На оценки ребенка в школе влияет любая учеба вне класса — как в учреждениях дополнительного образования (кружках и секциях), так и вне их — дома с родителями, по интернету, с друзьями в командном соревновании во дворе, установили социологи НИУ ВШЭ.
Предыдущие исследования однозначно говорили только в пользу занятий в кружках и секциях (то есть структурированного досуга). Ученые выяснили, что такая деятельность позитивно влияет на учебу как напрямую, так и опосредованно — через академическую самооценку (уверенность школьника в своих знаниях по предмету). Внеклассные занятия повышают такую уверенность. Благодаря этому растет мотивация к учебе и улучшается успеваемость. Другой проект подтвердил, что сильные ученики в принципе чаще вовлечены в дополнительное образование.
Новое масштабное исследование (свыше 5400 анкет учеников девятого класса) показало значимость неструктурированных (самостоятельных) занятий. Эффект от посещения кружков, несомненно, сильнее, но для учебы полезна и самостоятельная внеклассная деятельность. Например, игра в шахматы по интернету, походы в музеи с родителями и пр.
Больше всего школьные успехи связаны с занятиями по иностранным языкам, меньше — с посещением кружков по школьным предметам, искусству и спортивных секций. При этом особенности влияния разных видов деятельности на учебу одинаковы для структурированных и неструктурированных занятий. Но между самообразованием и школьными отметками связь вдвое слабее. При этом для успеваемости важно сочетать два-три кружка разных профилей и неформальные занятия.
Гендерных различий в связи внеклассной активности со школьными отметками нет. А вот размер города оказался значим.
Больше всего дополнительные занятия влияют на успеваемость в средних и малых городах. Любая деятельность (кроме спорта) повышает уверенность школьников в своих знаниях по математике и гуманитарным дисциплинам.
В мегаполисах влияние внеклассной работы на учебу слабее. Это вполне логично. В больших городах семьям доступны самые разнообразные кружки и секции, охват внеклассными занятиями очень высок. Но именно из-за этого их эффект слабее: знания развивают абсолютное большинство школьников. «В средних и малых городах доступ к дополнительным занятиям существенно ограничен, так что эффект от их посещения гораздо заметнее, чем в мегаполисе, — поясняют исследователи. — В то же время нельзя исключать и действие другого механизма. В относительно небольших городах участие во внеклассной деятельности доступно в первую очередь для детей из семей высокого статуса».
Исследование охватило 129 школ в населенных пунктах разного размера. Мегаполисы представлял Санкт-Петербург, средние города — Псков, малые города — Кириши и Всеволожск (Ленинградская область).