We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Всемирная телефонизация. Эпизод третий: connecting people

Как появились первые телефонные абоненты

Сейчас мы можем позвонить кому угодно в любой точке мира — но так было не всегда. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. В третьей из них вы узнаете о развитии телефонных линий, первых абонентах и истории телефонного справочника.

Bell Telephone Company всё же нашла подходящую ей бизнес-модель — она стала продавать лицензии компаниям, желавшим установить телефонную связь в той или иной местности. Но для того, чтобы телефон стал эффективным средством коммуникации, предстояло решить ещё одну важную проблему.

На тот момент все телефонные линии связывали только два телефона в определённых местах — как, например, дом и мастерскую Уильямса в Бостоне. Связь была двусторонней: из дома можно было позвонить только в мастерскую, и наоборот. Позвонить же на другой телефон было нельзя — именно эта возможность была необходима для того, чтобы телефон стал предметом повседневного обихода.

Первая телефонная станция открылась 28 января 1878 года в американском городе Нью-Хейвен. Её создал Джордж Кой, бывший телеграфист и основатель местной телефонной компании. Ещё осенью 1877 года он купил у Белла лицензию. Тогда же у него появилась идея создать телефонную станцию, которая позволила бы соединять абонентов телефонной сети друг с другом.

Кой планировал открыть телефонную станцию еще в декабре 1877 года, но многочисленные технические трудности заставили его отложить открытие на два месяца. Кой был вынужден конструировать всю аппаратуру сам — Bell Telephone Company тогда продавала только сами телефоны.

Первый телефонный коммутатор

Кроме того, жители Нью-Хейвена не торопились становиться телефонными абонентами. Перед открытием станции Кой разослал горожанам тысячу рекламных проспектов. Он рассчитывал на по крайней мере пятьдесят будущих абонентов, но получил только один отклик — от местного священника Джона Тодда, первого в истории телефонного абонента.

Кой не отчаивался и, прибегнув к помощи агента, получил более двухсот запросов на установку телефонов еще до конца 1877 года. 21 января 1878 года прошли первые испытания, а через неделю первая телефонная станция начала работу, обслуживая 21 абонента.

Уже через месяц количество абонентов выросло до пятидесяти. Ориентироваться по памяти стало трудно, и Кой принял решение издать первый в истории телефонный справочник, что и было сделано 21 февраля 1878 года. Телефонных номеров там не было — только фамилии абонентов и названия предприятий. До нашего времени дошли всего два экземпляра этого справочника.

Первый телефонный справочник. Первый в списке абонентов — священник Джон Тодд, пятый — владелец телефонной компании Джордж Кой

9 марта в свет выходит новый вариант справочника, содержащий 125 абонентов; 8 апреля — ещё один, где их было уже 327, причем 42 телефона были установлены в домах у горожан.

После того, как телефоны стало возможно соединять друг с другом, количество их пользователей начало расти экспоненциально. К марту 1880 года в США работало 138 телефонных станций, которые обслуживали несколько десятков тысяч абонентов. Но будущее Bell Telephone Company отнюдь не было безоблачным — её успехам угрожали многочисленные конкуренты, первым среди которых стала всесильная Western Union.
IQ

 

Author: Anton Basov, July 10, 2023