We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Картотека: гендерное неравенство в академии

Липкий пол, стеклянный потолок и другие проблемы

Средняя заработная плата женщин в России составляет около 70% от заработной платы мужчин. В академическом секторе этот разрыв меньше. Но, хотя в вузах в большинстве своем работают женщины, гендерные диспропорции в доходах все же остаются. Чем это объясняется, IQ.HSE рассказал научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков.

1

Гендерное неравенство в российских университетах вообще существует?

Безусловно существует. Преподаватели-мужчины зарабатывают на 18% больше, чем женщины. Однако, как мы видим, эти цифры сильно ниже, чем по российской экономике в целом. В этом смысле в академической сфере ситуация с гендерным неравенством благополучнее. Вообще, в нашей стране работа в вузах стала «женской профессией». Россия на первом месте в мире по доле преподавательниц вузов (60%), в то время как средняя доля по странам ОЭСР — 43%, G20 — 41%, в США — 49%, в Германии — 39%. Такая цифра связана с относительно низкой оплатой труда в академическом секторе в предыдущие годы, поэтому работа в вузах являлась относительно малопривлекательной для мужчин.

2

Откуда берется гендерное неравенство?

Есть очень много причин, по которым возникает гендерное неравенство в заработной плате. Все эти причины можно разделить на две больших группы: условно «рыночные» и «дискриминационные».

Во-первых, существуют стандартные гендерные роли и специализация, когда мужчины в большей степени настроены на построение карьеры, а женщины — на семью, заботу о детях или ведение хозяйства. Многие работодатели ожидают от женщин таких установок и поэтому не продвигают их по карьерной лестнице. Этот эффект работает и в вузах тоже.

Во-вторых, существует так называемый самоотбор (self-selection) женщин на менее оплачиваемые рабочие места. Общая идея — женщины сами выбирают такие рабочие места исходя из своих личных предпочтений (например, они хотят больше внимания уделять семье, хотят иметь больше свободного времени, менее напряженную работу и поэтому относительно чаще не стремятся делать карьеру). Мы нашли небольшое подтверждение этому в нашем исследовании. Женщины в среднем реже, чем мужчины, публикуют статьи

и защищают докторские диссертации, хотя явных барьеров, кроме наличия способностей, времени и усилий, для достижения этих целей нет.

3

А условия труда, режим работы влияют на разрыв зарплат?

Действительно, есть ещё так называемые компенсационные различия: у каждой работы существуют и неденежные характеристики (например, вредность, уровень риска и тд.). И мужчины относительно чаще выбирают профессии с негативными неденежными характеристиками, зато получают за это «компенсацию» в виде более высокой заработной платы (например, контрактная служба в армии, работа в тяжёлой промышленности и тд). При этом работа в академическом секторе, наоборот, характеризуется, скорее, позитивными неденежными характеристиками и поэтому «штрафуется» с точки зрения заработной платы. Это как раз и объясняет, почему гендерный разрыв в заработной плате в академическом секторе существенно ниже, чем в экономике в целом.

4

А что с дискриминацией?

Наряду с объективными причинами, существует и дискриминация. Она создает проблемы как для самих женщин, так и для экономики в целом, ведь в конечном счете это негативно влияет на производительность труда. В России только половина гендерного неравенства в заработной плате может быть объяснена объективными факторами, а остальное — ненаблюдаемые характеристики и дискриминация. Когда говорят о дискриминации, обычно оперируют терминами «липкий пол» и «стеклянный потолок».

5

Что такое «липкий пол» и «стеклянный потолок»?

«Липкий пол» — это ситуация, как правило, в начале карьеры, когда женщины «вязнут» на стартовых позициях и не могут «допрыгнуть» до более высоких позиций, так как работодатели их не продвигают по службе.
Другая проблема — «стеклянный потолок», когда женщины поднимаются по карьерной лестнице до позиций среднего уровня, но затем не могут подняться выше. В российских вузах это очень традиционная проблема, когда всего лишь 9% всех ректоров — женщины, относительно мало женщин и среди проректоров, и среди заведующих кафедр, профессоров и т.д.

6

Есть ли разница в величине неравенства
между исследовательскими и обычными вузами?

Да, наше исследование показало, что в ведущих российских вузах, прежде всего, в исследовательских университетах и университетах-участниках проекта «5-100», гендерное неравенство почти отсутствует. Это может быть как следствием внедрения эффективного контракта, в рамках которого зарплата зависит от наблюдаемых показателей деятельности (например, публикации в ведущих журналах), так и с внедрением более прозрачных механизмов продвижения по карьерной лестнице, открытых конкурсов ППС и т.д. Также это может объясняться определёнными ненаблюдаемыми характеристиками, например, более конкурентной и качественной организационной культурой.

7

Может ли стимулирующий контракт
решить проблему гендерного разрыва в заработках?

Эффективный контракт и прозрачные механизмы найма и продвижения работников должны частично решать проблему дискриминации (не только гендерной, но и других видов). В этом случае зарплата работников и их карьерное продвижение ставятся в зависимость от наблюдаемых показателей деятельности, что снижает возможности для дискриминации. С другой стороны, наше исследование показало, что введение эффективного контракта с существенными стимулирующими выплатами за научные публикации приводит к гендерной специализации, когда мужчины занимаются научными исследованиями и пишут статьи, а женщины преподают, а это относительно менее оплачиваемое занятие. И опять же, возникает гендерное неравенство.

IQ

 

 

 

Авторы исследования:
Виктор Рудаков, научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ
Илья Прахов, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Института институциональных исследований НИУ ВШЭ

 

Author: Victor Rudakov, April 19, 2019