• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поступательное движение

Исследователи изучили факторы межрегиональной мобильности учащихся

©Istock

На образовательную миграцию влияют исходные данные абитуриентов и уровень жизни в регионах, показали в статье сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов и Мария Бочарова. Сильные выпускники из образованных и обеспеченных семей в целом чаще поступают в вуз далеко от дома. Но выбор обычно корректирует экономика. Большие зарплаты притягивают учащихся в регион, высокая стоимость жизни — отталкивает.

Единые государственные экзамены облегчили доступ к сильным вузам для абитуриентов из регионов. Но социальный лифт для них работает не всегда. Образовательную миграцию сдерживают социально-экономические факторы. Как индивидуальные — успеваемость и семейный бэкграунд выпускников, так и региональные — уровень жизни и ситуация на рынке образования в родном городе и в месте прибытия. Авторы статьи изучили предикторы мобильности учащихся на выборке почти 1170 человек, с использованием данных лонгитюдного исследования ВШЭ «Траектории в образовании и профессии».

Вклад гендера и учебы

На выбор вуза в другом регионе влияют внутренние (биографические) и внешние (институциональные) факторы. К первым относят пол и успеваемость выпускника, а также социально-экономическое положение его семьи. Значим уровень образования и доходов родителей. Среди институциональных факторов — условия жизни в регионах: уровень зарплат, прожиточный минимум, ситуация на рынке труда, набор вузов.

«Персональные данные» свидетельствуют, что юноши мобильнее девушек. Это может объясняться ожиданиями и амбициями. Молодые люди готовы больше вкладываться в образование, поскольку в конечном итоге рассчитывают на более высокие зарплаты.

Вклад в мобильность успеваемости, измеряемой в баллах ЕГЭ, понятен. У учеников с хорошими оценками шире возможности выбора вуза, выше шансы поступить в сильный университет.

Исследователи рассматривают роль достижений выпускников и точки зрения человеческого капитала — набора знаний и навыков. Отличники инвестируют в него больше и, соответственно, ожидают высокой отдачи. Для них главное – качество вуза. Ради учебы в сильных университетах они готовы поменять регион.

Сила семьи

В то же время, отъезд на учебу может перечеркнуть отсутствие финансовой и моральной поддержки. Миграции выпускников могут препятствовать их собственные семьи.

Так, на мобильности отличников сказывается уровень образования родителей. В малообразованных семьях абитуриенты переезжают реже, что отчасти блокирует для них социальный лифт. И наоборот, дети родителей с вузовским дипломом более мобильны. Такие семьи лучше информированы о ситуации на образовательном рынке и предложениях вузов. Они чаще помогают детям правильно сориентироваться в выборе и готовы покрывать расходы, связанные с учебой. Ставки на высшее образование в этих семьях велики.

Мобильность абитуриента связана и с доходами родителей. Переезд предполагает немалые траты, поэтому чаще мигрируют учащиеся из обеспеченных семей.

В исследованиях отмечается и вклад социального капитала в миграции. Знакомства и связи содействуют переезду. Если на новом месте уже живут друзья или родственники, они поддержат абитуриента советами и помощью. Это облегчит адаптацию и сократит издержки миграции.

Притяжение процветания

Мобильность корректирует и «экономический климат» в регионах — на родине выпускника и на месте его будущей учебы. Первый регион исследователи называют «школьным» (там ученик получил среднее образование), второй — «университетским» (в нем находится выбранный вуз). Под экономическим климатом подразумеваются уровень зарплат, доля безработицы, налоги, прожиточный минимум и пр.

Согласно исследованиям, возможны два сценария. Первый — отрицательная корреляция: если средние доходы в регионе поднимаются, меньше людей уезжают из него. Но реальна и положительная корреляция. Чем благополучнее ситуация в городе, тем больше у людей финансовых возможностей перебраться в еще более приятное место.

Исследование Ильи Прахова и Марии Бочаровой выявило, что абитуриенты едут из менее доходных в более прибыльные регионы. То есть чем больше зарплаты в «университетском» городе, тем он притягательнее. Этот уровень доходов учащиеся проецируют на собственное будущее. Если потом трудоустроиться в этом регионе, то заработаешь больше, чем дома. И наоборот, если на родине люди получают больше, лучше остаться там.

Траты на жизнь и предложения вузов

Ситуацию исхода в более благополучные города осложняет одно «но». Это дороговизна жизни в «университетском» регионе: расходы на еду, транспорт, ЖКХ и пр. Чем они больше, тем ниже вероятность миграции в регион. То есть большие зарплаты привлекательны, но с оговоркой о величине прожиточного минимума.

Ситуация на рынке высшего образования тоже значима. Абитуриентов традиционно притягивают регионы с сильными вузами, города, где богаче выбор университетов. Среди таковых — несомненно, Москва и Санкт-Петербург, но также и университетские города Томск, Новосибирск, Екатеринбург и пр. Если в «школьном» регионе вузов достаточно, вопрос о миграции снимается.

IQ

Авторы исследования:
Илья Прахов, доцент Департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ
Мария Бочарова, стажер-исследователь Института институциональных исследований НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 26 сентября