• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Половина не имеющих работу ищут её до десяти недель

Использование интернета не облегчает и не ускоряет трудоустройство

Сначала коротко

Ситуация: По данным на сентябрь 2021 года, в России было 72,3 млн занятых и 3,3 млн безработных. При этом искать работу могут и те, и другие. Нетрудоустроенные — по определению, занятые — из желания сменить место или увеличить доход.

На деле: Положение на рынке труда, то есть является человек занятым, незанятым или безработным, способно влиять не только на отношение к поиску вакансии (выбор или необходимость), но и на условия её получения, способы и длительность поиска.

Теперь подробнее

Кроме «поисковых» стратегий эти три группы отличаются социально-демографическими характеристиками. Виктория Овсяник из НИУ ВШЭ составила и сравнила портреты их представителей: где они чаще живут, сколько им лет, каков уровень образования и семейное положение. Для работающих также проанализированы сферы занятости, стаж, уровень зарплат, продолжительность трудового времени, удовлетворенность работой. Отдельно рассмотрены и каналы, по которым её ищут: подтвердилась традиционная для России сила личных связей и неожиданно — невысокая популярность у молодёжи в возрасте от 25 лет подбора вакансий в онлайн. Статья по результатам исследования опубликована в 11-м выпуске электронного Вестника Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)».

О чём речь?

В исследовании занятыми считались люди, у которых на момент опроса была работа, в том числе подработки. Незанятыми — те, у кого её не было и кто не искал: по нежеланию, состоянию здоровья, из-за пенсионного возраста, занятий домашним хозяйством и проч. Безработными — те, кто хотел, но не мог трудоустроиться.

 

Ищущие работу определялись ответом на вопрос «Вы обращались куда-нибудь или к кому-нибудь в поисках работы в течение последних 30 дней?».

Как изучали?

В исследовании использовалась база данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» ( RLMS–HSE) — общенациональных репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1992 года. Изучалась выборка по 2019 году: 10 404 человека в возрасте 14–75 лет. Из них имели работу 53% (в том числе 5,9% только периодические подработки), не имели — 47%, включая незанятых и безработных.

Что получили?

Безработные в основном молоды и не связаны узами брака. Холостых/незамужних среди них почти две трети (60%). Самая представительная возрастная группа — 14–24-летние (37,2%).

Каждый пятый (21,8%) — с высшим образованием, но главным образом это выпускники школ и средних специальных учебных заведений.

Российские безработные:

 Гендер: несколько чаще — женщины (52,1%).

 Возраст: 58,4% – 14–34 лет, преимущественно молодежь от 14 до 24 лет.

 Образование: большинство — окончившие среднюю школу (34,1%) и ссуз (28,9%).

 Семейное положение: большинство не в браке (60%).

 Место жительства: свыше 60% — в крупных городах и региональных центрах.

Источник: RLMS–HSE, 2019

Во второй группе — незанятых — заметно преобладают женщины: 62,2%. «Гендерный дисбаланс возникает из-за того, что некоторая доля незанятых женщин задействована в домашнем хозяйстве и воспитании детей», — предполагает исследовательница.

Здесь более типичен «сравнительно пожилой возраст». Значительная часть (35%) живет в мегаполисах и областных центрах. По сравнению с безработными, меньше людей с дипломами университетов, однако значительно больше — без среднего образования. Найти работу последним труднее всех, но они часто и не стремятся: среди безработных их 3%, а среди незанятых — 14,7%.

Российские незанятые:

 Гендер: преимущественно (62,2%) — женщины.

 Возраст: почти треть — 14–24-летние, почти каждый пятый — от 55 до 64 лет.

 Образование: около 53% — с общим средним или выпускники ссузов.

 Семейное положение: не в браке (60,3%).

 Место жительства: в основном сёла, поселки (34,7%) и крупные города (35%).

Источник: RLMS–HSE, 2019

Работающие, в отличие от незанятых и безработных, в основном люди семейные. Каждый третий — с высшим образованием. Специалистов с начальной профподготовкой, не окончивших среднюю школу, мало — 6,7%.

Резкого перевеса в сторону женщин, как в случае с незанятыми, нет. Но, по сравнению с мужчинами, женщины имеют больший стаж работы и получают меньшую зарплату.

Российские занятые:

 Пол: 50,5% – мужчины, 49,5% – женщины.

 Возраст: свыше 84% – 25–54 года.

 Образование: чаще всего (33%) университетское, в меньшинстве – без общего среднего и выпускники профессионально-технических лицеев и колледжей.

 Семейное положение: официальный или незарегистрированный брак (66,8%).

Источник: RLMS–HSE, 2019

В исследовании занятые разделены на шесть групп: руководители (высшего и среднего звена), специалисты высокой и средней квалификации, военнослужащие, квалифицированные и неквалифицированные рабочие.

По продолжительности рабочего времени (количеству часов в неделю) лидируют военные и руководители. Они же в 2019 году были на первом месте по размеру среднемесячной зарплаты — 43,2 тыс. рублей.

 

Квалифицированные рабочие получают больше, чем специалисты средней квалификации (офисные сотрудники, представители сферы услуг и т.д.): 30,5 тыс. руб. против 25,8 тыс. рублей. А неквалифицированные, то есть люди только с общим средним образованием, самые малооплачиваемые — 18,6 тыс. рублей.

Зарабатывая меньше, они чаще подрабатывают. Как правило, по профилю своей деятельности — грузчиками, уборщиками и т.п. Также чаще имеют дополнительные заработки женщины. «Например, наличие второй работы подтвердили 9% женщин, занимающих высокие должности в сфере управления, против 2% мужчин из той же сферы», — пишет Виктория Овсяник.

Через показатель доли трудоустроенных, но озабоченных поиском новых вакансий, косвенно изучалась удовлетворённость текущим местом работы. Больше всего соискателей среди неквалифицированных рабочих — свыше 27%. Меньше всего (6%) — в группе руководителей высшего звена и чиновников, то есть тех, кто в большинстве своём с хорошим образованием, длительным стажем, достойными заработками и чаще других склонен считать себя предпринимателем.

В целом желанием найти работу не горит абсолютное большинство и занятых, и незанятых. Отрицательно на вопрос, пытаются ли сменить место трудоустройства, ответили от 80,7% до 85% участников RLMS HSE.

Одно из ключевых требований, предъявляемых к новым вакансиям, — размер оплаты. Безработные были готовы на 29,8 тыс. руб. в месяц, имеющие работу — на 47,6 тысяч. Соискатели при должностях и с лучшим образованием требовательнее. Руководители высшего звена, к примеру, ожидают роста зарплаты в 2,5 раза.

В среднем трудоустроенные согласны на смену работы в случае, если доход от неё превысит имеющийся в 1,6 раза.

Состояние поиска проходит не быстро. Половина тех, у кого работы нет, застревают в нём до 10 недель, те, у кого есть, — до восьми.

Ищут традиционно для России: около 77–83% с помощью родственников, друзей и знакомых. На втором месте (примерно 70%) — онлайн, где в основном прибегают к рекламным объявлениям и значительно реже — к информации в социальных сетях.

 

Однако через интернет, не значит, быстрее. Гипотеза о том, что  его использование «ускоряет или облегчает процесс трудоустройства», не подтвердилась. Как и, казалось бы, очевидная мысль, что молодёжь, будучи активным потребителем интернета, часто задействует его и для этой цели. По выводам исследования, «для группы 25–44 лет, где много интернет-пользователей, характерно значительное падение интереса к поиску работы в сети».

Для чего это нужно?

Сопоставление характеристик в зависимости от наличия работы и отношения к её поиску — помощь в выявлении «наиболее уязвимых групп на рынке труда». Сравнение занятых по стажу, зарплате, удовлетворённости рабочим местом и проч. — вклад в информацию о популярных сферах деятельности или, наоборот, тех, которые люди при первой возможности готовы оставить.
IQ
 

Автор исследования:
Виктория Овсяник, стажёр-исследователь Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ (2020 год) 
Author: Svetlana Saltanova, December 09, 2021