• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимательские навыки значительно повышают доходы учёных

Успешные специалисты в сфере исследований и разработок, как правило, умеют думать и действовать, как владельцы собственного бизнеса

ISTOCK

Ситуация: Карьера учёного-исследователя нередко ассоциируется с отсутствием перспектив финансового роста вне работы в лучших университетах.

На деле: Доходы специалистов, работающих в сфере R&D (исследования и разработки), широко варьируются. Во многом разницу определяет наличие или отсутствие предпринимательских навыков.

Теперь подробнее

Учёные из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко и Валентина Пермякова провели исследование, посвящённое влиянию предпринимательских навыков на социальную стратификацию специалистов, работающих в R&D-организациях. Данные для анализа получены с использованием методологии международного проекта «Карьеры обладателей докторской степени» (Careers of Doctorate Holders (CDH)), проводимого под эгидой ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО. Выборка составила 1742 респондентов в возрасте от 21 до 70 лет.

Выяснилось, что наличие предпринимательских навыков и их применение в работе существенно влияет на уровень дохода специалистов, работающих в организациях R&D. Самыми успешными с финансовой точки зрения оказались 50-70-летние респонденты, специализирующиеся в области естественных или технических наук, которые не только имеют предпринимательскую жилку, но и постоянно применяют такие свои навыки. С препринтом работы можно ознакомиться на сайте НИУ ВШЭ.

О чём речь?

Современные исследователи должны обладать компетенциями, которые позволяют не только активно проводить научные знания, но и внедрять их в практику. Иными словами, как отмечают авторы работы, портфолио учёного должно включать не только специальные компетенции, но и навыки и способности к созданию инноваций, инициативе и предпринимательству, а также многозадачности и междисциплинарности.

Предпринимательские навыки имеют особое значение в сфере исследований и разработок, поскольку от них зависит практическое применение результатов работы учёного. При этом, одновременно, предпринимательство — это навык, который формально не является обязательной составляющей профессии учёного.

 
 

«Предпринимательство — это не профессия, а часть человеческого характера, которая не зависит от классовой и социальной принадлежности», — писал экономист и политолог Йозеф Шумптер. Предприниматель — это человек, который имеет желание заниматься инновациями, способность брать на себя риск, полагаться на свои силы и быть автономным. А это те навыки, которые в XXI веке приобретают всё большее значение и находятся в списках важнейших компетенций, необходимых современному человеку в разных отраслях.

В России, тем не менее, как отмечают авторы исследования, есть разрыв между увеличивающейся ролью создания и внедрения инновационных технологий и текущей недостаточностью механизмов коммерциализации знаний и разработок.

На федеральном уровне в нашей стране были предприняты определённые шаги, чтобы исправить эту ситуацию. Так, в 2009 году появился специальный закон, который позволяет научным и образовательным учреждениям коммерциализировать и выводить на рынок свои научные разработки и открытия. За последние годы университеты увеличили исследовательскую активность. Если в 2010 году менее чем половина университетов (46%) были заняты исследованиями и разработками, в 2019 году этот показатель увеличился до 83,3% (603 из 724 университетов).

Согласно Глобальному мониторингу предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor (GEM)), в 2020 году 7,6% начинающих предпринимателей в России имели бизнес в сфере высоких технологий, что значительно выше чем в 2019 году — 2,4%.

Учёные из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ считают, что на фоне всего этого очень важно оценить роль предпринимательских навыков в работе исследователей, а также их связь с социальной стратификацией в науке. Они обращают внимание на то, что предпринимательские навыки очень «неравно распределены» среди специалистов, занятых в сфере R&D.

Как изучали?

Главная гипотеза исследования заключалась в том, что владение предпринимательскими навыками влияет на стратификацию научного сообщества. Те, у кого предпринимательские навыки более развиты, показывают более высокие профессиональные достижения, а также получают большее финансовое вознаграждение.

В ходе исследования использовалась методология международного проекта «Карьеры обладателей докторской степеней» (Careers of Doctorate Holders (CDH)), проводимого под эгидой ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО. Выборка — стратифицированная многоступенчатая — составила 1742 человека. Для визуализации результатов использовались смешанные статистические методы и графическое представление взаимосвязей и различий ключевых характеристик, основанные на анализе соответствий.

В процессе реализации проекта стандартные названия предпринимательских навыков, используемые ОЭСР, а также обозначенные на одном из Мировых экономических форумов (МЭФ 2015), были переформулированы в вопросы для респондентов. Авторы также использовали комплексный индекс, направленный на оценку уровня предпринимательских навыков учёных по семи показателям:

 выдвижение новых идей, разработка новых продуктов, технологий;

 нахождение практического применения полученным результатам;

 установление, поддержание и развитие связей и сотрудничества с коллегами, партнерами из других организаций;

 управление проектом: планирование и контроль реализации работ, ресурсы, дедлайны, стоимость;

 самостоятельность в работе: выполнение задачи в установленные сроки и с имеющимися ресурсами;

 обучение, переподготовка, освоение новых методов, технологий, установок и т.д.;

 публичная презентация (заказчикам, партнерам, покупателям) результатов работы, нового продукта, услуги.

Кроме простого факта владения тем или иным навыком, необходимо было понять их реальное применение на практике, которое оценивалось по 5-балльной шкале Лайкерта: наименьшее количество баллов присваивалось за утверждение: «я не применяю данный навык в своей профессиональной деятельности», и максимальное — за утверждение: «я постоянно применяю данный навык в своей профессиональной деятельности».

 

В качестве основных переменных, помимо уровня владения предпринимательскими навыками, учитывались также: учёная степень, научная специализация, научная продуктивность (публикации), среднегодовой доход, возраст, гендер, должность на основной работе, сектор занятости (высшее образование, государственный сектор, бизнес), наличие дополнительной работы в предпринимательском секторе.

Что получили?

Результаты анализа выявили несколько групп исследователей с разным уровнем владения и применения в работе предпринимательских навыков. Учёные с наиболее продвинутыми предпринимательскими навыками составляют отдельную группу, аккумулирующую самые высокие профессиональные достижения в сфере R&D.

Они, как правило, имеют учёные степени в области инженерии, естественных наук или математики, активно публикуются и занимают высокие должности в своих организациях или департаментах. В дополнение к основной работе у них часто есть ещё одна или две дополнительных в предпринимательском секторе. Это может быть работа по контракту в коммерческих компаниях, фриланс, консалтинг, индивидуальное предпринимательство. Возраст исследователей варьирует в диапазоне от 50 до 70 лет, чаще всего это мужчины. В данной группе — самый высокий среднегодовой доход по выборке — от 1 100 000 рублей и более.

 

Уровень дохода тех, кто периодически применяет предпринимательские навыки в своей работе, находится в диапазоне от 500 000 до 1 000 000 рублей. И, наконец, исследователи, которые редко или вообще не используют предпринимательские навыки в профессиональной деятельности, зарабатывают в среднем от 300 000 до 500 000 рублей или меньше. Чаще всего в этой группе молодые исследователи, женщины, гуманитарии и специалисты в области сельскохозяйственных наук, работающие в государственном или образовательном секторе.

Также была установлена связь между научной продуктивностью и владением предпринимательскими навыками. Учёные, которые их регулярно применяют, показывают более высокую публикационную активность.

В целом среди опрошенных российских исследователей немалая часть — почти треть — постоянно применяют предпринимательские навыки в работе. И только 4% не используют их никогда. Самый распространенный и наиболее часто востребованный навык — тайм-менеджмент, а наименее развитый — умение найти практическую реализацию своим научным результатам.

Зачем это нужно?

Несмотря на то что академическое предпринимательство уже долгое время находится в фокусе внимания социологов и экономистов, некоторые важные аспекты остаются недостаточно исследованными, отмечают учёные. Один из них касается влияния предпринимательских навыков на социальную стратификацию научного сообщества.

Текущее исследование показало, какую «отдачу» в финансовом выражении получают учёные, владеющие предпринимательскими навыками и использующие их в своей работе. Авторы отмечают, что в следующих исследованиях было бы важно проанализировать, есть ли нематериальное «вознаграждение» за использование исследователями предпринимательских навыков, например, — в форме признания или престижа в сообществе.

Ну и как один из возможных практических выводов — студентов, аспирантов и постдоков необходимо обучать не только чисто академическим hard skills, давать фундаментальные знания и углубленные в выбранной дисциплине, но и активно развивать soft skills, проводить тренинги и всячески стимулировать предпринимательскую инициативу. Ведь в любом случае производство научного знания внутри академии — не единственный карьерный путь для молодого учёного.
IQ
 

Авторы исследования:
Наталья Шматко, заведующая отделом Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Валентина Пермякова, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 13 января