We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

«Читать» с афазией оказалось проще, чем «бегать»

Потому что глаголы со сложной аргументной структурой вспомнить легче

Нейролингвисты из Вышки экспериментально подтвердили, что людям с афазией проще вспомнить глаголы, связанные со множеством участников действия (типа «кто-то делает что-то»), хотя такие глаголы и вызывают больше грамматических трудностей. Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Aphasiology.

Среди наиболее распространенных симптомов афазии (нарушений речи после поражений мозга, в первую очередь после инсульта) — сложности с поиском слов и построением грамматически правильных предложений. В обоих случаях логопедические занятия часто строятся вокруг работы с глаголом. Именно глагол — это та часть речи, которая является связующим элементом в предложении и обуславливает его структуру. Например, в предложении «Бабушка вяжет шарф» именно глагол «вяжет» задает основной смысл предложения и определяет, что в нем должны быть названы два аргумента глагола: тот, кто вяжет, и то, что вяжут.

Поэтому при подборе материалов для логопедических занятий и тестов важно понимать, какие глаголы представляют бóльшую сложность для людей с афазией, а какие — меньшую. Традиционно считается, что при афазии труднее употреблять глаголы с более сложной аргументной структурой. Например, глагол «читать» сложнее, чем глагол «бегать», поскольку имеет, как правило, два аргумента («студент читает статью»), а глагол «бегать» — как правило, лишь один («спортсмен бегает»).

Read more

Помочь в разработке диагностики и лечения патологий мозга

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Светлана Малютина и Валерия Зеленкова) предположили, что зависимость между сложностью аргументной структуры глагола и его реальной сложностью для пациентов с афазией может быть не такой прямолинейной и зависеть от конкретного задания. Гипотеза состояла в том, что если человек пытается вспомнить одиночный глагол, то более сложная аргументная структура может ему помогать, так как у глагола больше связей с другими словами.

Например, глагол «читать» связан и с типичными субъектами этого действия («студент», «школьник», «профессор»), и с его типичными объектами («книгу», «газету», «статью») — и потому его проще вспомнить, чем глагол «бегать», который не сочетается с объектами.

Гипотезу проверили в эксперименте с 40 людьми с афазией, проходящими реабилитацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации. Участники эксперимента выполняли два задания (называние глаголов и составление предложений) с 65 глаголами, специально отобранными по теоретической сложности аргументной структуры — а ученые оценивали правильность и время выполнения задания. Ожидания исследователей подтвердились: люди с афазией быстрее и правильнее вспоминали одиночные глаголы, у которых аргументная структура была сложнее. А когда нужно было составить предложение, подтвердилось традиционное представление: глаголы с более сложной аргументной структурой вызывали у участников больше трудностей, поскольку требовали построения более сложной грамматической структуры предложения.

Результаты исследования были опубликованы в статье «Verb argument structure effects in aphasia are different at single-word versus sentence level» в журнале Aphasiology. Они будут полезны логопедам и нейропсихологам, работающим с пациентами с афазией. Если нужно отобрать более простые глаголы для тренировки составления предложений, стоит выбирать глаголы с более простой аргументной структурой (например, «бегать», «сидеть», «загорать» ). А для припоминания одиночных глаголов могут оказаться проще глаголы с более сложной аргументной структурой («вязать», «готовить», «смотреть», «читать»). Иными словами, лингвистическая сложность не всегда соответствует когнитивной.
IQ

January 14, 2020