• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть самим собой

Что это значит для детей, подростков и молодёжи в России

ISTOCK

Аутентичность личности — это способность быть собой. Она развивается с возрастом, поэтому чем взрослее и старше человек, тем более аутентичным он может быть. Однако до сих пор мало известно о том, как аутентичность проявляется и меняется у детей, подростков и молодёжи. Исследователи из НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер, Виктория Ерофеева, Роксана Байрамян и Кирилл Чулюкин решили восполнить этот пробел и провели большой опрос среди россиян в возрасте от 7 до 23 лет. IQ.HSE рассказывает, к каким выводам пришли учёные на основе их статьи, опубликованной в журнале «Психология» НИУ ВШЭ.

В психологии понятие аутентичности появилось сравнительно недавно. «В самом общем виде аутентичность — это способность быть самим собой и сохранять верность своему истинному Я», — отмечают исследователи. Но в условиях современного мира, когда человечество переживает психологические нагрузки очень высокой интенсивности, а окружающая среда быстро меняется во всех аспектах, людям всё труднее ответить на вопрос «Кто я?». «Отношение к себе выстраивается скорее вокруг вопроса: «По-прежнему ли это я?».

Аутентичность выполняет ресурсную функцию для психологического благополучия личности и служит защитным фактором, например, в ситуациях профессионального выгорания или при сомнениях в наличии смысла жизни. Кроме того, аутентичность связана с просоциальным поведением, сопереживанием себе и другим, хорошей адаптации в чужой культуре и стране.

Впрочем, большинство исследований аутентичности проводилось на материале безкризисных жизненных периодов или в стабильные времена. Практически нет работ о том, как аутентичность проявляет себя в условиях повседневного или профессионального стресса. А ведь сохранение аутентичности может быть связано с рисками или психологическими затратами. Так, если в условиях организационной среды (в компании или государственном учреждении) существует дискриминация по каким-либо признакам, то в этом случае человек может поступиться аутентичностью, чтобы не стать объектом стигматизации.

Несмотря на то, что аутентичность — это способность, ресурс личности, который развивается с годами, она очень мало исследована и в возрастной перспективе. Особенно в момент перехода от детства к юности. «Какие аспекты своей личности и поведения в этот период воспринимаются как аутентичные? Что нарушает переживание людьми собственной подлинности? Какую цену они готовы заплатить за то, чтобы оставаться самими собой? Все эти сущностные для взросления вопросы до сих пор не нашли ответов ни в мировой, ни в отечественной психологии», — отмечают исследователи.

В своей предыдущей работе, которая была высоко оценена научным сообществом, они уже анализировали особенности аутентичности в двух возрастных группах — детей и подростков. В новом исследовании сравнивались три группы: дети, подростки и молодёжь.

Теории аутентичности как черты личности

В мировой психологии личности существует три операционализированные теории аутентичности как черты личности:

1. В рамках личностно-ориентированного подхода аутентичность рассматривается как трёхкомпонентная черта личности, включающая аутентичную жизнь, отсутствие принятия внешнего влияния и самоотчуждения.

2. Вторая концепция разработана в рамках экзистенциальной психологии. В ней аутентичность не подразумевает противопоставления человека социальному миру и включает четыре компонента, отражающих различные аспекты подлинности как показателя зрелой личности:

 осознанность — ясность представления о самом себе и событиях своего жизненного пути;

 непредвзятость (по отношению к себе) — способность видеть свои негативные стороны как естественную, но изменяемую часть своей личности;

 аутентичное поведение — действия человека в соответствии со своими желаниями и установками;

 аутентичные отношения — понимание ценности близких, искренних отношений с другими людьми.

3. Недавно обе концепции аутентичности были объединены, результатом чего стала двухфакторная модель. Она разделяет так называемую внутреннюю аутентичность (отсутствие самоотчуждения и принятия внешнего влияния, непредвзятость, осознанность своей личности и аутентичное поведение) и внешнюю аутентичность (аутентичную жизнь и отношения с другими).

Софья Нартова-Бочавер с коллегами ранее предложили также концепцию аутентичности, основанную на развитии субъектного подхода советского психолога и философа Сергея Рубинштейна. В его понимании, личность неразрывно связана с окружающим миром, физической и социальной средой, а значит не способна существовать или развиваться вне этого контекста. Согласно новой концепции, понятие аутентичности отражает верность человека своей индивидуальности, его соответствие пространственно-временным условиям жизни и предназначению (призванию).

В поисках аутентичности

Чтобы исследовать, как понимают аутентичность дети, подростки и молодёжь, учёные разработали интервью, которое включало пять тематических блоков. Они охватывают основные проявления аутентичности:

 аутентичную жизнь;

 принятие влияния извне;

 самоотчуждение;

 поведение в соответствии с ценностями;

 баланс социального и индивидуального.

При этом были учтены возрастные особенности — существуют разные версии интервью для детей и подростков, и для более взрослых юношей и девушек. Интервью было основным методом исследования. Его задача состояла в том, чтобы получить целостное представление о феномене аутентичности в каждой возрастной группе.

Всего в исследовании приняли участие 450 человек: 150 младших школьников в возрасте от 7 до 12 лет, 150 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, 150 молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Для обработки полученного материала использовался структурированный табличный тематический анализ. С его помощью психологи выделили в ответах респондентов ведущие смысловые паттерны и темы.

С другими и без других

В ходе интервью большое количество респондентов из младших возрастных групп признались, что до проведения исследования не задумывались, что значит быть собой. Для младших школьников аутентичность — это главным образом автономное поведение. Однако с возрастом картина меняется.

Для подростков аутентичность чаще всего означает осознанность, непредвзятое самовосприятие и верность себе, а также сохранение подлинного Я в отношениях с другими. Похожие представления доминируют и у взрослых респондентов. «Если стремление к независимости практически не меняется с возрастом, то желание сохранять себя в отношениях с другими усиливается, что связано с социальным аспектом взросления», — поясняют авторы.

Вероятно, отношение к аутентичности как ценности формируется начиная с младшего школьного возраста. «Несмотря на затруднения в описании состояния “быть собой” школьники, возможно, впервые отрефлексировали его как позитивное явление», — предполагают исследователи.

Выяснилось, что пятая часть опрошенных младших школьников и подростков не могут ответить, в каких ситуациях они чувствуют себя собой. Однако большинство утверждает, что всегда остаются верными своему истинному Я, либо это ощущение подчёркивает общение с другими людьми. Впрочем, иногда аутентичность может переживаться и наедине с собой.

В младшем школьном возрасте аутентичности могут способствовать и собственные ощущения, и особая среда. «Безопасная и комфортная среда является внешним фактором, который позволяет аутентичности проявиться», — поясняют исследователи. По мере взросления её вклад снижается, а роль внутренне мотивированной деятельности усиливается. В подростковом возрасте и молодости наиболее часто аутентичность проявляется во взаимодействии с другими людьми.

Также среди младших школьников переживание аутентичности чаще сопровождает деятельность, активность. Возможно, это связано с усилением чувства компетентности, которое также отвечает задачам развития и решаемым конфликтам.

«Любопытно, что динамика возможных факторов переживания аутентичности нелинейна и для большинства категорий имеет V -образную форму: так, значимость уединения, собственных ощущений и деятельности резко ослабевает в подростковом возрасте, развёрнутом на социальную жизнь, и вновь усиливается в молодости», — пишут психологи.

В ходе исследования авторы попытались прояснить содержание поступков, которые респонденты считают аутентичными. «Эта тема оказалась непростой: 39% младших школьников и 27% подростков не ответили, какие из их поступков аутентичны», — поясняют исследователи. Наиболее часто упоминаемое содержание аутентичных поступков — помощь другим и построение с ними доверительных отношений, а также ситуации волевого функционирования.

Нередко, особенно среди взрослых респондентов, истинное Я проявляется в стрессовых ситуациях и конфликтах. «В соответствии с данными современных исследований, люди в ситуации стресса действуют естественно и искренне», — пишут психологи. Выявилось, что своё агрессивное поведение респонденты также могут воспринимать как проявление аутентичности, свободной от предубеждений в оценках собственных качеств и действий. Также взрослые считают аутентичными волевые действия или совершенные в условиях высокого напряжения.

Разрушенная и восстановленная аутентичность

Исследователи попытались прояснить, какие ситуации респонденты считают губительными для переживания аутентичности, и что может способствовать её восстановлению. Для младших школьников и подростков в списке источников самоотчуждения (нарушения аутентичности) лидируют ситуации психического истощения и физического насилия. «Таким образом, дети сохраняют себя в стабильных психологических условиях, без напряжения и стресса, а более взрослые респонденты связывают самоотчуждение в первую очередь с социальным поведением и лишь затем — с физическим насилием», — комментируют исследователи.

В старшей группе среди источников самоотчуждения оказалась бессмысленная деятельность. «В период “становящейся взрослости” молодые люди примеряют на себя взрослые роли и, в силу возрастающего самоконтроля и ответственности, начинают чаще выполнять обязанности, обусловленные внешней мотивацией. Занятие деятельностью, не имеющей для них внутренней ценности, переживается как самоотчуждение».

Временная утрата аутентичности может быть исправлена или компенсирована при наличии хорошей саморегуляции. «Чем шире репертуар возможностей восстановления аутентичности, тем более благополучной и зрелой может быть личность», — считают психологи.

Способы восстановления истинного Я также обладают возрастной спецификой. Так, этот вопрос оказался ещё более трудным для младших школьников и подростков. В целом доминируют стратегии, связанные с приватностью — уединение и дистанцирование, в качестве эффективной воспринимается и самопомощь. «Дистанцирование от ситуации и адаптация к ситуации позволяют снизить значимость произошедшего и вернуть себе целостность», — комментируют авторы.

Только в старшей группе возникает тема адаптации к ситуации, что свидетельствует о возрастающей гибкости личности и её поведения по мере взросления. А вот социальная поддержка у всех возрастных групп не пользуется популярностью. Это, по мнению исследователей, вновь свидетельствует о высокой интимности истинного Я, которое подпитывается в основном изнутри.

Аутентичность и другие люди

Существует высокая позитивная роль других людей в становлении аутентичности. Они почти в четыре раза чаще «помогают», чем «мешают», причём этот паттерн сохраняется почти во всех возрастных группах. Тем не менее, опять же, большинство респондентов подчёркивают, что присутствие других людей вообще не влияет на их переживание подлинности собственного Я.

«Если младшие школьники и подростки ещё не в состоянии различить угрожающих их истинному Я и ресурсных для него людей, то юноши и девушки уже дифференцируют социальные контакты в перспективе развития или разрушения их аутентичности. Манипулятивные, обесценивающие или деструктивные отношения рассматриваются как угрожающие подлинному Я». Кроме того, лишь старшие респонденты обозначили свою потребность чередовать периоды общения и одиночества.

В ходе исследования была предпринята попытка прояснить, насколько респондентам удаётся отстоять свою свою точку зрения, то есть сохранить свою аутентичность. Большинство считают, что им удаётся отстаивать свою точку зрения, хотя и здесь есть возрастные различия. Наибольшее количество ответов «Не удаётся» оказалось среди младших школьников. И лишь юноши и девушки отмечали, что осознают границы собственной компетентности, могут менять свою точку зрения, если слышат рациональные аргументы, однако в таком случае новая точка зрения присваивается и становится собственной.

Аутентичная жизнь

Последний важный вопрос, на который попытались ответить психологи, — каковы представления респондентов об аутентичной жизни, в том числе через восприятие собственного внутреннего мира. Большинству интервьюируемых он определённо нравится. Но только среди старших респондентов есть принятие своего внутреннего мира с осознанием, что он не идеален. Они отмечают, что не знают себя в полной мере и готовы в себе разбираться.

Позитивное восприятие жизни также доминирует среди участников исследования, но становится всё меньше ко времени взрослости. «Мы полагаем, что с возрастом усиливаются требования и давление среды, что характерно для сложного периода “становящейся взрослости”», — комментируют исследователи.

Больше всего положительных чувств у респондентов вызывают аспекты жизни, которые связаны с отношениями и социальной поддержкой. Затем с большим отрывом следуют обучение и волевые действия. «Подростки связывают переживание подлинности с социальными отношениями, а юноши и девушки видят свою жизнь очень стереоскопичной, отмечая социальные отношения, обучение и просто волевые действия как аспекты жизни, значимые для поддержания истинного Я», — подытоживают психологи.

Авторы приходят к выводу, что «все три возраста воспринимают социум как неотделимую часть собственной эмпирической личности и один из основных источников становления аутентичности, что контрастирует с личностно-ориентированным пониманием природы аутентичности». В то же время респонденты всех возрастов рассматривают в качестве ресурса аутентичности позитивное одиночество — уединение, чтобы подумать о себе и своей жизни.
IQ
 

Авторы исследования:

Софья Нартова-Бочавер, профессор, главный научный сотрудник департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Виктория Ерофеева, приглашенный преподаватель Института образования, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ

Роксана Байрамян, научный сотрудник Институт образования и департамента психологии НИУ ВШЭ

Кирилл Чулюкин, стажер-исследователь департамента психологии НИУ ВШЭ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 8 мая