© ISTOCK
Перенасыщение и кризис — так эксперты по высшему образованию Филип Дж. Альтбах и Ханс де Вит определяют ситуацию на рынке мировых научных публикаций. Ее во многом спровоцировали внешние факторы: бум университетских рейтингов, акцентирующих число исследований и статей, и диктат издательств. Но кризис объясняется и поведением вузов. Многие подражают исследовательским университетам и на-гора выдают публикации очень разного качества, отмечают эксперты в статье журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Система распространения научных знаний нуждается в изменениях, убеждены основатель Центра международного высшего образования при Бостонском колледже (США) Филип Дж. Альтбах и директор центра Ханс де Вит. «Научных публикаций стало слишком много» на фоне снижения их качества, подчеркивают исследователи:
многие вузы выпускают массу статей, не слишком заботясь об их качестве;
Все это дискредитирует сферу распространения знаний.
Во многом ситуация спровоцирована политикой в мировом высшем образовании. Это высококонкурентная сфера. Причем соперничество усугубляют разнообразные университетские рейтинги, которые влияют на судьбу вузов. Отсюда и феномен институционального изоморфизма, отмечают исследователи: «Большинству вузов хочется походить на передовые университеты, находящиеся во главе академической иерархии». Их позиция выглядит весьма привлекательно (появляются новые возможности для развития и привлечения лучших студентов и преподавателей), но требует большого количества исследований и публикаций. Стоит ли говорить, что это мешает обучению. Бюджет рабочего времени сотрудников вузов распределяется не в его пользу.
Имеет смысл ввести дифференциацию академической миссии вузов. Большинство из них должны «принять свою важную обучающую функцию и перестать стремиться стать исследовательскими университетами», подчеркивают авторы.
«Если научные публикации будут требоваться только в исследовательских университетах, качество исследований повысится, а от половины нынешнего количества так называемых научных статей можно будет избавиться», – считают Альтбах и де Вит.
Исследователи солидаризируются с мнением американского эксперта по образованию Эрнеста Бойера, который подчеркивал важность оценки академической деятельности по разным критериям. Большинство сотрудников высшей школы нужно оценивать по результатам их преподавательской, а не научной работы, потому что они трудятся не в исследовательских университетах. Вузовские педагоги должны, безусловно, следить за развитием мысли в своих областях, но они, по Бойеру, не обязаны заниматься производством нового знания.
«Нужно поощрять сотрудников за высококачественную преподавательскую работу <…>, но не стоит ожидать от них фундаментальных научных работ», — добавляют Альтбах и де Вит. По их мнению, «немецкая гумбольдтовская модель, которая предполагает, что все университеты занимаются исследованиями, не нужна для поддержания качества образования». Университетам прикладных наук и другим неисследовательским вузам стоит оставаться верными своим названиям.
Необходим более строгий отбор научных публикаций. Это, разумеется, не означает каких-либо преференций для университетов богатых стран или для тех или иных научных групп, уточняют авторы. Производством новых знаний должны заниматься исследовательские университеты во всех странах. Причем в идеале нужно представлять разные точки зрения и разные исследовательские парадигмы. Строгий отбор предполагает фильтр прежде всего по качеству работ, поясняют Альтбах и де Вит.
Причем контролировать качество публикаций должно само академическое сообщество. Исследовательские университеты и профессиональные сообщества должны взять на себя большую ответственность за систему. Необходимо прежде всего усилить систему рецензирования, подчеркивают эксперты.
Пока же в системе распространения знаний слишком много коммерции. Ее во многом «регулируют» внешние стейкхолдеры. Среди них — рейтинговые агентства, разнообразные неакадемические издательства и специалисты по измерению библиометрических показателей.
IQ