• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альтруизм
в наследство

Как семья поддерживает культуру волонтерства

«Субботник», Иван Владимиров. 1923 г.

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Добровольческая преемственность

В российском обществе, в котором уровень доверия невысок, волонтерство пока не стало устойчивой нормой. Культура добровольчества, скорее, воспроизводится в семье. Причем механизм ее трансляции — простой родительский пример. Если старшие поколения регулярно помогали людям, то и младшие будут действовать так же. Активное волонтерство родителей находит продолжение у детей, выяснили эксперты ВШЭ Ирина Мерсиянова, Дмитрий Малахов и Наталья Иванова.

Работа основана на данных репрезентативного опроса населения в ходе Мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ. Выборка составила 1200 человек старше 18 лет в 43 субъектах РФ. Использовался метод поквартирного интервью.

Ассортимент просоциальности

Под волонтерством понимается добровольная неоплачиваемая помощь людям, которые не входят в ближний круг (семьи и родственников). В исследовании зависимыми переменными стали четыре варианта волонтерства:

  1. неорганизованное (периодическая помощь в одиночку),
  2. организованное (деятельность через инициативные группы),
  3. помощь незнакомым людям,
  4. волонтер организации (относительно регулярная практика).

Респондентов спрашивали, как часто они участвовали в этих видах добровольчества, а также насколько активно волонтерством занимались их родители во времена детства информантов.

Поскольку речь шла об опыте старших поколений, под волонтерством подразумевались субботники, поездки на картошку, комсомольская и другая общественная работа советской эпохи. Тогда подобная деятельность поощрялась. Этого нет в современной России. Ответы респондентов о родительском добровольчестве отражают нынешнее понимание этого явления.

Семейный детерминизм

Исследователи изучили связь между волонтерским опытом родителей и детей. Она оказалась сильной в разных моделях подсчета и при контроле многих социодемографических переменных (пол, возраст, тип занятости, семейный статус респондентов и пр.).

Активное волонтерство старшего поколения влияет на выбор младшего. Родительский пример оказывается сильным фактором вовлечения в помощь людям. И эта преемственность работает для разных поколений россиян.

Однако активное волонтерство родителей несколько меньше коррелирует с вероятностью регулярного (4-й вариант) и организованного (2-й вариант) добровольчества. В этих случаях актуальны и другие факторы (сама возможность быть организованным волонтером в силу занятости и пр.). Семейная преемственность, по-видимому, создает здесь лишь фундамент.

Демография альтруизма

При анализе корреляции волонтерства разных поколений эксперты учли социодемографические данные. Выяснилось, что пол респондента мало влияет на добровольчество. Возраст слабо связан с участием в неорганизованном и организованном волонтерстве. Зависимость от возраста — обратная U-образная.

Подъем «серебряного волонтерства», известного по ряду других работ, подтвердился. В безвозмездной помощи другим людям (деньгами и услугами) все чаще участвуют пожилые россияне. По исследованию, максимум шансов вовлеченности в неорганизованное добровольчество приходится на 51 год, а в организованное — на 63 года. Обратная U-образная зависимость объясняется тем, что с возрастом у людей остается меньше сил на волонтерство.

Семейный статус отрицательно связан с волонтерством. У людей, живущих в браке или партнерстве, меньше времени на общественные дела.

Статус занятости также играет роль, и снова через количество свободного времени. Безработные респонденты сильнее вовлечены в неорганизованное волонтерство. Но если респондентка — домохозяйка, она реже участвует в организованном и неорганизованном волонтерстве (по-видимому, время и силы уходят прежде всего на семью, воспитание детей).

Люди, принадлежащие к более низкому социальном классу, реже помогают другим. У них для этого меньше возможностей.

На волонтерской активности также сказывается воцерковленность. Люди, которые часто ходят в храм, могут быть задействованы в разнообразной деятельности в нем, в том числе, помощи людям.

Сила примера

Механизмов, объясняющих семейную передачу ценностей волонтерства, два. Они могут дополнять друг друга. Один — прямой: родительский пример. Старшие служат ролевыми моделями для младших. Дети интериоризируют установки родителей, перенимают их просоциальное поведение. Причем рост дистанции (во времени и пространстве), отделяющей детей от родителей, обычно не снижает волонтерской активности. Она устойчива.

Второй путь — опосредованный. Он рассматривается в рамках ресурсной теории. Значим социально-экономический статус родителей (СЭС — уровень образования и доходов) и нормы, принятые в этом кругу. Люди с более высоким СЭС чаще участвуют в волонтерстве. Дети, наследуя социальные ресурсы родителей, включаются в соответствующий нормативный контекст.

В России, с учетом отсутствия широкого общественного признания добровольчества, более вероятно влияние родительского примера. По мнению исследователей, нужно разработать семейные волонтерские программы, которые помогали бы родителям передавать опыт детям.
IQ


Авторы исследования:
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Дмитрий Малахов, старший преподаватель департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Наталья Иванова, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 16 июля