We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Музеи в карантине и вокруг него

Как пандемия повлияла на их онлайн-активность

Лаборатория экономики культуры Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ примерно за полгода до введения ограничительных мер начала исследование образовательной онлайн-активности российских и зарубежных музеев. Первые итоги учёные подвели в конце января 2020 года. Им удалось «измерить температуру» данного рынка до наступления пандемии. Каким он был перед коронакризисом и каким станет после — рассказывают Валерий Гордин и Ирина Сизова.



Валерий Гордин,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий Лабораторией
экономики культуры НИУ ВШЭ,
Санкт-Петербург





Ирина Сизова,
кандидат исторических наук,
научный сотрудник
Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

Онлайн-образование в современных музеях находится на пересечении двух парадигм. Во-первых, сложившегося с конца XIX-го века музейного образования для школьников и старшего поколения, углубленно интересующихся искусством. А, во-вторых, огромной системы онлайн-курсов, разрабатываемых университетами.

В ходе исследования мы проанализировали все основные онлайн-платформы, сайты международных и музейных ассоциаций, ведущих мировых музеев. В итоге наш «улов» составил 670 различных онлайн-продуктов, разработанных 280 музеями. В выборку попали лишь образовательные ресурсы, включающие аудиовизуальные и текстовые учебные материалы, и, опционально, методические указания, силлабус, проверочные задания и итоговый сертификат. 

Курс на курсы

Главный вывод — музеи относительно редко разрабатывают «классические» МООС, для соответствующих платформ. Их оказалось всего 84. Несколько шире представлены SPOC — 126 курсов. 

MOOC (Massive open online course) — массовый открытый онлайн-курс на образовательных платформах (Coursera, Stepic). SPOC (Small private online course) — вариант MOOC в виде небольшого закрытого онлайн-курса для малых академических групп. В SPOC всё аудиторное время отводится на взаимодействие преподавателя и учащихся в виде совместной активной деятельности.

Музейные МООС начали появляться с 2013 года, когда Музей современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA) создал свой первый курс на образовательной платформе Coursera. Сейчас у МоМА уже 16 курсов (из них 9 доступны на Coursera). Через несколько лет к музеям присоединились и университеты. Они разрабатывали МООС на основе коллекций музеев и, в первую очередь, для их сотрудников. 

Так, школы музейных исследований Университета Лестера и Национального музея Ливерпуля разработали курс «Закулисье музея XXI века» (Behind the Scenes at the 21 st Century Museum). Он предназначен для всех интересующихся устройством музеев и их работы. Однако, на наш взгляд, он лучше подходит для повышения квалификации действующих музейных сотрудников и обучения музейному делу студентов.

В России выбор гораздо меньше. Можно отметить курс «Эксподизайн: проектирование музейной экспозиции в диалогах дизайнера и музеолога», созданный сотрудниками Томского государственного университета для будущих и действующих музейных специалистов. Он посвящен музейному дизайну и вопросам экспозиционно-выставочной деятельности.

Играть и слушать

Наибольшую активность музеи проявили в записи подкастов с образовательным контентом — 263 наименования. А также в разработке мобильных приложений — 155 вариантов. Следует отметить, что хоть и в весьма малом количестве, но музеи создавали и обучающие игры — 42 тайтла. 

Среди них наиболее интересны профессиональные игры, нацеленные на подготовку музейных сотрудников. Например, игра «Музейный профессионал» Государственной Третьяковской галереи, которая раскрывает особенности работы персонала в различных отделах музея — от учетно-хранительского до экспозиционно-выставочного. Или игра «Музей изнутри» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург), освещающая работу хранительского отдела мемориального музея. 

Особого внимания заслуживает игра Mondo Museum, где можно с нуля создать свой собственный музей. Этот проект сочетает в себе жанры экономической стратегии и симулятора реальной музейной жизни.

Распределение музейных образовательных онлайн-продуктов

Как видно, набор образовательных онлайн-инструментов у музеев существенно шире, чем доступный в рамках университетского и последипломного образования. К настоящему времени в музеях сформировалась как система полноценных онлайн-курсов для различных платформ, так и множество различных образовательных онлайн-продуктов. Последние используются либо как самостоятельный элемент дополнительного образования, либо выступают в качестве «строительного материала» для создания MOOС и SPOC. Можно констатировать, что еще в «докарантинную эпоху» музеи уже стали вполне заметным «игроком» на рынке онлайн-образования.

Три тренда

Наше исследование позволило выявить основные тренды, которые будут в ближайшее время определять активность музеев на рынке онлайн-образования. Причем, режим ограничений только ускорит эти процессы.

Первый тренд состоит во всё более активной монетизации музеями своих образовательных онлайн-продуктов. Резко уменьшившиеся в карантинный и посткарантинный периоды доходы музеев дадут импульс для поиска новых способов заработка денег. Здесь музеи могут успешно использовать как уже созданные образовательные продукты, так и новые, для производства которых у них имеется обширный потенциал. Причем доходные продукты будут создаваться не только для онлайна, но и в «гибридных» форматах, сочетающих в себе дистанционные и традиционные формы музейного обучения. 

Данный тезис подтверждается тем фактом, что все найденные нами SPOC предоставляются исключительно на платной основе.

Второй тренд — более широкая кооперация с университетами и другими игроками рынка онлайн-образования. Он пока не набрал силу — среди всех музейных онлайн-продуктов совместно с другими организациями разработано менее 5%. Увеличение кооперации возможно в двух форматах: традиционной совместной разработке онлайн-курсов, а также пока не получившей широкого распространения практики использования в университетских МООС различных информационных, просветительских и образовательных онлайн-продуктов музеев. 

Речь может идти о «встраивании» в МООС элементов оцифрованных музейных коллекций, онлайн-экскурсий, подкастов и обучающих игр. В посткарантинный период можно ожидать существенного обогащения «музейной фактуры», используемой в университетских онлайн-курсах.

Третий тренд заключается в более активном, нежели в настоящее время, выходе музеев на рынок школьного онлайн-образования. Школы пока обеспечены онлайн-ресурсами гораздо слабее, чем вузы. А в музеях, по данным нашего исследования, всего 17% образовательных онлайн-продуктов могут считаться предназначенными для школьного образования. 

Это тем более парадоксально, если учесть, что в большинстве региональных музеев работают методисты по школьному образованию, а организованные группы школьников составляют более половины всех посетителей. Представляется, что в ближайшее время школы совместно с институтами повышения квалификации станут активными партнерами музеев в разработке образовательных онлайн-продуктов, предназначенных для изучения различных предметов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что музеи подошли к началу пандемии с определенным опытом разработки образовательных онлайн-продуктов. Но, если в докарантинную эпоху их создание было для музеев факультативной деятельностью, то посткарантинные реалии могут сформировать острую потребность в подобной деятельности (самостоятельной или в сотрудничестве с различными партнерами), как приносящей столь необходимые музеям дополнительные доходы.
IQ
 

Авторы исследования:
Валерий Гордин, доктор экономических наук, профессор, заведующий Лабораторией экономики культуры НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург
Ирина Сизова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории экономики культуры НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург
May 27, 2020