• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Публикации

Different answers to different audiences: effects of social context on the accuracy-informativeness trade-off

Research on conversational exchanges shows that people attempt to optimise their responses’ relevance when they definitely know the correct answer (e.g., “What time is it?”). However, such certainty is often unavailable while speakers may still be under social pressure to provide an answer. We investigated how social context influences the informativeness level when answering questions under uncertainty. In three experiments, participants answered difficult general-knowledge questions placed in different social contexts (formal vs. informal). Participants generated their answers, then they were presented with a given context, and decided on the number of alternative responses they wanted to provide (single, with one alternative vs. plural, with several alternatives) and whether the answer should be reported or withheld (report option). Participants reported more answers in the informal context. In the formal context, single answers were preferred, and they were more frequently reported. We conclude that social context influences the level of informativeness in a conversation, affecting achievable accuracy. Our results also show the joint influence of the confidence and the social context on willingness to share information.

… 
Martín-Luengo B., Shtyrov Y., Luna K. et al.
Memory. 2018.
10 января 2018

The role of leadership in the relationship between collective organizational efficacy and collective work engagement

Данное исследование анализирует эффект медиации транзакционного и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной  организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. Данные были собраны среди 86 сотрудников девяти итальянских компаний, работающих в секторе пищевых продуктов и напитков. Опросник включал три шкалы: а) коллективная организационная эффективность (Bohn, 2010); б) коллективная вовлеченность в работу (Schaufeli & Bakker, 2003); в) Многофакторный опросник лидерства (MLQ) (Bass, Avolio, 1995). Результаты обнаружили положительную связь между компонентом транзакционного лидерства – зависимые вознаграждения – и коллективной вовлеченностью в работу. Также положительная связь была найдена между коллективной вовлеченностью в работу и тремя компонентами трансформационного лидерства – интеллектуальное стимулирование, идейное влияние (поведенческое) и идейное влияние (личностное). Результаты подтвердили эффект медиации зависимых вознаграждений и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. В статье обсуждается практическое применение полученных результатов, а также направления дальнейших исследований.

… 
Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018.
22 января 2017

Адаптация инструментария социально-психологического исследования на выборке людей, пребывающих в бедности

Данная статья представляет описание процесса адаптации инструментария исследования, посвященного изучению взаимосвязи между различными измерениями бедности и индивидуально-психологическими характеристиками личности, на выборке людей, пребывающих в бедности. Процесс адаптации был выполнен в три этапа и включил в себя: (1) перевод ранее неадаптированных методик на русский язык, (2) проведение когнитивных интервью с людьми, пребывающими в бедности, (3) внесение изменений в инструментарий на основе данных, полученных в ходе когнитивных интервью. Перевод был выполнен методом прямого и обратного перевода, а также командного перевода (committee approach). Когнитивные интервью были проведены методом последовательных проб с использованием как написанных заранее, так и спонтанных вопросов. В работе также приводятся данные проверки методик на надежность (Альфа Кронбаха), и коэффициенты конгруэнтности Такера, свидетельствующие об эквивалентности методик в выборках бедных (N=162) и небедных (N=188) людей. В заключении сформулированы рекомендации исследователям-психологам, работающим или планирующим работать с труднодоступными выборками.  

… 
Полуэктова О. В., Ефремова М. В.
Социальная психология и общество. 2018.

Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке

Проверялось предположение о соответствии оригинальной структуры опросника когнитивной флексибильности (Cognitive Flexibility Inventory, CFI ) эмпирическим данным, полученным на русскоязычной выборке студентов (N = 298). Опросник позволяет измерять тип когнитивной флексибильности, необходимый для актуализации и реструктурирования неадаптивных мыслей более рациональным и сбалансированным мышлением. Были получены результаты, свидетельствующие об удовлетворительных психометрических характеристиках оригинальной версии опросника, переведенной на язык адаптации. По данным конфирматорного факторного анализа исходная, задаваемая ключом структура опросника слабо согласуется с эмпирическими данными. Последующая факторизация пунктов опросника на данных русскоязычной выборки позволила уточнить число факторов и входящих в них пунктов. Была воспроизведена двухфакторная модель опросника, как у авторов-разработчиков, однако с некоторыми трансформациями пунктов в шкалах измерения. Структура русскоязычной версии опросника (CFI-R) продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность и умеренную тест-ретестовую надежность в промежутке 7 недель. Выявлена зависимость измеряемых шкалами опросника аспектов когнитивной флексибильности от пола испытуемых. Проведенное исследование показало, что русскоязычная версия опросника когнитивной флексибильности соответствует психометрическим требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована для исследования когнитивной флексибильности студентов. Определены перспективы для дальнейшего изучения диагностических возможностей методики как в исследовательских, так и в прикладных целях.

… 
Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 71-85.
12 ноября 2017

ОПРОСНИК «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СПРАВЕДЛИВОСТИ»: ВАЛИДИЗАЦИЯ НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ

Осуществлена валидизация немецкого опросника «Чувствительность к справедливости» на российской популяции (N = 1002, Mвозраст= 22.3 года; SD = 6.3; 769 женщин). Чувствительность к справедливости – это черта личности, отражающая индивидуальную восприимчивость к ситуациям несправедливости и характеризующаяся когнитивными, эмоциональными и поведенческими реакциями на несправедливость. Подтверждена факторная структура русской версии опросника, идентичная оригинальной и включающая четыре шкалы: чувствительность с позиций жертвы, свидетеля, бенефициара и нарушителя норм справедливости. Показатель надежности шкал опросника альфа Кронбаха варьирует от 0.89 до 0.91. Обнаружены гендерные различия (у женщин показатели чувствительности выше) и возрастной тренд (по мере взросления чувствительность жертвы и свидетеля снижается, а нарушителя растет). Проверка дискриминантной валидности с помощью соотнесения с опросниками Маркеры факторов «Большой пятерки», Вера в справедливый мир, Базовые убеждения и конвергентной валидности – с опросником Модель моральных мотиваций продемонстрировала хорошую пригодность опросника.

… 
Психологический журнал. 2018.
15 декабря 2017

Референциальные объекты в структуре интент-анализа онлайн-комментирования политических новостей

В статье представлены итоги изучения особенностей использования референциальных объектов в процессе онлайн-комментирования политических новостей на информационных ресурсах ИноСМИ.ru (http://inosmi.ru/), газета.ru (https://www.gazeta.ru/), Полит.Ру (http://www.polit.ru/) за 2015 год.

В процессе исследования проанализировано 302 статьи с комментариями (26975 комментариев). Основной метод исследования - количественный интент-анализ Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой на основе модифицированного словаря для конфликтного политического дискурса. Данный модифицированный словарь предполагает классификацию и объединение интенций в «коммуникативные блоки» (на основе типологии М.Ю. Олешкова: информативно-воспроизводящий блок, эмотивно-консолидирующий блок, манипулятивный блок, волюнтивно-директивный блок, контрольно-реактивный блок), что позволяет в процессе анализа сосредоточить внимание на базовых коммуникативных задачах участников дискуссии.

В итоге проведенного исследования выяснилось, что доминирующим референциальным объектом онлайн-дискуссий политической направленности являются другие комментаторы. При этом каждый референциальный объект сопряжен с решением определенными коммуникативных задач участников виртуальной дискуссии. Другими участниками дискуссии виртуальные дискутанты желают манипулировать, «третьей стороне» предлагают собственную точку зрения на окружающую реальность, авторов политических материалов критично оценивают, а себя утверждают на используемом дискуссионном поле.

… 
Радина Н. К., Кудрявцева Е. Н.
Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2018.
27 октября 2017

Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры

Представлен целостный взгляд на развитие идей, теорию и практику современного экзистенциального анализа. Раскрыт вклад экзистенциального анализа в психологию, показан его методологический потенциал как основание для построения интегральной психологии личности, психологического консультирования и психотерапии, релевантных современному научному и социокультурному контексту.

Для студентов и аспирантов, изучающих психологию и психологическое кон- сультирование, практикующих психологов и психотерапевтов, широкого круга специалистов и исследователей в области философских, социальных и гуманитарных наук.

Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям

 

… 
М.: Юрайт, 2018.
16 декабря 2017

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Учебник включает примеры из жизни и исследовательской практики, описывает классические и современные научные теории. В нем рассматриваются эффекты и механизмы социального познания, коммуникации и взаимодействия. Анализируются процессы, которые происходят в межличностном общении, групповой жизни и межгрупповых отношениях.

… 
М.: Юрайт, 2018.

«Триада Роджерса»: качества личности или коммуникативные процессы?

В современной психологии имеется достаточное количество эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязей между элементами «триады Роджерса» (безусловным позитивным принятием, эмпатическим пониманием и конгруэнтным самовыражением) и отдельными «чертами личности» (например, входящими в так называемую «большую пятерку личностных качеств» - экстраверсией, дружелюбием, сознательностью, эмоциональной стабильностью и открытостью опыту). Данные исследования (при всей их общепсихологической ценности) недостаточно адекватны представлениям человекоцентрированного подхода о человеке и его становлении: авторы исследований рассматривают и терапевтические установки и «черты личности» как статичные диспозиции, тогда как для К. Роджерса человек не существует в статике, предстает как процесс становления, постоянного изменения, самоактуализации. Авторы статьи на теоретическом уровне интегрируют концепцию К. Роджерса о личных установках клиентоцентрированного психотерапевта с общепсихологической концепцией личности, в которой делается акцент на двух противоположных процессах актуалгенеза личности - персонализации и персонификации (Орлов, 1995, 2002). Предметом рассмотрения авторов статьи является взаимосвязь личных установок клиентоцентрированного психотерапевта с указанными процессами актуалгенеза личности. Более того, важным аспектом двух данных процессов является то, что они (подобно элементам «триады Роджерса) реализуются в контексте межличностного взаимодействия, принимающего, соответственно, форму либо персонализирующего, либо персонифицирующего общения. Проведенный теоретический анализ показывает, что процесс самоактуализации соотносим с процессом персо-нификации личности, а психотерапевтическое общение – с персонифицирующим общением, а «триада Роджерса», являясь совокупностью необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений как клиента, так психотерапевта, локализована не в личности психотерапевта, а в самом их терапевтическом (персонифицирующем) взаимодействии (общении). Авторы формулируют следующие эмпирические гипотезы: 1) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) психотерапевтического (персонифицирующего) общения (изменения образуют позитивный тренд); 2) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) контр-терапевтического (персонализирующего) общения (изменения образуют негативный тренд).

… 
Крючков К. С., Орлов А. Б.
Вопросы психологии. 2018. № 1.
24 июля 2017

150-летие В.М. Бехтерева в российской филателистике

В данном сообщении приводится информации о том следе, который остался в российской филателии в связи с 150-летним юбилеем великого российского ученого Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927).

… 
История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 6. С. 45-49.
25 декабря 2017

Acculturation preferences, ethnic and religious identification and the socio-economic adaptation of Russian-speaking immigrants in Belgium

This study tests a model of the socio-economic adaptation of Russian-speaking immigrants in Belgium. It examines the roles of language skills and length of stay in Belgium, and of ethnic and religious identification in their acculturation preferences in their adaptation. The study showed that language skills were positively related to preferences for integration and assimilation, while length of stay was negatively related to separation. In turn, integration and assimilation predicted higher socio-economic adaptation, and separation predicted lower adaptation. Ethnic and religious identification also played a role. In sum, more orientation toward the host society (integration and assimilation) promoted better adaptation.

… 
Journal of Intercultural Communication Research. 2017. Vol. 46. No. 6. P. 537-557.

A Control Theory Model of Smoking

e present a heuristic control theory model that describes smoking under restricted and unrestricted access to cigarettes. The model is based on the allostasis theory and uses a formal representation of a multiscale opponent process. The model simulates smoking behavior of an individual and produces both short-term (“loading up” after not smoking for a while) and long-term smoking patterns (e.g., gradual transition from a few cigarettes to one pack a day). By introducing a formal representation of withdrawal- and craving-like processes, the model produces gradual increases over time in withdrawal- and craving-like signals associated with abstinence and shows that after 3 months of abstinence, craving disappears. The model was programmed as a computer application allowing users to select simulation scenarios. The application links images of brain regions that are activated during the binge/intoxication, withdrawal, or craving with corresponding simulated states. The model was calibrated to represent smoking patterns described in peer-reviewed literature; however, it is generic enough to be adapted to other drugs, including cocaine and opioids. Although the model does not mechanistically describe specific neurobiological processes, it can be useful in prevention and treatment practices as an illustration of drug-using behaviors and expected dynamics of withdrawal and craving during abstinence.

… 
Bobashev G., Holloway J., Solano E. et al.
Methods Reports. 2017. Vol. июнь. P. 1-20.
16 октября 2017