We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Почему в кино стало меньше эротики

Трансформация ценностей в обществе меняет подход к показу обнаженного тела на экране.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Виолетта Корсунова, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ.
Олеся Волченко, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ.

Чем выше уровень эмансипативных ценностей (свободы, равенства, автономии и т.д) среди населения той или иной страны, тем вероятнее появление сцен с обнажением в кино. Виолетта Корсунова и Олеся Волченко проследили взаимосвязь между изменением ценностных ориентиров и количеством фильмов, содержащих сюжеты «только для взрослых».

Результаты исследования демонстрируют трансформацию гендерных подходов к показу обнаженного тела на киноэкранах: мужской обнаженности становится больше, а женской меньше.   

В кадре не только девушки

В 1980-е годы европейский кинематограф достиг пика частоты и масштабности показа на экране женского обнаженного тела и обнаженного тела вообще. Затем популярность такого рода сюжетов пошла на спад. Это подтверждает проведенный исследователями анализ данных крупнейшей в мире интернет-базы кинофильмов (IMDb, Internet Movie Database). В фокусе внимания оказалось около полумиллиона европейских кинокартин, выпущенных с 1940 по 2010 годы.  

Главная цель проекта — выяснить, есть ли взаимосвязь между ценностными трансформациями и характером демонстрации сцен обнажения в кинематографе. Подобного рода исследования ранее не проводились, отмечают Виолетта Корсунова и Олеся Волченко. Во-первых, содержание кинематографа чаще всего исследуется качественными методами, например, рассматривается, как социальные изменения отражаются в одном или ряде фильмов. Во-вторых, впервые рассмотрена взаимосвязь ценностей и демонстрации обнажения на киноэкране.

Авторы выдвинули основную гипотезу о том, что доля фильмов, демонстрирующих обнажение в целом, женское, а также мужское обнажение увеличивается по мере того, как растет уровень эмансипативных ценностей.

Исследователи опирались на концепцию эмансипативных ценностей* Кристиана Вельцеля, которая включает такие компоненты, как равенство, свобода, автономия и самовыражение (например, публичное выражение собственного мнения). Они отражают степень либерализации общества: насколько люди предпочитают политические, гражданские и сексуальные свободы безопасности, подчинению и патриархату.

Вопросы/утверждения, которые использовались при измерении ценностей:

Ценности равенства: «согласен (а), что женщина может быть самостоятельной», «не согласен (а), что мужчины лучшие политики», «не согласен (а), что образование более важно для мальчиков».

Ценности свободы: «согласен (а), что аборты допустимы», «согласен (а), что гомосексуальность (входит в организацию лгбт, признанную экстремистской) допустима», «согласна, что разводы допустимы»

Ценности автономии: «творческая фантазия — цель образования», «послушание не является целью образования», «вера не является целью образования»

Ценности выражения: «приоритет учета мнения людей при принятии важных правительственных решений», «приоритет учета мнения людей на работе и в местных сообществах», «приоритет защиты свободы слова».

Эротический образ гендерного равенства  

Результаты показали, что есть взаимосвязь между ростом эмансипативных ценностей и количеством фильмов, содержащих сцены обнаженных героев. В первую очередь, эта взаимосвязь прослеживается между ценностями свободы и любыми видами обнажения в кино. «Такой результат соответствует теории модернизации, так как ценность свободы подразумевает эмансипацию и либерализацию сексуальной жизни, что может вести к принятию сцен обнажения, как к легитимному приему в кинематографе», — комментируют исследователи.

Другие ценности в данном случае могут быть не столько значимыми, тем не менее, в ходе исследования подтвердилась взаимосвязь общего индекса эмансипативных ценностей с женским обнажением на киноэкранах.

Как эротика потеснила любовь  

Исследователи проследили, как менялась тематика европейских фильмов на протяжении десятилетий. В 1950-е годы своего количественного максимума достигла доля кинокартин с ключевыми словами в описании «любовь» и «убийство». Затем тренд роста взяли фильмы, маркированные словом «насилие», а в середине 1960-х — «сражение» (battle).

Cогласно данным исследования, значительный рост фильмов, содержащих сексуальные сцены и демонстрирующих обнажение, начался в 1970-е и достиг своего пика в 1980-е. В это же время на спад пошли фильмы с ключевыми словами «любовь» и «семья» в описании.

В ходе исследования были учтены другие обстоятельства, которые могли оказать свое влияние на производство фильмов с «запретными» сценами. Так объем ВВП на душу населения имеет отчетливую позитивную взаимосвязь с эротическим раскрепощением кинематографа.

В то же время рост уровня образования среди населения показывает неоднозначную взаимозависимость с обнажением в кино. А именно, чем больше образованных людей в стране, тем большим становится количество фильмов со сценами мужского обнажения и меньше женского. В то же время, когда есть неравенство на рынке труда (больше безработных женщин, чем мужчин), тогда увеличивается вероятность роста количества фильмов с женским обнажением.

В конце 1970-х — начале 1980-х около трети всех фильмов (от 26 до 31%) содержали сцены женского обнажения, отмечают исследователи. В то же время, к концу 1980-х доля таких фильмов снизилась до 12%. Но в 1990-х тренд вернулся: сцены женского обнажения присутствовали примерно в пятой части (18-23%) фильмов, выпущенных в тот период. Однако, в 2000-х вновь наметился спад — в конце десятилетия только 10-13% фильмов содержат женское обнажение.

Для мужского обнажения, напротив, характерно постепенное увеличение популярности: если в начале 1980-х подобные сцены были характерны для 1-2% всех фильмов, то к концу 2000-х доля фильмов, содержащих мужское обнажение, значительно выросла и составляет от 7 до 10%.

Это может означать, что рост гендерного равенства влияет на характер эротических сцен в кино. «Можно предположить, что происходит переосмысление свободы и равенства: обнажение начинает рассматриваться как проявление объективации и становится менее приемлемой», — комментируют авторы исследования. Кроме того, как они отмечают, не исключены экономические факторы: европейское кино становится более ориентированным на массовый рынок, а появление сцен обнажения ужесточает возрастной рейтинг фильмов, что сужает целевую аудиторию.  

*В ходе исследования использовались базы данных Всемирного исследования ценностей (WVS) и Европейского исследования ценностей (EVS).

См. также:

Как кино становится культовым

Тот самый Гамлет. Спецпроект IQ.hse.ru

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Сексуальная революция охватила не все постсоветское пространство

Author: Marina Selina, May 19, 2017