Профессия чиновника — одна из самых закрытых. Граждане не понимают ее содержания, более 50% россиян считают, что «люди у власти» думают только о личном материальном благополучии и карьере. Сами госслужащие вкладывают в свои обязанности совсем другие предпочтения и смысл. Какие, выяснили Анна Санина и Евгения Кутергина в исследовании «Компетентностные профили чиновников в современной России».
На вопросы анкеты, разработанной учеными, отвечали 734 чиновника из Санкт-Петербурга*. Большинство из них главными для себя назвали не только профессиональные знания, навыки и опыт (ведение документооборота, поиск, проверка, анализ информации), но и компетенции, связанные со служением обществу.
Так, около 85% первоочередным посчитали умение оценивать последствия и нести ответственность за свои решения. Для 65% важно чувствовать социальную ответственность, для 64% — эффективно взаимодействовать с гражданами и общественными институтами.
Наиболее профессионально значимые компетенции государственных и муниципальных служащих, % респондентов, присвоивших компетенции высший балл («5»)
Источник: расчеты авторов исследования.
Необходимость поступать в соответствии с профессиональной этикой осознают 77%. А вот потребность «ориентироваться в вопросах международной конкуренции» чувствуют менее трети. Последнее исследователи объясняют общей тенденцией к международной изоляции российского госуправления: «вопросам государственной тайны, утечки информации традиционно уделяется повышенное внимание, а в последние несколько лет оно только усилилось».
Наименее востребованные компетенции государственных и муниципальных служащих, % респондентов, присвоивших компетенции низший балл («1»)
Источник: расчеты авторов исследования.
Важность компетенций зависит от должностей и уровня власти (муниципальный, региональный, федеральный).
Чем выше статус, тем больше чиновник ценит возможность принимать решения и нести за них ответственность. Чувство общественного долга более значимо для представителей власти высокого уровня. Умение вести диалог с народом важнее для работников муниципалитетов, нежели для бюрократов федерального значения. Это неудивительно, считают авторы исследования: «Именно на местах рассматриваются прямые обращения граждан».
Приоритеты, расставленные чиновниками, важно учитывать при разработке стандартов этой профессии, считают ученые. Формулировать квалификационные требования государство может приказами сверху, но без внимания к «самооценкам» снизу процесс грозит обернуться ситуацией, которая в исследовании иллюстрируется одной цифрой. Несмотря на то, что руководство страны многие годы декларирует создание «открытого правительства», только 53% чиновников считают значимым использование в своей работе современных информационных и коммуникативных технологий.
IQ
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
*Анкетный опрос государственных гражданских служащих (401 человек) и муниципальных служащих (333 человека) проводился в январе–марте 2015 года в Санкт-Петербурге: в 24 территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, 36 органах региональной госвласти и в 85 местных администрациях внутригородских муниципальных образований.
См. также:
Какая коррупция особенно вредна для экономики