We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Прогноз имеет значение

Как уверенность в результате экзамена связана с реальной оценкой

Чем выше ожидания студентов в отношении результатов экзаменов, тем выше получаемые ими оценки. Уверенность в хороших результатах связана с успехами в учебе, доказали результаты исследования.

В исследовании  приняли участие около 600 студентов-второкурсников, обучавшиеся в период с 2011 по 2015 годы в Международном институте экономики и финансов (МИЭФ) НИУ ВШЭ. В течение первого и второго года студенты института проходят обязательные курсы «Статистика-1» и «Статистика-2». В ходе обучения на программе «Статистика-2» слушатели сдают три письменных экзамена — в октябре, декабре и марте. Каждый экзамен состоит из двух частей, по 80 минут каждая, с небольшим перерывом. Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 100. Исследователи опрашивали респондентов в перерывах на предмет того, на какие оценки они рассчитывают. В это время часть вопросов им уже известна, а часть еще нет.  Те студенты, чьи прогнозы оказывались достаточно близкими к реально набранным баллам, получали «бонус» в виде дополнительного балла. Это гарантировало то, что респонденты старались дать как можно более точный прогноз.

О том, насколько точно студенты способны прогнозировать свои результаты на экзаменах, написано немало работ. Многие из них доказывают, что испытуемые нередко имеют завышенные ожидания. Но спорным остается вопрос, как это связано с успехами в учебе. Есть противоположные точки зрения. Одна заключается в том, что сверх-уверенность (overconfidence) может расхолаживать и способствовать меньшему усердию в подготовке к экзаменам. Согласно другому мнению, высокие ожидания, наоборот, стимулируют учиться лучше.

Результаты проведенного исследования показали, что при одинаковых успехах в учебе* те учащиеся, которые рассчитывают на более высокие баллы, в реальности их получают. То есть исследование опровергает тезис о том, что уверенные в хороших результатах студенты хуже учатся, потому что тратят на это меньше времени и усилий. Возможно, как говорится в статье авторов, на фоне высоких ожиданий у студентов выше и амбиции, боевой настрой, настойчивость и, как следствие, вероятность успеха.

Уровень ожиданий связан не только с успехами в учебе. Чем выше зарплатные требования соискателей, тем больше оказывается их доход на следующем месте работы, выяснилось в ходе другого исследования. Завышение на 1% наименьшей суммы, за которую человек согласен начать трудиться, сопровождается увеличением фактической зарплаты на 0,25%. Причем такая позиция у высокопроизводительных сотрудников с адекватной оценкой своих возможностей приводит даже к более быстрому получению работы, выяснили ученые. Более высокие требования к зарплатам предъявляют мужчины (их зарплатные ожидания примерно на 40% выше, чем у женщин);  те, кто имеет финансовую подушку безопасности и, соответственно, больше времени для выбора работы; люди, состоящие в браке и имеющие детей.

Юноши переоценивают свои способности

Авторы также проанализировали гендерную специфику прогнозирования итогов экзаменов. Консенсуса по этому поводу в науке также нет. Результаты проведенного исследования показали, что девушки осторожнее в прогнозах, нежели юноши. Их ожидания более рациональны и чаще совпадают с реальностью, особенно к третьему экзамену. То есть девушки быстрее учатся прогнозировать свои результаты.

Результаты зарубежных исследований показывают, что женщины и мужчины по-разному прогнозируют экономические и финансовые стороны жизни. Например, это касается цен на жилье. Женщины, как правило, здесь менее оптимистичны и более близки к реальности. То же самое относится к прогнозам безработицы и инфляции.

В целом результаты подтвердили, что в среднем все студенты — и юноши, и девушки — склонны чрезмерно переоценивать свои способности. Но от экзамена к экзамену их прогнозы становятся точнее.

Полученные результаты, как отмечает один из авторов исследования Анатолий Пересецкий, могут служить рекомендацией лекторам проводить тестирование в начале курса, чтобы студенты скорее адаптировали свои ожидания и более рационально распределяли свои усилия по освоению программы университета. IQ


* Сравнивались результаты студентов по математике, статистике и GPA (усердие, нацеленность на результат) на первом курсе и оценки по статистике на экзамене, предшествующем одному из трех и по домашним работам на втором курсе.

Авторы исследования:

Анатолий Пересецкий, профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ
Ян Магнус, Vrije Universiteit Amsterdam, Tinbergen Institute
Author: Marina Selina, September 25, 2017