We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Как эгоизм уходит в прошлое

Альтруизм, основанный на индивидуалистических ценностях, меняет западное общество.

Население западных стран давно переживает рост индивидуализма. Это способствует появлению поколений людей с альтруистическими установками. Ученые экспериментально доказали связь между эмансипативными ценностями и просоциальным поведением. Результаты исследования опубликованы в статье в Journal of Cross-Cultural Psychology.

Когда нет страха перед войной и бедностью

Согласно теории модернизации Рональда Инглхарта, рост благополучия и безопасности в западных странах ведет к смене ценностных установок — от коллективизма к индивидуализму. Люди начинают меньше ценить власть и авторитаризм и больше свободу и возможность самовыражения. Кристиан Вельцель в своей книге «Рождение свободы», которая недавно была переведена на русский язык, говорит о том, что растущий индивидуализм в конечном итоге ведет к просоциальному поведению. Эмансипативная ориентация на свободу, как отмечает ученый, неэгоистическая: она сочетается с приоритетом равенства возможностей.

То есть, с одной стороны, растет толерантность к разного рода индивидуальности, а с другой — нетерпимость к дискриминации и нарушению человеческих прав. Новые поколения альтруистов готовы бескорыстно отстаивать права других, участвовать в благотворительности, волонтерстве и т.д. Это было подтверждено на данных опросов Всемирного исследования ценностей (World Value Survey, WVS).

Однако ученые руководствуются той информацией, которую люди сообщают о себе в ходе интервью. Кристиан Вельцель с коллегами решили провести дополнительную проверку гипотезы с помощью практических экспериментов. В них приняли участие респонденты шестой волны WVS. В фокусе внимания была взаимосвязь между эмансипативными и секулярными ценностями и просоциальным поведением. С ростом благополучия и безопасности, как правило, наблюдается рост именно этих ценностей. 

Концепция эмансипативных ценностей Кристиана Вельцеля включает такие компоненты как равенство, свобода, автономия и самовыражение (например, публичное выражение собственного мнения). Они отражают степень либерализации общества: насколько люди предпочитают политические, гражданские и сексуальные свободы подчинению и патриархату. Секулярные ценности противоположны традиционным. В обществах, где преобладают такие ценности, население придаёт меньшее значение религии, авторитету и традиционным семейным устоям. При этом становятся относительно допустимыми/приемлемыми такие явления как разводы, аборты, эвтаназия и т.д.

Почему одни прячут ресурсы, а другие их приумножают

В эксперименте участвовали респонденты из немецкой выборки WVS. Эта страна, по мнению авторов, идеально подходит для исследования: большая численность европейского населения, крупнейшая экономика и успешный технологический прогресс. В то же время здесь еще жива память о социалистическом прошлом (Восточная Германия), что влияет на ценностные установки.

В ходе исследования были проведены экономические эксперименты, в которых респондентам предлагалось сделать выбор в ситуациях, требующих вклада в общее дело, участия в благотворительности и т.п. Эксперименты проводились в онлайн-режиме. В одном из них участники также должны были проявить себя в действиях по отношению к имеющимся ресурсам. У людей был выбор: эффективно использовать и приумножать продукцию виртуальной фермы, просто сохранять ее или, как вариант, забирать (красть) у других.

Выяснилось, что носители эмансипативных ценностей склонны делать более серьезный вклад в общественное развитие и благотворительность. Готовность делать пожертвования — явный индикатор альтруизма, отмечают ученые. И в данном случае альтруизм демонстрирует связь с эмансипативными ценностями.

Что касается секулярных ценностей, то здесь нет явной связи с альтруизмом, однако есть связь с преумножением и сохранением ресурсов виртуальной фермы, что связано с некоторыми рисками. Однако носители секулярных ценностей исходят из того, что другие не будут вести себя асоциально — красть ресурсы и т.п.

В целом изначальная гипотеза Вельцеля о так называемом позитивном индивидуализме подтвердилась. Полученные выводы в числе прочего опровергают представление о том, что индивидуалистические ценности способствуют эгоистическому поведению. На определенном этапе перехода от коллективизма к индивидуализму действительно появляются носители ценностей индивидуализма, центрированные только на личных выгодах — материальном благополучии, карьере и т.п. Однако по мере роста экономического благополучия меняются и индивидуалистские установки — в сторону отстаивания человеческой свободы, свободы самоопределения, защиты экологии, помощи другим.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Кристиан Вельцель, главный научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ и Люнебургского университета Лейфана.

Дебора Кистлер, Лозаннский университет.

Кристиан Тёни, Лозаннский университет.

 
  

 См. также:

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Почему в кино стало меньше эротики

Война выходит из моды

На постсоветском пространстве не хватает альтруистов

Author: Marina Selina, June 07, 2017