• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Свайп влево

Что подростки думают о полиции, чиновниках, родителях и учителях

© «Клуб "Завтрак"», Джон Хьюз. 1985

Чиновники и полиция — явные антигерои, родители — скорее, положительные персонажи, а в категории «все сложно» одноклассники и учителя. Такими старшеклассники видят представителей значимых социальных групп, показал опрос 7 тысяч российских школьников от 14 до 18 лет.

В исследовании участвовали городские и сельские подростки из разных регионов России. Наряду с учениками обычных школ, исследователи опрашивали трудных, асоциальных детей (подвыборка 127 человек). Респондентов просили охарактеризовать представителей ряда социальных групп. Из большого списка качеств (или дескрипторов) школьники выбирали наиболее подходящие. Использовалась методика «80 прилагательных» психолога, заведующего Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артура Реана. Затем исследователи выделили самые частые и наиболее редкие характеристики социальных групп.

Оценки подростков оказались вполне единодушны, отметили в статье Артур Реан и Иван Коновалов. Так, полиция и чиновники воспринимаются негативно: респонденты подчеркивали их отчужденность и несправедливость. Родители — почти безусловный позитив. Школьное окружение выглядит пестро, что, видимо, соответствует правде жизни. Одноклассники — веселые, но ленивые и завистливые. Педагоги — требовательные и умные, хотя много ворчат. Оценка здесь, по сути, дана изнутри: в этой среде школьники находятся постоянно. Зато с полицией и бюрократами большинство не сталкивались, поэтому судят об этих социальных группах, исходя из стереотипов.

Полиция: холод и власть

Правоохранители в глазах респондентов выглядят непривлекательно. По мнению школьников, они жестоки (57% опрошенных), злы и подозрительны (по 51%), властны и несправедливы (по 48%). Другие эпитеты из топ-10 не лучше: полицейские — холодные, наглые, озлобленные, полагают 46-47% выборки. Среди самых редких качеств — веселость и чуткость (по 11%), скромность, мудрость и аккуратность (9-9,5%).

Некоторые негативные характеристики — например, подозрительность, — вполне понятны, продиктованы профессией. Но в целом «полученный портрет не может не вызывать тревоги», подчеркивают авторы. В какой степени это отражение реального поведения полиции, а в какой — отражение популярных стереотипов, сказать сложно.

Впрочем, чиновники в сознании подростков еще менее симпатичны.

Чиновники: ложь и алчность

Вес негативных характеристик этой социальной группы еще выше. Шорт-лист их качеств таков: жадные (74% респондентов), бездушные (68%), лживые (67%), эгоистичные (62%).

Среди частых дескрипторов также — властность (61%), коварство (59%) и двуличие (57%), несправедливость и черствость (почти такие же цифры). Любопытно, что трудные подростки несколько более терпимо относятся к чиновникам. Можно предположить, что они чаще лично сталкивались с представителями этой социальной группы и менее склонны характеризовать их на основе предубеждений.

Зато подростки из общей выборки знают о функционерах, скорее, понаслышке. Репутация этой социальной группы среди школьников во многом сложилась на основе установок, транслируемых СМИ, родителями и другими значимыми взрослыми, полагают исследователи.

Одноклассники: типичные подростки

Соученики получили много нелестных характеристик. В описаниях лидируют ленивый (64%), завистливый и нерешительный (по 61%), нескромный (54%), глупый (53%), слабовольный (48%). Но на фоне негатива есть и яркий позитив, связанный с отношением к людям и к миру. Наибольший вес имел положительный дескриптор – веселый с 78% по выборке. В топ-10 вошли также любознательность (62%) и приветливость (58%). Иными словами, подростки по достоинству ценят доброжелательность и интерес к жизни. (Похожий расклад эпитетов получился и у трудных подростков. Они тоже выделяют и веселость, и лень).

Многие характеристики представляют собой отсылку к «типичным проблемам подростков», полагают исследователи.

«Частое предпочтение качества «нескромность» можно трактовать как склонность к эпатажу, свойственную как поведению подростков в целом, так и в своем кругу общения, даже в большей степени, – поясняет Артур Реан.— Эпатаж — возможность попробовать на прочность границы допустимого в обществе». Выбор «нерешительности», по словам эксперта, связан с подростковыми комплексами и поиском своего места в мире (наиболее яркий пример — Холден Колфилд из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»). «Слабовольность» и «лень» могут быть примером трудностей школьников с самоорганизацией, что часто подмечают и их родители. 

Антитоп-10 составили почти исключительно «взрослые» характеристики: серьезность, деликатность, семейственность, ласковость, требовательность и пр. Вполне логично, что подростки крайне редко описывали ровесников в таких терминах.

Педагоги: профессиональны, но раздражительны

Учителя описаны в соответствии со своей профессией. Необходимые для нее качества у них есть, считают дети из обеих выборок. Самые популярные характеристики — требовательный (69%) и умный (59%). Среди других выделенных черт — строгость (56%), мудрость (53%) и дисциплинированность (столько же) и пр.

В то же время, свыше половины респондентов по обеим выборкам отметили ворчливость преподавателей. Это так или иначе отражает школьную реальность — определенное эмоциональное выгорание учителей, комментируют авторы.

Среди наименее встречаемых качеств — слабовольный (17%), нескромный, жадный, коварный (все по 13%) и ленивый — 9%. Но «в целом по сравнению с остальными в этой категории зафиксирован наибольший процент распространенности негативных характеристик», уточняют исследователи.

Матери: служение семье

Крайне значимой для подростков, для их психологического благополучия остается семья — источник поддержки. В топ-10 качеств матерей входят только положительные. Причем лидируют те, что характеризуют отношение к другим людям (прежде всего к семье) или к делу, но не к себе самим. По оценкам подростков, матери заботливые, ласковые, добрые, аккуратные, семейственные, искренние (все качества набрали по более чем 80%).

Список качеств матерей в «трудной» выборке — очень похожий. Но в число главных качеств также попала авторитетность – свойство, обычно приписываемое отцам. Это не удивительно, поскольку многие респонденты этой группы — из неблагополучных семей: у них нет либо отца (что встречается часто), либо матери, дома часто происходят конфликты. В ряде случаев «родители присутствуют лишь номинально».

«Можно предположить, что семьи подростков с асоциальным поведением характеризуются смещением социальных ролей матери и отца и, соответственно, паттернов поведения родителей, — комментируют авторы. — Происходит снижение роли отца и возрастание авторитета матери».

Респонденты из этой выборки заметно чаще описывали своих матерей как равнодушных, что вполне реалистично для этой категории.

Отцы: контроль и доступность

Подростки из общей выборки чаще наделяли отцов положительными свойствами. Но картина здесь более разнообразная, чем в случае с матерями. Весомы дескрипторы отношения к делу (ответственный — 61%) и интеллектуальные характеристики — умный (64%). Но среди лидеров — семейственность (68%), доброта и надежность (по 67%), заботливость (65%).

Любопытно, что только общая выборка выделила авторитетность, мудрость, человечность и честность отцов (все — более чем по 60%). Респонденты, с одной стороны, акцентируют функции контроля (авторитет и мудрость), а с другой — эмоциональную доступность.

Дети из другой выборки чаще, чем остальные, говорили о равнодушии отцов.

По мнению исследователей, именно фигура отца и модель его поведения во многом определяют и поведение подростка: станет ли он трудным или нет.
IQ

Авторы исследования:
Артур Реан, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ
Иван Коновалов, аналитик Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ
Author: Olga Sobolevskaya, April 22, 2019