• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как получить пользу от иностранных инвестиций

Факт их существования не гарантирует успех

©Essentials

Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, что для получения максимальной пользы от партнеров из развитых стран российским компаниям необходимо инвестировать в интеллектуальные ресурсы.

Большинство теоретических работ в области международной торговли подчеркивают значение прямых иностранных инвестиций. Это не просто дополнительный источник финансирования, но важный элемент трансформации и улучшения качества человеческого капитала, механизма обмена знаниями между компаниями и адаптации новых технологий. Все это, в конечном итоге, должно приводить к увеличению конкурентоспособности. Однако эмпирические свидетельства весьма разнородны и противоречивы, особенно в отношении бизнесов, расположенных в развивающихся экономиках. Последние исследования показывают, что преимущества, которые могут дать компании прямые иностранные инвестиции, не возникают автоматически, а существенным образом связаны с возможностями ими воспользоваться.

Исследователи НИУ ВШЭ Анна Быкова, Карлос Хардон и Фелис Итурриага уже анализировали данные российских публичных компаний и влияние иностранных инвестиций в двух предыдущих работах. «Мы обнаружили, что в целом наличие иностранной собственности не влияет на результаты деятельности компаний. Оно оказывает положительный эффект только в период экономической рецессии или усиливает его для экспортоориентированных компаний, — говорит Анна Быкова. — Нам это показалось довольно странным, особенно в контексте доли компаний с иностранной собственностью в период анализа. Возникла идея — возможно, иностранные инвестиции «полезны» не всем, а только тем, кто наделен определенными ресурсами. Другими словами, для наличия положительного эффекта между иностранными инвестициями и результатами деятельности компаний необходимо наличие «медиаторов» или посредников. Эту гипотезу решено было протестировать, используя концепцию динамических способностей (dynamic capabilities), разработанную Д.Тиисом в 1997 г. Именно динамические способности, согласно нашим предположениям, играют медиативную роль».

Динамические способности — это способности компании постоянно создавать, расширять и модифицировать ресурсы в зависимости от условий внешней среды и стратегии бизнеса.

В качестве выборки для проведения анализа были взяты данные о 1096 российских публичных компаниях за период с 2004-2014 гг., собранные Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ-Пермь из открытых источников. Исследователи использовали метод частичных наименьших квадратов (Partial Least Square-Structural Equation Modelling) и программное обеспечение SmartPLS 3.0. Особенность этого метода в том, что он позволяет оценивать функциональные связи между ненаблюдаемыми переменными — динамическими способностями, и наблюдаемыми переменными — иностранными инвестициями и результатами деятельности фирмы. При этом ненаблюдаемые переменные представлены в модели посредством наблюдаемых индикаторов. Учитывая преимущества метода (более мягкие требования к нормальности распределения данных, использованию вторичной информации), PLS-SEM все чаще применяется в последнее время в работах в области стратегического менеджмента.

«В отличие от предыдущих работ, использовавших PLS-SEM, мы в своей модели использовали не опросные, а открытые данные для измерения динамических способностей», — рассказывает Анна Быкова, научный сотрудник международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми.

Результаты показали, что динамические способности играют не частичную, как предполагалось авторами, а полную посредническую роль. Таким образом, во-первых, были подтверждены результаты предыдущих работ, демонстрировавших отсутствие статистически значимого эффекта прямых иностранных инвестиций. Во-вторых, было отмечено, что трансформация иностранных инвестиций в экономическую добавленную стоимость происходит посредством трансформации внутренних ресурсов компании или за счет механизма использования динамических способностей.

Исследователи выделили три типа динамических способностей, наиболее релевантных для анализа взаимодействия между компаниями-получателями из развивающихся экономик и инвесторами из развитых стран. Первый тип — абсорбционная способность или умение обучаться, внедрять знания и технологии, полученные от иностранных партнеров. Второй тип – адаптивная способность или умение трансформировать внутренние имеющиеся ресурсы в соответствии с более высокими требованиями иностранных инвесторов, что особенно важно для компаний с развивающихся рынков. Третий тип – коммуникативная способность или эффективное обнаружение и внедрение знания о более высоких рыночных стандартах, технологиях работы с покупателями и поставщиками, увеличивающих лояльность клиента.

Анализируя влияние отдельных типов динамических способностей, авторы обнаружили, что наибольшее значение для создания стоимости имеет коммуникативная способность: 52.2% общего эффекта приходится именно на этот тип, в то время как для операционной эффективности, измеренной рентабельностью общих активов, наибольший эффект — 50% — дает адаптивная способность. Полученные выводы позволяют выстраивать различные стратегии развития компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах.

* Исследование проводилось в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 г.

Авторы исследования 
Анна Быкова, научный сотрудник международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми
Карлос Хардон, ведущий научный сотрудник международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми

 

 

·         Авторы исследования:

Материалы по теме

Привыкание к реальности

Как россияне адаптировались к новым экономическим условиям

Как устроено этичное потребление в России

Национальная специфика социально ответственного шопинга и не только

Тест: кризис, благотворительность и жирная еда

Что мы узнали о россиянах из исследований ВШЭ в 2017 году

Рухнувшие в бедность

Чье благополучие не прошло проверку кризисом

Сверхурочная страна

Почему в России растет конфликт между работниками и работодателями

Достать инвестора

Национальные особенности Investor Relations в России