Что родители читают дошколятам

«Теремок» и «Красная шапочка» не теряют актуальности



Родители читают детям те же книги, которые были популярны во времена их собственного детства. Это произведения Чуковского, Михалкова, Барто, Маршака, Ал. Толстого, Носова, русские народные сказки, а также западная детская классика. «Ядро литературных предпочтений» остается прежним, свидетельствуют данные соцопросов.

С точки зрения литературных предпочтений дошкольников ученые выделяют ряд закономерностей. До трех лет в детском «шорт-листе» значатся, в основном, сказки в стихах, например, Чуковского. В 3-4 года формируются представления о семье через образы животных — тут лидируют такие сказки, как «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Репка». В 4-5 лет с помощью литературы у дошколенка создается образ малыша в мире взрослых («Снежная королева»). В 5-7 лет акцентируется социальное поведение («Винни-Пух и все-все-все», «Золушка», «Золотой ключик», «Малыш и Карлсон», истории о Незнайке).

Исходя из ситуации со списком книг для детей дошкольного возраста, можно говорить об «устойчивости смыслового культурного ядра» и сохранении традиций, считают ученые.

 Эксперты отмечают, что по мере роста ребенка родители все реже читают ему книги. Таким образом, «уходит совместная деятельность». При этом наблюдается и некий эмоциональный разрыв, снижается позитивное самочувствие от общения с ребенком по ходу его взросления. Между тем совместное чтение стихов, например, обладает огромным потенциалом эмоционального контакта, для родителя это способ быть эмоционально другим для своего ребенка. Одновременно это выход за рамки обыденных отношений, что очень важно для развития воображения, творческих способностей ребенка.