• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Излишки мыслей

Как остановить вал
плохих научных публикаций

© ISTOCK

Перенасыщение и кризис — так эксперты по высшему образованию Филип Дж. Альтбах и Ханс де Вит определяют ситуацию на рынке мировых научных публикаций. Ее во многом спровоцировали внешние факторы: бум университетских рейтингов, акцентирующих число исследований и статей, и диктат издательств. Но кризис объясняется и поведением вузов. Многие подражают исследовательским университетам и на-гора выдают публикации очень разного качества, отмечают эксперты в статье журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

Преодолеть единообразие

Система распространения научных знаний нуждается в изменениях, убеждены основатель Центра международного высшего образования при Бостонском колледже (США) Филип Дж. Альтбах и директор центра Ханс де Вит. «Научных публикаций стало слишком много» на фоне снижения их качества, подчеркивают исследователи:

 многие вузы выпускают массу статей, не слишком заботясь об их качестве;

журналы захлебываются от потоков такой продукции;
выходит масса псевдонаучных книг;
множатся недобросовестные издательства.

Все это дискредитирует сферу распространения знаний.

Во многом ситуация спровоцирована политикой в мировом высшем образовании. Это высококонкурентная сфера. Причем соперничество усугубляют разнообразные университетские рейтинги, которые влияют на судьбу вузов. Отсюда и феномен институционального изоморфизма, отмечают исследователи: «Большинству вузов хочется походить на передовые университеты, находящиеся во главе академической иерархии». Их позиция выглядит весьма привлекательно (появляются новые возможности для развития и привлечения лучших студентов и преподавателей), но требует большого количества исследований и публикаций. Стоит ли говорить, что это мешает обучению. Бюджет рабочего времени сотрудников вузов распределяется не в его пользу.

Имеет смысл ввести дифференциацию академической миссии вузов. Большинство из них должны «принять свою важную обучающую функцию и перестать стремиться стать исследовательскими университетами», подчеркивают авторы.

«Если научные публикации будут требоваться только в исследовательских университетах, качество исследований повысится, а от половины нынешнего количества так называемых научных статей можно будет избавиться», – считают Альтбах и де Вит.

Реабилитировать преподавание

Исследователи солидаризируются с мнением американского эксперта по образованию Эрнеста Бойера, который подчеркивал важность оценки академической деятельности по разным критериям. Большинство сотрудников высшей школы нужно оценивать по результатам их преподавательской, а не научной работы, потому что они трудятся не в исследовательских университетах. Вузовские педагоги должны, безусловно, следить за развитием мысли в своих областях, но они, по Бойеру, не обязаны заниматься производством нового знания.

«Нужно поощрять сотрудников за высококачественную преподавательскую работу <…>, но не стоит ожидать от них фундаментальных научных работ», — добавляют Альтбах и де Вит. По их мнению, «немецкая гумбольдтовская модель, которая предполагает, что все университеты занимаются исследованиями, не нужна для поддержания качества образования». Университетам прикладных наук и другим неисследовательским вузам стоит оставаться верными своим названиям.

Нужен внутренний контроль качества

Необходим более строгий отбор научных публикаций. Это, разумеется, не означает каких-либо преференций для университетов богатых стран или для тех или иных научных групп, уточняют авторы. Производством новых знаний должны заниматься исследовательские университеты во всех странах. Причем в идеале нужно представлять разные точки зрения и разные исследовательские парадигмы. Строгий отбор предполагает фильтр прежде всего по качеству работ, поясняют Альтбах и де Вит.

Причем контролировать качество публикаций должно само академическое сообщество. Исследовательские университеты и профессиональные сообщества должны взять на себя большую ответственность за систему. Необходимо прежде всего усилить систему рецензирования, подчеркивают эксперты.

Пока же в системе распространения знаний слишком много коммерции. Ее во многом «регулируют» внешние стейкхолдеры. Среди них — рейтинговые агентства, разнообразные неакадемические издательства и специалисты по измерению библиометрических показателей.
IQ

авторы исследования:
Филип Дж. Альтбах, член Международного экспертного совета НИУ ВШЭ, почетный профессор НИУ ВШЭ, основатель Центра международного высшего образования при Бостонском колледже (США)
Ханс де Вит, директор Центра международного высшего образования при Бостонском колледже
Author: Olga Sobolevskaya, March 19, 2019