АВТОРы ИССЛЕДОВАНИЯ:
Наименование банка — самое простое, что может наводить вкладчиков на мысль о собственниках кредитной организации. Сигнал о зарубежном капитале, то есть иностранное название, для российских потребителей — повод для беспокойства. Оно их настораживает, усиливает чувствительность к риску потерять сбережения, выяснили Мария Семенова и Антонина Козлова в исследовании «Влияет ли название на рыночную дисциплину: пример иностранных банков в России»*.
На 1 мая 2017 года в РФ работало 67 банков со стопроцентным иностранным участием. Открывать филиалы на территории страны нерезидентам запрещено, поэтому такие организации действуют в форме дочерних предприятий.
На российский рынок финансовые компании из других государств выходят под своим брендом или сохраняя бренды приобретенных местных банков.
В последнем случае потребители могут не воспринимать банк как иностранный. В первом, наоборот, восприятие очевидно и меняет поведение вкладчиков. В размещении своих средств в банках с иностранными названиями они видят больший риск, что усиливает их рыночную дисциплину.
Рыночная дисциплина работает, если вкладчики ожидают от банка более высокой доходности, то есть процентной ставки по вкладам (ценовая дисциплина), и сокращают или закрывают вклады, если чувствуют, что риск банка растет (количественная дисциплина).
В отношении кредитных организаций с иностранным капиталом, но российским наименованием, дисциплина не усиливается. Это, отмечают исследователи, говорит о потребительском этноцентризме россиян — «склонности пользоваться отечественными товарами и услугами, а не привезенными из-за границы».
В банках, «подающих сигнал об иностранном собственнике», темпы прироста вкладов выше, если выше показатели ликвидности и достаточности капитала (способность своевременно выплачивать вкладчикам деньги, выполнять обязательства, компенсировать непредвиденные убытки).
Если же банк не имеет иностранного названия и воспринимается как российский, требовательность этноцентричных потребителей к этим показателям снижается до нуля.
Аналогичный результат был получен для ценовой дисциплины. Более низкие ставки по вкладам ассоциируются с большей надежностью только применительно к банкам с иностранными названиями (например, увеличение объема активов банка на 1% ведет к снижению средней процентной ставки на 0,4%).
Меняется ли ситуация во время финансовой нестабильности? По выводам исследования, отчасти да.
В кризисы ослабевает ценовая дисциплина. «Сигнал об иностранном собственнике не способен заставить вкладчиков внимательнее относиться к финансовым показателям банка и уже не является поводом требовать более высокие ставки в менее надежных банках», — поясняют ученые.
При этом интенсивность количественной дисциплины не снижается. По-прежнему сохраняется значимость размера банка, достаточности его капитала и качества активов. Этот результат, по словам авторов исследования, очень важен, поскольку в периоды экономических кризисов (как 2008, так и 2014 годов) приток вкладов в иностранные банки увеличился. Граждане переносили сбережения из национальных частных банков в государственные и иностранные, а зарубежные «дочки» со стопроцентным зарубежным капиталом показали прирост выше среднерыночного.
*Выборка исследования включает 56 банков — дочерних предприятий иностранных кредитных организаций. Для анализа использованы данные компаний за 2007–2015 годы. В названии около 70% банков содержится сигнал об их иностранном происхождении.
См. также:
Кто управляет российскими банками
Доверие к банкам снижается, но частные вклады растут