Население западных стран давно переживает рост индивидуализма. Это способствует появлению поколений людей с альтруистическими установками. Ученые экспериментально доказали связь между эмансипативными ценностями и просоциальным поведением. Результаты исследования опубликованы в статье в Journal of Cross-Cultural Psychology.
Согласно теории модернизации Рональда Инглхарта, рост благополучия и безопасности в западных странах ведет к смене ценностных установок — от коллективизма к индивидуализму. Люди начинают меньше ценить власть и авторитаризм и больше свободу и возможность самовыражения. Кристиан Вельцель в своей книге «Рождение свободы», которая недавно была переведена на русский язык, говорит о том, что растущий индивидуализм в конечном итоге ведет к просоциальному поведению. Эмансипативная ориентация на свободу, как отмечает ученый, неэгоистическая: она сочетается с приоритетом равенства возможностей.
То есть, с одной стороны, растет толерантность к разного рода индивидуальности, а с другой — нетерпимость к дискриминации и нарушению человеческих прав. Новые поколения альтруистов готовы бескорыстно отстаивать права других, участвовать в благотворительности, волонтерстве и т.д. Это было подтверждено на данных опросов Всемирного исследования ценностей (World Value Survey, WVS).
Однако ученые руководствуются той информацией, которую люди сообщают о себе в ходе интервью. Кристиан Вельцель с коллегами решили провести дополнительную проверку гипотезы с помощью практических экспериментов. В них приняли участие респонденты шестой волны WVS. В фокусе внимания была взаимосвязь между эмансипативными и секулярными ценностями и просоциальным поведением. С ростом благополучия и безопасности, как правило, наблюдается рост именно этих ценностей.
Концепция эмансипативных ценностей Кристиана Вельцеля включает такие компоненты как равенство, свобода, автономия и самовыражение (например, публичное выражение собственного мнения). Они отражают степень либерализации общества: насколько люди предпочитают политические, гражданские и сексуальные свободы подчинению и патриархату. Секулярные ценности противоположны традиционным. В обществах, где преобладают такие ценности, население придаёт меньшее значение религии, авторитету и традиционным семейным устоям. При этом становятся относительно допустимыми/приемлемыми такие явления как разводы, аборты, эвтаназия и т.д.
В эксперименте участвовали респонденты из немецкой выборки WVS. Эта страна, по мнению авторов, идеально подходит для исследования: большая численность европейского населения, крупнейшая экономика и успешный технологический прогресс. В то же время здесь еще жива память о социалистическом прошлом (Восточная Германия), что влияет на ценностные установки.
В ходе исследования были проведены экономические эксперименты, в которых респондентам предлагалось сделать выбор в ситуациях, требующих вклада в общее дело, участия в благотворительности и т.п. Эксперименты проводились в онлайн-режиме. В одном из них участники также должны были проявить себя в действиях по отношению к имеющимся ресурсам. У людей был выбор: эффективно использовать и приумножать продукцию виртуальной фермы, просто сохранять ее или, как вариант, забирать (красть) у других.
Выяснилось, что носители эмансипативных ценностей склонны делать более серьезный вклад в общественное развитие и благотворительность. Готовность делать пожертвования — явный индикатор альтруизма, отмечают ученые. И в данном случае альтруизм демонстрирует связь с эмансипативными ценностями.
Что касается секулярных ценностей, то здесь нет явной связи с альтруизмом, однако есть связь с преумножением и сохранением ресурсов виртуальной фермы, что связано с некоторыми рисками. Однако носители секулярных ценностей исходят из того, что другие не будут вести себя асоциально — красть ресурсы и т.п.
В целом изначальная гипотеза Вельцеля о так называемом позитивном индивидуализме подтвердилась. Полученные выводы в числе прочего опровергают представление о том, что индивидуалистические ценности способствуют эгоистическому поведению. На определенном этапе перехода от коллективизма к индивидуализму действительно появляются носители ценностей индивидуализма, центрированные только на личных выгодах — материальном благополучии, карьере и т.п. Однако по мере роста экономического благополучия меняются и индивидуалистские установки — в сторону отстаивания человеческой свободы, свободы самоопределения, защиты экологии, помощи другим.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Кристиан Вельцель, главный научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ и Люнебургского университета Лейфана.
Дебора Кистлер, Лозаннский университет.
Кристиан Тёни, Лозаннский университет.
См. также:
Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад
Почему в кино стало меньше эротики
На постсоветском пространстве не хватает альтруистов