцией: J. Kirton, M. V. Larionova.
Routledge, 2017.

A Friend Who Was Supposed to Lose: How Donald Trump Was Portrayed in the Russian Media?

Дональда Трампа и его окружение часто обвиняли в тесных связях с Россией. Россияне в свою очередь поддерживали Трампа существенно сильнее, чем жители других стран. В данной статье впервые предпринимается систематический анализ дискуссии в российской прессе о деятельности Трампа во время его избирательной кампании и после ее завершения. На основе анализа тона публикаций и сетевых повесток дня в 500 журналах и 250 крупнейших федеральных газетах России делается вывод, что образ Трампа не был однозначно позитивным. Во время выборов Трамп представлялся российскими СМИ не как реальный фаворит гонки, а как противник Хилари Клинтон и критик американской политики последних лет. Лишь короткий период после победы Трампа на выборах российские СМИ писали о нем, как о друге России, что было связано с надеждами на отмену политических и экономических санкций. Политика Трампа не оправдала ожиданий россиян и уже с начала 2017 года публикации о Трампе стали критическими, надежды на отмену им политических санкций ослабли, а общественное мнение об американском президенте стало негативным. … 
Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 51/PS/2017.