Социальная интеграция по-разному влияет на академические успехи женщин и мужчин. Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ изучили связи между академической успеваемостью и социальной интеграцией у 4,5 тыс. молодых россиян. Оказалось, что такая связь гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд, и для женщин она важнее. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Social and Personal Relationships.
Исследование выполнено в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который реализуется по программе «Приоритет-2030».
Связь между академическим успехом и социальными контактами студентов важна для понимания их образовательного прогресса. Исследования показывают, что студенты, которые активно общаются с окружающими, часто добиваются больших успехов в учёбе. Эта взаимосвязь прослеживается в различных типах отношений: дружбе, наставничестве, сотрудничестве и даже в онлайн-коммуникации.
Исследования указывают на то, что женщины, как правило, строят более обширные социальные сети. Но до сих пор не ясно, как пол влияет на взаимосвязь между социальной активностью и успехами в учёбе. Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали эту взаимосвязь.
Основой послужили данные долгосрочного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), охватывающего более 4400 молодых людей из разных регионов России. Авторы статьи измерили социальную интеграцию через показатель «сеть доверенных лиц» (англ. core discussion network, СDN) — это группа людей, с которыми человек взаимодействовал в последние шесть месяцев по важным вопросам. Академическая успеваемость измерялась через различные показатели, включая результаты тестов, ЕГЭ и оценки в университете.
Исследователи изучили связь между размером сети доверенных лиц и академической успеваемостью, используя корреляционный и множественный регрессионный анализ с переменными-модераторами. Доля женщин в выборке составила 54%.
Модель показала, что у женщин более высокие показатели академической успеваемости, чем у мужчин. В среднем академические баллы женщин на 29,2 пункта выше, чем у мужчин. При этом размер их основной дискуссионной сети положительно влияет на успеваемость. Так, увеличение этого показателя на одного человека у мужчин повышает успеваемость на 1,8 пункта, у женщин — на 4,9 пункта.
Исследователи предложили несколько возможных объяснений этому. В первую очередь такой результат может быть связан с тем, что мужчины и женщины по-разному управляют своими социальными сетями и используют их для разных целей. Об этом же говорят и другие исследования, связанные с социальной интеграцией.
Можно также предположить, что юноши чаще находят поддержку в учёбе у одноклассников или учителей. Девушки же сталкиваются с недостатком поддержки в учебных заведениях. Они могут испытывать больше сомнений и страхов в отношении предметов, где существуют гендерные стереотипы. Всё это заставляет девушек искать помощь и поддержку в других местах. Так, близкие отношения помогают им преодолеть эти сложности и страхи.
Как отмечают исследователи, университеты могут принять ряд мер для повышения успеваемости студенток. Например, через официальные сайты и социальные медиа активнее рассказывать о программах социальной поддержки. Возможно создание клубов и проведение мероприятий для студенток. Эффективна также будет психологическая поддержка студенток в виде индивидуальных консультаций или групповых сессий.
Особое внимание следует уделить областям, где преобладают мужчины, например сферам науки, технологий, инженерии и математики. Такая поддержка поможет предотвратить уход женщин из этих сфер и повысить их представительство в них.
IQ
Оксана Михайлова
Одна из авторов исследования, научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ