• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

1917. «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» В ЛИССАБОНЕ ИЛИ РЕСПУБЛИКА И ЭСТЕТИКА

Статья посвящена осмыслению продолжительного эпизода из 1917-1918 гг., когда в Лиссабоне шли спектакли «Русских сезонов», хореографической антрепризы Сергея Дягилева. Выступления были встречены с восторгом только балетными критиками и художниками-модернистами, авторами «Орфея» и «Футуристской Португалии», публика же принимала их холодно. Авторы объясняют этот парадокс следующим образом: 1) вовлеченностью публики в стремительно меняющийся политический (революционный) контекст, 2) «элитарностью» художественной концепции дягилевских эстетических экспериментов. Всё это укладывается в парадигму «нового искусства» - в данном случае новизны художественных концепций дягилевской антрепризы в контексте португальского модернизма.

… 
Русинова О. Е., Мазняк М. М.
Древняя и Новая Романия. 2017. № 19. С. 261-268.
11 июля 2017

Capital Cities: Varieties and Patterns of Development and Relocation

The issue of capital city relocation is a topic of debate for more than forty countries around the world. In this first book to discuss the issue, Vadim Rossman offers an in-depth analysis of the subject, highlighting the global trends and the key factors that motivate different countries to consider such projects, analyzing the outcomes and drawing lessons from recent capital city transfers worldwide for governments and policy-makers.

… 
L.; NY: Routledge/Taylor & Francis, 2017.

А.Я. Алексеев и кино

Статья посвящена кинематографической карьере известного театрального режиссера А.Я. Алексеева-Яковлева. До сих пор о его отношении к кинематографу писали применительно к одному лишь эпизоду: в 1913 г. фирма «Русское кинематографическое товарищество», проводя съемки в Петровском парке, засняла инсценировку А.Я. Алексеева «Взятие Азова». Позднее этот материал без ведома режиссера был выпущен в виде отдельного фильма «Взятие Азова», который, при посредстве акционерного общества «Бр. Пате», демонстрировался по всей России.  За этим последовало громкое судебное разбирательство: режиссер Алексеев подал жалобу на «Российское кинематографическое т-во» и его распорядителя В.В.Функе. Однако режиссер также активно работал в кино на рубеже 1900-х -- 1910-х гг. Этому не исследованному ранее периоду в его биографии и посвящена статья.

… 
Ковалова А. О., Конечный А. М.
Киноведческие записки. 2017.
12 октября 2016

Визуально-графические и конструктивные особенности редизайна территориальной бренд-идентификации 2006-2016 гг.

В статье анализируются визуально-графические, конструктивные и структурные особенности редизайна брендов стран и городов мира в период с 2006 по 2016 гг. На основе изменения территориальной бренд-идентификации раскрываются основные подходы репрезентации территории средствами визуальной айдентики, а также тенденции графического дизайна как глобального языка современной визуальной коммуникации.

… 
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. Т. 2. № 2. С. 157-174.

Два Пугачёва: наказание и помилование в русской культуре

В данной статье автора рассуждает о том, как в русской культурной традиции сочетаются практики наказания и помилования. С точки зрения автора, и к наказанию и к помилованию власть прибегает в интересах политической легитимации. В таком случае акт власти восполняет дефицит легитимности. Практики наказания и помилования рассматриваются автором на примере текстов А.С. Пушкина о пугачёвском бунте. На примере исторической фигуры Пугачёва, имеющего литературного двойника в пушкинском тексте отчётливо заметно, как носитель власти использует имеющиеся у него ресурсы для артикуляции политических практик наказания и помилования. Высокая частотность чередования принуждения и поощрения, с точки зрения автора, свидетельствует об особой культурной традиции, и по-своему характеризует бунтующего человека в русской культуре.

… 
Социум и власть. 2017. № 2 (64). С. 100-106.

Императорский Константинополь и папский Рим в VI—VIII вв.: диалог и размежевание

В статье идет речь о политическом, богословском и культурном диалоге между папским Римом и императорским Константинополем. VI-VIII вв. — эпоха византийского господства в Риме, и именно к этому периоду относится ряд римских фресок, стиль и иконография которых говорят или о богословско-политической полемике, или о культурном влиянии ранневизантийского искусства на местную традицию. Использованные художественные источники для изучения отношений двух столиц и иконоборчества привлекаются редко или совсем не привлекаются. Их изучение может плодотворно дополнить общую исследовательскую картину.

… 
История. Электронный научно-образовательный журнал. 2017. Т. 7. № 9 (53).
12 октября 2017

Историческое воображение Виктора Шкловского-сценариста

Статья посвящена проблеме конструирования образа прошлого в сценариях писателя и литературоведа Виктора Шкловского 1920–1930-х годов. Автор показывает отсутствие у Шкловского единой исторической концепции и прослеживает постепенный переход сценариста от авангардистских экспериментов с классикой к встраиванию в рамки соцреализма. В статье рассматриваются и неизменные характеристики работы с историческим материалом, общие для всех сценариев Шкловского.

… 
Новое литературное обозрение. 2017. № 5 (147). С. 28-45.
17 сентября 2017

История российской провинции в мемориальной культуре: политическое конструирование.

В данной статье представляется взгляд на практики работы с культурной памятью в современной российской провинции. В условиях постепенного ухудшения социально-экономической конъюнктуры, именно провинция оказывается наиболее уязвимым пространством с точки зрения социальной и политической стабильности. Провинциальные политические элиты начинают испытывать дефицит смыслов, что в итоге сказывается на их легитимности. Отсюда, кажется объяснимым попытка обращения власти к нарративам, позволяющим обеспечить широкий общественный консенсус. Подобные нарративы присутствуют в истории России и СССР, что моментально способствует их актуализации в новых практиках коммеморации. Автор убеждён, что правильно сконструированное мемориальное пространство может наделить правящую элиту дополнительными возможностями для политической легитимации.

… 
Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 47. С. 121-127.

Кино, цензура и власть в Петербурге-Петрограде 1890-1910-х годов

Вопрос о кинематографической цензуре подробно обсуждался уже в 1910-е гг., когда в России не было единого закона о цензуре и в разных губерниях действовали разные правила. Статья посвящена цензурным нормам, принятым в 1910-е гг. в Петербурге и позднее Петрограде. Предметом статьи стала история ранней петербургской киноцензуры и влияние на нее Первой мировой войны. Отдельно рассматривается период 1917 года, когда отношения кинематографа и власти предельно обострились.

… 
Ковалова А. О., Семенов В.
Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe. 2017. № 4.
19 августа 2017

Проблема смыслового и визуально-графического воспроизводства геральдики в современной территориальной бренд-идентификации

Статья посвящена проблеме воспроизводства, адаптации и переработки исторической геральдики как особого типа коммуникативного сообщения в современной бренд-идентификации. В статье на основе конкретных примеров выделяются основные характеристики систем коммуникации и идентификации территории в контексте проблемы сосуществования двух типов визуальной информации.

… 
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 3. С. 270-288.
10 октября 2017

Рим. Галерея Боргезе

Альбом знакомит со знаменитой римской галереей Боргезе, с коллекцией античного искусства и скульптуры Нового времени, шедеврами Ренессанса и работами художников XVII-XVIII вв., собранной одним из самых знаменитых и могущественных родов Италии и хранящейся в прекрасном дворце, построенном специально для произведений искусства. Здесь хранятся великолепные скульптуры Бернини, полотна Рафаэля и Тициана, Джованни Беллини и Паоло Веронезе, Перуджино и Корреджо, Кранаха и Рубенса и других знаменитых мастеров. … 
М.: Слово, 2017.
16 мая 2017

Роль зрителя в экранных искусствах

Предметом данного исследования является роль зрителя в системе экранных образов, а именно: в кинематографе, на телевидении, в видеоарте и в компьютерных играх, особенно созданных для виртуальной реальности. Основное внимание уделяется различию негласных конвенций в таких пространствах, как кинозал и галерея современного искусства, поскольку это существенным образом влияет на характер поведения и восприятия зрителя, а также на степень его активности в коммуникационном процессе. Пространство виртуальной реальности рассматривается как новейший медиум, эстетическое значение которого еще предстоит прояснить. Новизна исследования заключается в проблематизации фигуры зрителя в постклассической системе экранных искусств. Если о кинозрителе существует большое количество культурологических и психоаналитических работ, благодаря которым выявлены коммуникативные механизмы традиционного кинематографа, то роли зрителя в видеоарте и новейших медиа не было посвящено специальных исследований. Основным выводом автора является утверждение о том, что видео и современные экранные произведения требуют значительной активности зрителя, который выступает в роли критически мыслящего субъекта благодаря этому становится соавтором художественной работы, однако, под натиском «горячих медиа» массовой культуры, рассчитанных на пассивного зрителя, это положение может претерпеть изменения.

… 
Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 3. С. 302-309.