Около трети россиян с высшим образованием работают не в той сфере, в которой учились, выше всего этот показатель в сельском хозяйстве и обслуживании. При этом работа не по специальности оборачивается снижением зарплаты на 7–14%. К таким выводам пришли экономисты из Лаборатории исследований рынка труда и Института институциональных исследований НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Португалии. Статья опубликована в Journal of Education and Work.
Экономисты различают два типа несоответствия образования и должности: вертикальное (когда человек выполняет работу, требующую меньшего, чем у него, уровня квалификации) и горизонтальное (когда человек осваивает профессию, отличающуюся от полученной специальности). Вертикальное несоответствие хорошо изучено, и многие исследователи отмечают, что работники, оказавшиеся в такой ситуации, получают заметно меньше.
Новая работа посвящена в большей мере горизонтальному несоответствию, которое тоже может приводить к снижению доходов и удовлетворения от работы. В своём исследовании экономисты использовали результаты опроса более 10 тыс. выпускников университетов, который проводился Росстатом в 2016 году. Он включает данные об образовании и работе, а также социодемографические характеристики респондентов, получивших дипломы в 2010–2015 годах.
Чтобы определить, наблюдается ли горизонтальное несоответствие в каждом конкретном случае, исследователи опирались как на субъективные данные (собственную оценку респондентов), так и на объективные (совпадение направления подготовки и сферы деятельности согласно международным классификаторам). Кроме того, по информации о занимаемой должности экономисты оценивали и вероятность вертикального несоответствия.
Более половины респондентов (54%) ответили, что работают в той же сфере, в которой получали образование. О сильном несоответствии сообщили 26%, остальные отметили промежуточные варианты. Причем этот показатель почти не отличается для первой и текущей (на момент опроса) работы.
Хорошо заметна связь несоответствия и зарплаты: чем ближе направление подготовки и работы, тем выше доход. Те, кто указал, что работают почти по специальности, получают в среднем на 7% меньше людей с идеальным совпадением, выбравшие вариант «скорее не по специальности» — на 11% меньше, а люди с полным несоответствием — на 14,4% меньше. Эта зависимость проявляется и при объективной, и при субъективной оценке несоответствия (в первом случае несовпадение направления образования и работы влечет за собой снижение зарплаты на 11%).
Ниже всего вероятность горизонтального несоответствия у тех, кто изучал медицину, естественные, точные науки, IT и педагогику. Самые высокие шансы работать не по специальности — у тех, кто получил образование в сфере услуг и сельского хозяйства.
Это частично подтверждает предположение о том, что сильнее привязаны к своей специальности те, кто получает более специфические, востребованные лишь в одной области знания и навыки, и ярче всего это проявляется в медицине. Те же, кто получает более общие, универсальные навыки, легче меняют сферу деятельности. Кроме того, более склонны менять профессию люди, в чьей (по образованию) области доходы в среднем невелики. Интересно, что женщины чаще работают по специальности, чем мужчины.
Исследователи условно разделили специальности (или направления) на две группы. В первую группу входят те, которые позволяют накопить специфический человеческий капитал. Классический пример такого типа специалистов — это медицинские работники, а также юристы и инженеры в определенных специализированных видах производств (например, ядерная энергетика). Если выпускник по такому направлению подготовки работает не по специальности, происходит значительное обесценение человеческого капитала, который он приобрёл во время обучения, и это действительно негативное явление. Специальности из второй группы позволяют приобрести так называемый общий человеческий капитал, который одинаково эффективно может быть использован в различных профессиях.
Не секрет, например, что из историков получаются одни из лучших журналистов, а из математиков — экономисты, из инженеров — айтишники. Для таких специальностей основным показателем эффективности должна стать заработная плата, ведь, если выпускник востребован на рынке труда и имеет высокий уровень заработной платы, это говорит о том, что он получил востребованное образование.
20% ответивших имеют одновременно и горизонтальное, и вертикальное несоответствие, это самый высокий показатель среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. При этом людей только с горизонтальным несоответствием не так много — 11%, это близко к среднему значению по ОЭСР.
По мнению исследователей, рынок труда сейчас очень быстро развивается, меняются технологии производства, постоянно появляются новые профессии, старые понемногу уходят, и если учить очень узкой специализации и одной конкретной технологии, то к моменту, когда человек выпустится, технология может поменяться, и знания устареют.
Нужно понемногу уходить от нарратива про специальность, а говорить про определенные широкие направления подготовки, знания, навыки и компетенции, которые даёт обучение в вузе, и развивать различные программы дополнительного обучения и переподготовки как на рабочем месте, так и в вузах.
Виктор Рудаков
Один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
IQ
Виктор Рудаков
Один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ