• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всемирная телефонизация. Эпизод первый: «Боже, оно говорит!»

Чем телефон обязан бразильскому императору Педро II

Телефон появился более 150 лет назад. История его изобретения напоминает детективный роман, наполненный кропотливой работой, счастливыми случайностями, озарениями и судебными процессами. Но ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. И первая из них о том, как император Бразилии Педро II провёл презентацию телефонного аппарата Белла на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии.

14 февраля 1876 года Александр Грейам Белл подал в американское патентное ведомство заявку на «Усовершенствования в телеграфии». Она содержала описание способа передачи звука по проводам с помощью электричества. Уже 7 марта он получил патент № 174465, позже названный самым дорогим в истории. Впоследствии патент Белла пытались оспорить около шестисот раз, в том числе в Верховном суде и в Конгрессе США, но это никому не удалось.

Вопросу о приоритете Белла посвящены десятки книг и сотни статей, но вряд ли он будет когда-то решён окончательно. Ведь телефон, как и другие крупные изобретения (радио, лампа накаливания и т.д.) — дитя многих родителей. 

Однако именно Александр Белл смог превратить телефон из научного кунштюка в практический инструмент и сделать его предметом повседневной необходимости.

Интерес к звуку проявился у Белла с детства — его отец был знаменитым преподавателем фонетики (и прототипом профессора Хиггинса из «Пигмалиона» Бернарда Шоу). Уже в юности Александр строил говорящие машины и экспериментировал с электричеством. Однако своей основной профессией он сделал преподавание — Белл учил глухих читать по губам и говорить.

К идее телефона молодой изобретатель пришёл не сразу. Среди его ранних работы были попытки создания синтезатора речи и гармонического телеграфа, который мог передавать несколько телеграмм по одному проводу. Но вскоре Белл понял, что передача по проводу голоса может быть гораздо важнее других его идей.

Три года экспериментов увенчались успехом 10 марта 1876 года, когда Белл, облившись кислотой, позвал на помощь своего помощника Томаса Ватсона — а тот услышал голос Белла из телефона. Уже в мае телефон был продемонстрирован на заседании Американской академии наук и искусств и в Массачусетском технологическом институте.

Интермедия: телефон и японский язык

Первым языком, переданным по телефону, был английский, а вот вторым… японский! Зимой 1876–1877 годов у Белла, в то время профессора фонетики в Бостонском университете, был студент из Японии Сюдзи Идзава. Узнав об изобретении своего учителя, он спросил, будет ли телефон говорить по-японски. Белл ответил, что он будет говорить на любом языке, и тогда Идзава позвал двух друзей, студентов Гарварда Дзютаро Комура и Кентаро Канеко. Вместе они убедились, что телефон действительно говорит по-японски.

Много лет спустя Беллу довелось снова встретиться со всеми тремя. В 1898 году Белл, уже прославленный изобретатель, съездил в Японию, был принят императором и встретился с Идзава, знаменитым педагогом, и дипломатом Комура.

А в 1905 году Белл присутствовал на подписании мирного договора между Россией и Японией в Портсмуте. С японской стороны договор подписывал не кто иной, как Комура, бывший тогда министром иностранных дел.

10 мая 1876 года в Филадельфии открылась Всемирная выставка. Спонсор Белла (и отец одной из его учениц) Гардинер Грин Хаббард, один из организаторов выставки, добился того, чтобы телефон был показан, а также убедил судей посетить стенд Белла во время осмотра выставки 25 июня 1876 года.

Сам Белл не хотел присутствовать — его преподавательская работа отнимала много времени. Ни Хаббард, ни его дочь Мейбл не смогли убедить его поехать. Но когда он провожал Мейбл в Филадельфию, она прибегла к последнему средству — расплакалась прямо на вокзале. Белл не выдержал и поехал с ней — без билета.

Судьи под предводительством британского физика сэра Уильяма Томсона (будущего лорда Кельвина) добрались до стенда Белла лишь к вечеру. Они уже устали и без энтузиазма осматривали телефоны, собираясь уйти, как вдруг раздался возглас «Профессор Белл, я счастлив снова встретить вас!»

Обернувшись, судьи увидели, что Белла приветствовал не кто иной, как император Бразилии Педро II. За несколько лет до этого он познакомился с изобретателем в Бостоне и был так впечатлен его успехами, что, вернувшись в Бразилию, основал там первую школу для глухих и глухонемых.

Судьи оживились. Белл объяснил императору принцип действия телефона, а затем отдал ему приёмную трубку, отошёл и стал говорить в передатчик. Потрясённый император, услышав голос из трубки, воскликнул: «Боже, оно говорит!» 

Разумеется, после такой презентации каждый захотел узнать, что же слышно из телефона. Вчерашний курьёз превратился, по словам Томсона, в «самую чудесную вещь, которую я видел в Америке». Телефон удостоился и похвалы председателя жюри, старейшины американских учёных Джозефа Генри.
IQ

 

Автор текста: Басов Антон Ильич, 28 июня, 2023 г.