• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Борьба с неуспеваемостью

Как предупредить неудачи в школе

© «400 ударов», Франсуа Трюффо. 1959

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Поверх барьеров

Многие международные исследования показали, что семейный контекст влияет на школьные успехи ребенка. Так, обнаружена связь между социально-экономическим статусом (СЭС) родителей и достижениями детей. Низкий уровень образования, доходов, культурных запросов в семье часто плохо отражается на учебе школьника и в итоге может блокировать для него социальный лифт.

Однако строгой предопределенности здесь нет. Ребенок может преодолеть обстоятельства и хорошо учиться. А значит, расширять свои жизненные возможности. Важно поддержать таких учеников, создать для них благоприятную среду в школе. Меры помощи предложили в статье Сергей Косарецкий, Александра Михайлова и Евгений Исаев. Они изучили опыт российских школ, добившихся высоких результатов вопреки семейному контексту учеников, и аналогичную практику в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Ирландии, Португалии и Бельгии. IQ.HSE выбрал наиболее интересные идеи поддержки социально уязвимых учеников. 

Субсидии и мониторинги

Самые очевидные, применяемые во многих странах рецепты — это денежные вложения и remedial education, программы поддерживающего обучения.

Школам, в которых много детей из низкоресурсных семей, выдают целевые субсидии или повышают финансирование. При этом школы часто сами решают, какие направления поддержать. Можно, например, нанять дополнительный персонал или доплачивать педагогам за работу с отстающими учениками. На резервные ресурсы также можно создавать консультационные центры, команды специалистов. Средства могут инвестироваться в профессиональное развитие учителей и в разработку программ обучения языку детей мигрантов.


Пример программы дополнительных денежных вложений — «Лондонский вызов» (London challenge) в Великобритании. Изначально локальная, она затем охватила и другие регионы. Программа больше адресована социально уязвимым группам: проводится профилактика их неуспеваемости и работа со слабыми учащимися. Школы со сложным контингентом получают дополнительные деньги, которые обычно стимулируют преподавание и организацию дополнительных занятий.

 Remedial education — это программы по развитию ключевых навыков (грамотность, счет и пр.). Но в них встроена и система мониторинга «тех, кто может отстать и выпасть из системы, чтобы минимизировать риск потери таких учащихся», поясняют исследователи.

Помимо этих общих мер борьбы за успеваемость, в разных странах есть и национальные рецепты. У каждого — свой акцент.

Португалия: предупредить выбывание

Программа 2012 года по борьбе «с ранним уходом учеников из школы», принятая в этой стране, — вполне персонализированная. Для отстающих школьников делают индивидуальные программы обучения.

Детям, которые рискуют не сдать государственный экзамен в 4-м и 6-м классах, устраивают дополнительные занятия и пробные экзамены (для определения уровня подготовки). Даже классы могут группироваться в зависимости от результатов учебы, и тогда отстающие получают наиболее конкретную, адресную помощь.

Бельгия: тьюторы успешности

Еще один национальный вариант: специальные педагоги по успешности. В Бельгии в школах, в которых много социально неблагополучных учеников, есть сотрудники, которые выявляют детей с высокими шансами неудач и помогают им. Такая поддержка по самым разным предметам — по сути, форма бесплатного репетиторства, поясняют авторы.

Ирландия: борьба с неравенством с детсада

В этой стране с 2005 года действует программа выявления школ с рисками образовательного неравенства (Delivering Equality of Opportunity in Schools). Причем выравнивание шансов на образование начинается еще до школы. Детям предлагают бесплатный год обучения перед поступлением в начальную школу.

Другая программа (Home School Community Liaison) помогает выстроить сотрудничество школы и семьи. Представитель программы в школе освобождается от рутинной педагогической нагрузки и направляется в семьи с низким СЭС. Он должен наладить отношения между родителями и школой, чтобы интегрировать учеников в более благоприятный контекст.

Франция: психофизиология в помощь

«Приоритетное образование» — программа повышения результатов учеников школ, работающих в сложных условиях, — включает помощь не только педагогов, но и врачей и социальных психологов. Эта французская инициатива отчасти перекликается с отечественным подходом. Для российской педагогики «характерно выявление психофизиологических, психологических (мотивационных и познавательных) особенностей неуспевающих школьников», поясняют исследователи.

Учителя французских школ, охваченных программой, много общаются с родителями и делают проекты с учащимися. Со слабыми учениками работают персонально, в малых группах (это актуально для самых сложных школ в программе «Приоритетное образование +»).

Германия: социализация в кружках

Известно, что внеклассные занятия и школьная успеваемость взаимосвязаны. Подростки, которые ходят в кружки, студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся. Для школьников из низкоресурсных семей, детей мигрантов это также помощь в социализации. В Германии федеральное образовательное ведомство с 2013 года ежегодно выделяет свыше 30 млн евро на поддержку внешкольной занятости семей с низким СЭС. «Образовательный пакет», предложенный Министерством труда и социального обеспечения, также поддерживает школьников из бедных и малообразованных семей. Они имеют возможность ходить в кружки, секции и на экскурсии.

С 2004 года в Германии активно развиваются школы «полного дня». Они предполагают продленное пребывание в открытом формате, когда дети делают в школе уроки или играют.

Шесть идей для России

На основе международного опыта исследователи предложили такие меры:

  1. Необходимо поддерживать разные категории учащихся и школы. В приоритете — материальная поддержка: целевые субсидии, повышенные нормативы, гранты в обмен на обязательства школ по выравниванию результатов учеников. При этом школы должны иметь возможность самостоятельно распоряжаться средствами. Упор стоит сделать, например, на повышение квалификации педагогов.
  2. Актуальна насыщенная образовательная среда — школьные будни, загруженные дополнительными занятиями по предметам и внеклассной активностью.
  3. Нужен пакет мер для семей — например, персональные сертификаты для учеников с низким СЭС для получения дополнительного образования.
  4. Стоит развивать практики резильентных школ («превосходящих ожидания») — тех, которые при сложном семейном контексте учеников помогают им добиваться хороших результатов. Такие школы «интенсифицируют» образовательную среду и умеют работать с разными категориями учеников. Для сильных есть факультативы, подготовка к олимпиадам, профильные классы, для слабых – дополнительные занятия. У педагогического коллектива повышенные ожидания в отношении учеников, что дополнительно мотивирует их. Дети вовлечены в неакадемическую жизнь школы, что тоже помогает учебе.
  5. В управлении школой важны самостоятельность и лидерство. Дети лучше учатся в тех школах, директора которых сосредоточены на педагогике и решении внутренних задач, а не на выполнении внешних предписаний.
  6. Интересна персонализация образовательных траекторий: выстраивание обучения с учетом запросов и способностей учащихся.
IQ

 

Авторы исследования:
Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Александра Михайлова, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, Евгений Исаев, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ
Author: Olga Sobolevskaya, May 20, 2019