История изобретения телефонии напоминает детективный роман, однако ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. Вторая из них о том, как Александр Белл с супругой и компаньонами создавал свой «стартап», искал для него инвестиции, занимался налаживанием маркетинга в Европе и страдал от отсутствия патентного права.
Пользуясь помощью своего тестя, крупного финансиста Гардинера Грина Хаббарда, Александр Белл начал рекламировать изобретённый им телефон. Арендовав телеграфную линию между Нью-Йорком и Бостоном на полчаса, в присутствии британского физика сэра Уильяма Томсона (будущего лорда Кельвина) Белл пропел в телефон песенку «Янки-Дудл». Из Нью-Йорка сообщили, что песенку было слышно; расстояние между городами составляло 400 километров.
12 февраля 1877 года Белл прочёл лекцию о телефоне в городе Салем — том самом, где проходил печально известный процесс «салемских ведьм». Во время выступления Белл вновь говорил с Бостоном, до которого было 30 километров, а после журналист бостонской газеты Globe впервые передал свой репортаж в редакцию по телефону.
4 апреля 1877 года первая телефонная линия была проложена между домом и мастерской Чарльза Уильямса в Бостоне (до этого использовали уже существующие телеграфные линии). В мае Уильямс начал делать телефоны, которые Белл сдавал в аренду — «для частных целей 20 долларов в год, для деловых — 40».
К 31 июля Белл сдал в аренду 778 телефонов, а к концу 1877 года в употреблении находился уже 5491 телефонный аппарат — в том числе в Белом доме, где он появился 10 мая для связи с Департаментом казначейства. Уже 28 июня 1877 года президент США Резерфорд Хейс впервые поговорил по телефону — для начала с Александром Беллом. Говорящих разделяло 20 километров.
9 июля 1877 года Белл, Хаббард и ещё один спонсор Белла Томас Сандерс учредили Bell Telephone Company. Её акции распределили между Беллом, Хаббардом, его женой, дочерью и братом, а также Сандерсом и помощником изобретателя Ватсоном. А 11 июля Александр Белл и Мейбл Хаббард поженились и отправились в свадебное путешествие.
Молодая компания отчаянно нуждалась в средствах, и, пока молодожены путешествовали, Хаббард искал финансирование. Он пошёл на поклон к Уильяму Ортону, президенту телеграфной компании Western Union. Хаббард предложил Ортону все права на телефон за 100 тысяч долларов. Хаббарду нелегко дался этот шаг — он считал Western Union монополией и призывал (безуспешно) к её национализации. Ортон отказался от покупки, назвав телефон «электрической игрушкой».
Тем временем Белл с женой прибыли в Англию. В их багаже, конечно, было несколько телефонов. В сентябре 1877 года телефон был продемонстрирован на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки. Поначалу изобретение встретили со смесью недоверия и насмешки. Газеты острили. «Телефон — это не более, чем игрушка», — писала одна. «Это всего лишь электрическая переговорная трубка», — вторила ей другая.
Разочарованный Белл уехал во Францию, где подружился с отцом и сыном Бреге — производителями телеграфных аппаратов, часов и других механизмов (помните «недремлющий брегет» Евгения Онегина?). Бреге купили у Белла лицензию и в 1878 году начали производить телефонные аппараты. Интересно, что мастерская Бреге располагалась в здании, где в 1792 году началось производство семафорных телеграфов Шаппа, а в 1842 году — первых во Франции электрических телеграфов. Таким образом, это здание стало свидетелем сразу трёх эпох в истории связи.
В октябре два телефона попали в руки главного почтмейстера Германии Генриха фон Стефана. Белл не успел запатентовать телефон в Германии — патентное право появилось здесь в том же 1877 году. Стефан быстро начал испытания телефона и даже устроил сеанс связи между Берлином и поместьем Отто фон Бисмарка в городке Варцин. Уже в ноябре первые в Европе телефоны начала выпускать компания Siemens.
В 1903 году Scientific American опубликовал заметку с воспоминаниями некоего Фернандо Джонса. В 1877 году Джонс жил во Флоренции и дружил с американским скульптором Престоном Пауэрсом. Однажды Пауэрс получил свежий номер Scientific American, в котором был описан телефон Белла. Через неделю после этого Пауэрс продемонстрировал Джонсу телефонную линию между своей студией и квартирой, причём телефоны он построил сам. Именно так телефон попал в Европу раньше, чем Белл сам приехал туда.
Обложка Scientific American со статьей о телефоне Белла
В конце года Беллы вернулись в Англию, намереваясь оттуда отправиться в США. Коммерческое применение телефона по-прежнему не интересовало британцев, однако, как и во время Всемирной выставки, помощь пришла от монаршей особы — королевы Виктории. 14 января 1878 года Белл продемонстрировал телефон королеве, которая нашла его чрезвычайно интересным, хотя звук, по её мнению, был слишком тихим.
Видимо, именно демонстрация телефона королеве привела к тому, что его популярность в Англии стала расти. О том, насколько был тогда известен телефон в Англии, свидетельствует следующий курьёзный факт. 25 мая 1878 года состоялась премьера комической оперы Уильяма Гилберта и Артура Салливана «Корабль Её Величества “Пинафор”», в которой был куплет:
He'll hear no tone
Of the maiden he loves so well!
No telephone
Communicates with his cell!
IQ