We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Как название банка меняет поведение вкладчиков

Банки с иностранными «именами» ассоциируются у россиян с необходимостью пристальнее следить за рисками.

АВТОРы ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мария Семенова, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ.
Антонина Козлова, стажер компании type.today

Наименование банка — самое простое, что может наводить вкладчиков на мысль о собственниках кредитной организации. Сигнал о зарубежном капитале, то есть иностранное название, для российских потребителей — повод для беспокойства. Оно их настораживает, усиливает чувствительность к риску потерять сбережения, выяснили Мария Семенова и Антонина Козлова в исследовании «Влияет ли название на рыночную дисциплину: пример иностранных банков в России»*.

Кого дисциплинируют клиенты

На 1 мая 2017 года в РФ работало 67 банков со стопроцентным иностранным участием. Открывать филиалы на территории страны нерезидентам запрещено, поэтому такие организации действуют в форме дочерних предприятий.

На российский рынок финансовые компании из других государств выходят под своим брендом или сохраняя бренды приобретенных местных банков.

В последнем случае потребители могут не воспринимать банк как иностранный. В первом, наоборот, восприятие очевидно и меняет поведение вкладчиков. В размещении своих средств в банках с иностранными названиями они видят больший риск, что усиливает их рыночную дисциплину.

Рыночная дисциплина работает, если вкладчики ожидают от банка более высокой доходности, то есть процентной ставки по вкладам (ценовая дисциплина), и сокращают или закрывают вклады, если чувствуют, что риск банка растет (количественная дисциплина).

В отношении кредитных организаций с иностранным капиталом, но российским наименованием, дисциплина не усиливается. Это, отмечают исследователи, говорит о потребительском этноцентризме россиян — «склонности пользоваться отечественными товарами и услугами, а не привезенными из-за границы».

Проверка на надежность

В банках, «подающих сигнал об иностранном собственнике», темпы прироста вкладов выше, если выше показатели ликвидности и достаточности капитала (способность своевременно выплачивать вкладчикам деньги, выполнять обязательства, компенсировать непредвиденные убытки).

Если же банк не имеет иностранного названия и воспринимается как российский, требовательность этноцентричных потребителей к этим показателям снижается до нуля.

Аналогичный результат был получен для ценовой дисциплины. Более низкие ставки по вкладам ассоциируются с большей надежностью только применительно к банкам с иностранными названиями (например, увеличение объема активов банка на 1% ведет к снижению средней процентной ставки на 0,4%).

К чему приводят кризисы 

Меняется ли ситуация во время финансовой нестабильности? По выводам исследования, отчасти да.

В кризисы ослабевает ценовая дисциплина. «Сигнал об иностранном собственнике не способен заставить вкладчиков внимательнее относиться к финансовым показателям банка и уже не является поводом требовать более высокие ставки в менее надежных банках», — поясняют ученые.

При этом интенсивность количественной дисциплины не снижается. По-прежнему сохраняется значимость размера банка, достаточности его капитала и качества активов. Этот результат, по словам авторов исследования, очень важен, поскольку в периоды экономических кризисов (как 2008, так и 2014 годов) приток вкладов в иностранные банки увеличился. Граждане переносили сбережения из национальных частных банков в государственные и иностранные, а зарубежные «дочки» со стопроцентным зарубежным капиталом показали прирост выше среднерыночного.

*Выборка исследования включает 56 банков — дочерних предприятий иностранных кредитных организаций. Для анализа использованы данные компаний за 2007–2015 годы. В названии около 70% банков содержится сигнал об их иностранном происхождении.

См. также:

Пять научных фактов о банках

Кто управляет российскими банками

Доверие к банкам снижается, но частные вклады растут

Author: Svetlana Saltanova, May 30, 2017