• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Стеклянный потолок академии

Каковы масштабы гендерной дискриминации в сфере науки и образования в России

Женщины, работающие в российских вузах и исследовательских учреждениях, менее успешны, чем мужчины. У них меньше публикаций в зарубежных изданиях, ниже зарплаты, и они намного реже занимают ключевые руководящие должности. Этой проблеме посвящено несколько исследований, проведенных сотрудниками НИУ ВШЭ и опубликованных в журнале «Higher Education in Russia and Beyond» (HERB).

На треть меньше публикаций

Женщины из России намного реже публикуют свои статьи в международно признанных научных журналах, чем мужчины. Это показали результаты совместной работы исследователей из России, США и Канады, проведенной в 2015 году. Краткий обзор выводов опубликован в HERB. Были проанализированы более миллиона статей, авторами или соавторами которых выступили советские и российские ученые. В фокус внимания попал период с 1973 по 2012 год.

Выяснилось, что женского авторства меньше практически во всех областях. Особенно это касается сфер, где российские ученые всегда были сильны – математика, физика, технические науки. Здесь женщин менее 20%. Единственная область, демонстрирующая гендерный баланс – психология. Но это можно отчасти объяснить тем, что большинство статей по психологии из России опубликованы в отечественных журналах. А результаты исследования показали, что если брать международно признанные отечественные журналы, женщины из России публикуются в них чаще, чем мужчины.

В целом за весь период доля статей женщин среди научных публикаций из СССР и России составила от 20 до 30%. Отдельно проанализированы данные – число статей на исследователя – за 2008-2012 годы. Публикаций женщин оказалось меньше на треть. Прежде всего, мужчины лидируют в таких областях как химия, биомедицина и математика. Правда, в химии и медицине женщины чаще бывают первыми авторами. Во всех остальных сферах гендерной разницы в приоритете авторства нет.

А вот что касается написания статей совместно с зарубежными коллегами, то здесь также более активны мужчины. Женщины несколько чаще публикуются совместно с отечественными соавторами. И это одна из причин гендерного разрыва в цитировании.

Идет ли речь о «стеклянном потолке» (барьере, ограничивающим продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с профессиональными качествами), дискриминации, или это результат сознательного выбора женщин – открытый вопрос, отмечает автор обзора Владимир Писляков. Такой дисбаланс характерен не только для России. Он имеет глобальный характер. Так с 2008 по 2012 год доля мужчин, которые выступили авторами научных статей, – более 70%.

Почему зарплаты ниже

В образовательной и научной среде есть гендерное неравенство и в уровне зарплат. Это показали результаты исследования, проведенного Виктором Рудаковым, который проанализировал данные Мониторинга экономики образования (Monitoring of Education Markets and Organizations) за 2006-2016 годы. Итоговая выборка включала 10 000 респондентов, работающих в российской системе высшего образования (40% мужчин и 60% женщин).

Гендерный дисбаланс в зарплатах в этот период был нестабильным – в диапазоне от 5 до 27%. В среднем мужчины зарабатывали на 16,3% больше, чем женщины. При равных должностных статусах, степенях и опыте работы разница в доходах составила 8% в пользу мужчин.  

Выяснилось, что разрыв был самым высоким во время посткризисного восстановления (2010-2013 годы) и самым низким в кризисные годы (2008 и 2014). Можно предполагать, что во время экономического роста «избыток» перераспределяется между мужчинами, комментирует автор. В сложной экономической ситуации его нет, что снижает и гендерное неравенство в зарплатах.  

В исследовании анализируется, почему женщины в вузах зарабатывают меньше. Вероятные причины этого – особенности гендерного распределения должностей, статусов, научных званий и профессионального опыта (в целом и в преподавании).

Согласно проведенному анализу, 14% мужчин, работающих в вузах, имеют степень доктора наук и 51% – кандидата наук. Женщин со степенями докторов и кандидатов – 6 и 45% соответственно. Они также реже занимают в вузовской иерархии позиции профессора, доцента или старшего научного сотрудника (40% среди опрошенных мужчин и 27% среди женщин). Деканов, заместителей деканов и руководителей, заместителей руководителей департаментов среди мужчин тоже больше. Женщины обычно выступают в качестве доцентов, преподавателей или ассистентов преподавателей. В среднем гендерная разница в опыте работы составляет 5,6 лет (25,6 лет для мужчин и 20 для женщин).

Тем не менее гендерный дисбаланс в зарплатах в российской академической среде все-таки ниже среднего уровня по стране. Но стеклянный потолок в науке существует, делает вывод автор. Мужчины чаще защищают диссертации и достигают высоких позиций в академической иерархии. А женщины остаются на начальном и среднем уровне. Вопрос, почему так происходит, здесь также остается открытым для будущих исследований. Важно понимать, идет ли речь об осознанном выборе женщин, либо все-таки существует дискриминация.

Кто рулит наукой

Большинство вузов в России находятся в ведении Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития. Оба ведомства возглавляют женщины. Но это не означает, что в академической среде есть гендерный баланс в распределении ключевых постов, подтверждают результаты исследования Ивана Стерлигова. Автор проанализировал то, как распределены между мужчинами и женщинами должности ректоров российских вузов и директоров институтов ФАНО (Федеральное агентство научных организаций, в ведении которого находится РАН). Всего в выборку было включено около 900 учреждений. В ходе работы использовались данные ФАНО (627 институтов), Минздрава (45 вузов) и Минобра (209 вузов).

Результаты подтвердили, что на постах управленцев в науке и образовании женщин явное меньшинство – 12,8% среди руководителей институтов ФАНО, 16,3% – среди ректоров вузов Минобра и 13,3% – среди ректоров вузов Минздрава.

В ходе исследования также выяснилось, что руководительницы в системе ФАНО чаще работают на временных контрактах (43,8% женщин против 21,2% мужчин). Не исключено, что это позитивный момент, и он связан с реформами в системе ФАНО. Происходит смена руководящего состава, и ключевые должности чаще, чем ранее, занимают женщины, предполагает автор. Но это означает, что до изменений гендерный дисбаланс среди руководства ФАНО был еще более критичным. Другое возможное и менее оптимистичное объяснение заключается в том, что институты, возглавляемые временными директорами, реорганизуются. И эта реорганизация особенно актуальна для маленьких институтов бывшей Академии сельскохозяйственных наук, которая представляет 49% учреждений ФАНО, возглавляемых женщинами. В целом женщины чаще руководят небольшими, менее значимыми научными организациями ФАНО.

Два года назад Министерство образования ввело почетную должность президента университета. Она появилась во многих российских вузах, и призвана облегчить процесс передачи полномочий от пожилых ректоров молодым коллегам. В настоящее время, по данным Министерства образования, из 39 президентов университетов только одна женщина.

В ходе исследования был проведен и анализ гендерной разницы зарплат российских ректоров и директоров институтов. Расклад такой: медианный доход женщин-директоров институтов составляет 66,9% от мужских зарплат, а ректоров – 89,2%.

В топ-20 самых высокооплачиваемых российских руководителей вузов, входящих в систему двух министерств, нет ни одной женщины. И только пять в топ-50. Среди директоров институтов в топ-20 – одна женщина. Дополнительно выяснилось, что доходы незамужних женщин больше доходов замужних. Среди мужчин такой разницы, зависящей от семейного статуса, нет.
IQ

Авторы исследования:

Владимир Писляков, заместитель директора библиотеки НИУ ВШЭ
Виктор Рудаков, научный сотрудник лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ

 

Иван Стерлигов, директор наукометрического центра НИУ ВШЭ

Материалы по теме

Неравенство возможностей

Почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц

5 фактов о гендерном неравенстве в России

Исследования ВШЭ о дискриминации на трынке труда, в образовании и финансах

Наступление общества искусственного интеллекта

Фрагмент из новой книги Рональда Инглхарта о культурной эволюции

Время работать

Сколько длится трудовая жизнь в России

Пять научных фактов о школе

Исследования ВШЭ о среднем образовании в России