Нейролингвисты из Вышки экспериментально подтвердили, что людям с афазией проще вспомнить глаголы, связанные со множеством участников действия (типа «кто-то делает что-то»), хотя такие глаголы и вызывают больше грамматических трудностей. Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Aphasiology.
Среди наиболее распространенных симптомов афазии (нарушений речи после поражений мозга, в первую очередь после инсульта) — сложности с поиском слов и построением грамматически правильных предложений. В обоих случаях логопедические занятия часто строятся вокруг работы с глаголом. Именно глагол — это та часть речи, которая является связующим элементом в предложении и обуславливает его структуру. Например, в предложении «Бабушка вяжет шарф» именно глагол «вяжет» задает основной смысл предложения и определяет, что в нем должны быть названы два аргумента глагола: тот, кто вяжет, и то, что вяжут.
Поэтому при подборе материалов для логопедических занятий и тестов важно понимать, какие глаголы представляют бóльшую сложность для людей с афазией, а какие — меньшую. Традиционно считается, что при афазии труднее употреблять глаголы с более сложной аргументной структурой. Например, глагол «читать» сложнее, чем глагол «бегать», поскольку имеет, как правило, два аргумента («студент читает статью»), а глагол «бегать» — как правило, лишь один («спортсмен бегает»).
Помочь в разработке диагностики и лечения патологий мозга
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Светлана Малютина и Валерия Зеленкова) предположили, что зависимость между сложностью аргументной структуры глагола и его реальной сложностью для пациентов с афазией может быть не такой прямолинейной и зависеть от конкретного задания. Гипотеза состояла в том, что если человек пытается вспомнить одиночный глагол, то более сложная аргументная структура может ему помогать, так как у глагола больше связей с другими словами.
Например, глагол «читать» связан и с типичными субъектами этого действия («студент», «школьник», «профессор»), и с его типичными объектами («книгу», «газету», «статью») — и потому его проще вспомнить, чем глагол «бегать», который не сочетается с объектами.
Гипотезу проверили в эксперименте с 40 людьми с афазией, проходящими реабилитацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации. Участники эксперимента выполняли два задания (называние глаголов и составление предложений) с 65 глаголами, специально отобранными по теоретической сложности аргументной структуры — а ученые оценивали правильность и время выполнения задания. Ожидания исследователей подтвердились: люди с афазией быстрее и правильнее вспоминали одиночные глаголы, у которых аргументная структура была сложнее. А когда нужно было составить предложение, подтвердилось традиционное представление: глаголы с более сложной аргументной структурой вызывали у участников больше трудностей, поскольку требовали построения более сложной грамматической структуры предложения.
Результаты исследования были опубликованы в статье «Verb argument structure effects in aphasia are different at single-word versus sentence level» в журнале Aphasiology. Они будут полезны логопедам и нейропсихологам, работающим с пациентами с афазией. Если нужно отобрать более простые глаголы для тренировки составления предложений, стоит выбирать глаголы с более простой аргументной структурой (например, «бегать», «сидеть», «загорать» ). А для припоминания одиночных глаголов могут оказаться проще глаголы с более сложной аргументной структурой («вязать», «готовить», «смотреть», «читать»). Иными словами, лингвистическая сложность не всегда соответствует когнитивной.
IQ