• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Игроки с высокой степенью ожирения оказались успешнее в длительных соревнованиях по киберспорту

Тяжёлая весовая в Counter Strike

Ситуация: Считается, что ожирение снижает эффективность профессиональной и прочей деятельности.

На деле: Киберспортсмены с высокой степенью ожирения в среднем показывают худшие по сравнению с другими игроками результаты. Однако с определённого момента превосходят своих соперников, если речь идёт о продолжительных турнирах.

Теперь подробнее

Учёные из НИУ ВШЭ и Норвежского университета естественных и технических наук (Norges teknisk-naturvitenskapelige universitet, NTNU) сравнили успехи в киберспорте (eSports) игроков с разными весовыми категориями. Несмотря на то, что полем исследования стали компьютерные игры, оно поднимает более глобальную проблему. А именно — включение людей с ожирением в контекст современной рабочей деятельности, которая часто связана с компьютерными технологиями.

В выборку попали результаты 821 профессионального игрока за период с 2012 по 2020 годы. Совокупно анализ охватил 127 533 кейса с результатами киберспортсменов на турнирах. Индекс массы тела (ИМТ) спортсменов измерялся по фотографиям с помощью технологии искусственного интеллекта.

Выяснилось, что в целом ожирение негативно влияет на успехи в киберспорте. Но обнаружился и достаточно неожиданный результат. Высокий ИМТ оказался фактором, позитивно влияющим на турнирные результаты при увеличении времени игры. Возможные причины этого — особенности психики и физиологии людей с ожирением, считают исследователи. Результаты опубликованы в журнале International Journal of Obesity.

О чём речь?

Ожирение и лишний вес стали одной из глобальных проблем, связанных со здоровьем современных людей. Так, по информации ВОЗ, в 2016 году 39% взрослых в мире имели лишний вес, а около 13% страдали ожирением. И это растущая тенденция. «Ожирение — комплексная социальная проблема, поскольку она напрямую влияет на людей с лишним весом и отношение к ним со стороны социума», — отмечают в своей статье авторы исследования Пётр Паршаков, Юлия Найдёнова, Артур Ассанский и Корнель Несслер.

В медицинских исследованиях ожирение тем не менее не рассматривается как болезнь, но доказана его взаимосвязь с многочисленными заболеваниями и проблемами, касающимися здоровья. Согласно данным ВОЗ, высокий индекс массы тела (ИМТ) — главный фактор риска неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, костно-мышечные, диабет и некоторые формы рака.

Помимо физиологических последствий, считается, что ожирение может быть связано также со снижением когнитивных функций.

Большинство исследований в этом направлении посвящены связи лишнего веса и результатов в обучении у школьников и студентов. Но учёные проводили анализ и на взрослых выборках. Было показано, что у людей с ожирением оказались ниже уровни когнитивной гибкости, рабочей памяти, беглости речи, способности к принятию решений и планированию.

Многие научные работы концентрируются вокруг экономических и социальных последствий проблемы ожирения — расходы на здравоохранение, больничные и т.п. Также предметом изучения становится и дискриминация по причине ожирения, которая, в свою очередь, может влиять на эффективность сотрудников с лишним весом. Например, клиенты не всегда охотно готовы с ними взаимодействовать. А коллеги с меньшей вероятностью придут на помощь сотруднику, страдающему ожирением, чем человеку, не имеющему такой проблемы.

В литературе по менеджменту, как отмечают исследователи,  даже используется так называемая концепция «эстетического труда». Согласно ей, сотрудники, которые находятся на «передовой», должны иметь «правильную» внешность — на них должно быть приятно смотреть и их должно быть приятно слушать.

Есть разнонаправленные подходы к решению проблемы ожирения на рынке труда. Одни считают, что компании должны способствовать профилактике ожирения среди сотрудников. Другие настаивают, что прежде всего необходимо бороться с дискриминацией, связанной с лишним весом.

Сейчас, по мнению авторов, всё ещё недостаточно научных исследований, демонстрирующих последствия ожирения для рабочей деятельности. А у работодателей недостаточно понимания, как подбирать сотрудников под те или иные задачи. Поэтому в ходе проведённой работы учёные попытались ответить на вопрос — влияет ли ИМТ на результаты в задачах, связанных с использованием компьютерных технологий? Ранее подобный анализ не проводился.

Исследователи отмечают, что использование данных из сферы киберспорта имеет свои преимущества — можно отследить результаты игроков, длительность игр и т.д. Всё это есть в открытом доступе, как и фотографии участников турниров. По сути, поясняют авторы, это — возможность для квазиэксперимента (когда экспериментатор не воздействуют на участников или условия эксперимента). Подобные данные проблематично собрать в других сферах — например, в инженерии, дизайне или аналитике, где люди на компьютере выполняют повторяющиеся задания разной длительности.

Как изучали?

Исследователи отмечают, что киберспорт состоит из различных направлений, но в ходе своей работы они сфокусировались на данных игры Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). В 2020 году эта игра набрала более миллиона одновременно соревнующихся участников.

Во время матча две команды по пять спортсменов противостоят друг другу. Матч обычно состоит из нескольких карт (как правило, 3-5), включающих в свою очередь короткие раунды, ограниченные по времени (обычно 1 минута 55 секунд). За этот промежуток команды должны выполнить задания. Карта считается выигранной, если команда одержала победу в более чем 15 раундах. Если ничья — играются дополнительные овертаймы.

Источником данных для учёных послужил специальный ресурс, агрегирующий статистику о всех игр и чемпионатов по CS:GO. Авторы собрали фотографии 821 игрока и их индивидуальные результаты за период с 2012 по 2020 годы. Количество фотографий для каждого киберспортсмена варьировало от 1 до 4. Всего в выборке было 127 533 кейсов с данными игр и результатами участников. Для оценки ИМТ по фотографиям профилей игроков авторы использовали специальную технологию искусственного интеллекта, которая ранее была проверена в исследовательских экспериментах.

Чтобы проанализировать связь между ожирением и результатами в киберспорте, учёные использовали категоризацию веса ВОЗ, исходя из ИМТ, в которой выделяется три группы ожирения:

I — с ИМТ 30-35;

II — с ИМТ 35-40;

III — с ИМТ более 40.

Дискриптивная статистика показала, что достаточно много профессиональных игроков в СS:GO имеют лишний вес, а некоторые и вообще ожирение III cтепени. При этом участников с недостаточным ИМТ в CS:GO не обнаружилось вовсе. Люди с различными категориями ожирения составили 25% выборки. Это, как отмечают авторы, больше чем в среднем по миру (13%), но близко к данным по популяции во многих странах. Например, в 2016 году доля людей с ожирением составила 27,8% — в Великобритании, 28,3% — в Аргентине, 28,9% — в Мексике, 29% — в Австралии, 29,4% — в Канаде, 36,2% — в США.

Средний возраст игроков, включённых в выборку — 23 года, что близко к традиционным видам спорта. Возраст самых молодых игроков — 14 лет. Все участники, попавшие в выборку — мужчины. Женщин, как отмечают авторы, в киберспорте — подавляющее меньшинство.

В ходе исследования учёные использовали регрессионный анализ. Учитывалось возможное влияние различных дополнительных переменных, таких, например, как возраст, опыт в игре, формат турниров — онлайн, оффлайн и т.п.

Что получили?

Выяснилось, что эффект ИМТ негативно связан с результатами игроков, — то есть лишний вес способствует их ухудшению. В ходе проведения регрессионного анализа правда удалось установить, что это касается прежде всего игроков с высокой степенью ожирения — III. Их показатели, как отмечают исследователи, в среднем на 12,8% ниже остальных.  Результаты же людей с лишним весом и находящихся в группе ожирения I и II не отличаются от результатов игроков с нормальным ИМТ.

Интересно, что обнаруженный эффект уменьшается с каждым дополнительным раундом. «В среднем игроки с самым высоким ИМТ играют хуже тех, у кого этот показатель меньше, но разница уменьшается по мере увеличения продолжительности игры», — разъясняют авторы. Оказалось, что в случае самых длительных по времени матчей,  игроки с тяжелой степенью ожирения превосходили всех остальных в  результатах.

Это соответствуют выводам предыдущих исследований. В одном из них было показано, что дети с ожирением могли играть в азартные игры значительно дольше, чем дети с нормальным весом. Хотя в фокусе текущей работы — не азартные игры, тем не менее у киберспортсменов тоже есть шансы получать стимулы к дальнейшей игре на частых интервалах — то есть, выигранных раундах, поясняют авторы.

Возрастающая эффективность людей с классом ожирения III при выполнении длительных задач может быть связана, как считают учёные, с более высокой импульсивностью, которая считается одной из причин ожирения, а также — игровой зависимости. Другое объяснение может заключаться в том, что люди с ожирением потребляют больше калорий, что помогает им справляться с длительными задачами.

Также обнаружилось, что люди с высоким ИМТ в целом играют хуже в случае «живого» формата турнира. «Поскольку живые события отличаются от онлайн присутствием публики и более высоким престижем, объяснением этой разницы может быть социальное давление и негативные установки по отношению к игрокам с лишним весом», — комментируют авторы. По их мнению, это может означать либо наличие дискриминации, направленной на участников с ожирением, либо то, что другие игроки более сильны в эмоциональном плане.

Зачем это нужно?

Проведённое исследование позволяет более детально оценить влияние ожирения на деятельность, связанную с использованием компьютерных технологий, но (почти) не требующую физической активности. Существует множество работ, которые фокусируются на объяснении того, почему нормальный вес помогает в различных видах деятельности. Но при этом есть недостаток научных данных о влиянии лишнего веса на разные виды деятельности и причинах этого влияния.

Авторы работы отмечают, что последствия для здоровья работников с тяжелым ожирением, конечно же, перевешивают обнаруженный позитивный эффект и соглашаются с тем, что ожирение несёт экономические издержки. Однако при выполнении длительных задач, в сочетании с правильной системой вознаграждения, люди с лишним весом могут быть эффективны.

Это потенциально полезное знание для HR-отрасли. А поскольку в среднем киберспортивная команда состоит из пяти человек и административного штата, возможно, результаты могут быть наиболее полезны для маленьких фирм и в образовательной или тренировочной деятельности — особенно там, где используются техники геймификации.

При этом всё же необходимо осторожно подходить к генерализации полученных результатов. Всё-таки киберспорт — это особая форма активности и возраст самого взрослого игрока в исследовании составил 34 года.
IQ

 

Авторы исследования:

Петр Паршаков, заместитель заведующего Международной лаборатории экономики нематериальных активов, доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ в Перми;

Юлия Найденова, младший научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, доцент департамент экономики и финансов НИУ ВШЭ в Перми;

Артур Ассанский, выпускник совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ;

Корнел Несселер (Cornel Nesseler), Норвежский университет естественных и технических наук (Norwegian University of Science and Technology), Тронхейм, Норвегия.

Author: Marina Selina, June 16, 2022