Почему подростки «подсаживаются» на Гарри Поттера

Событийность романа и неожиданные повороты сюжетов компенсируют старшеклассникам собственную пассивность



Из тех немногих книг, которые сегодняшние подростки читают с охотой, стоит выделить романы англичанки Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Ученые попытались найти формулу их успеха с помощью заочных опросов участников интернет-форумов, посвященных поттериане (1052 человека), а также индивидуальных очных бесед (53 человека).

Секрет резонанса книг Роулинг исследователи видят так: «Именно волшебный мир дает возможность действовать, реальный же мир воспринимается подростками как бездейственный, унылый, лишенный цели». В любви к поттериане отразились подростковая жажда самореализации и свободы и желание видеть перед собой цель, комментируют исследователи. Отсутствие цели в реальном мире расценивается как препятствие к действию.

Волшебный поединок (кульминация произведений), а также игра в квиддич (полеты на метле) вызывают у подростков двойственные ассоциации: с одной стороны, состязания служат проявлением могущества, с другой — связываются с травмами и болью. Эмоции здесь смешанные: радость, азарт — наравне с напряжение и страхом. Все дело в том, что исход поединков у Роулинг почти непредсказуем. Кульминационные, эмоционально окрашенные и «непредзаданные» действия и являются «ключевыми в подростковом кризисе развития».

«Декорацией» для совершения подвига служит Запретный лес, который полон опасностей и тайн. Это своего рода квинтэссенция волшебного мира. Старшеклассники акцентируют его особые возможности — в нем есть неожиданность, событийность. А, значит, есть смысл, поясняют ученые: «Событие или авторский акт человека всегда связаны с таким переживанием, как чудо». Реальный же мир ассоциируется у 13-18-летних респондентов с бессилием.

В действиях главного героя опрошенные подростки ценят решимость. Однако обстоятельства проявления решимости в разных группах респондентов трактуются по-разному. Для участников интернет-форумов по поттериане ясность и осмысленность волшебного мира не являются достаточными условиями для совершения действия. По их мнению, тут нужен «экстрим» — Запретный лес. Исследователи делают предположение, что эта категория подростков — поттероманы — наиболее остро ощущает нехватку своей активности в реальной жизни и восполняет ее постоянным «переживанием» поттерианы в Сети. Такое восприятие текста, по мнению ученых, может служить признаком формирующейся зависимости.