• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • IQ media
  • News
  • Всемирная телефонизация. Эпизод второй: «всего лишь электрическая переговорная трубка»

Всемирная телефонизация. Эпизод второй: «всего лишь электрическая переговорная трубка»

Трудные будни стартаперов конца XIX века, или MVP для королевы

История изобретения телефонии напоминает детективный роман, однако ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. Вторая из них о том, как Александр Белл с супругой и компаньонами создавал свой «стартап», искал для него инвестиции, занимался налаживанием маркетинга в Европе и страдал от отсутствия патентного права.

Пользуясь помощью своего тестя, крупного финансиста Гардинера Грина Хаббарда, Александр Белл начал рекламировать изобретённый им телефон. Арендовав телеграфную линию между Нью-Йорком и Бостоном на полчаса, в присутствии британского физика сэра Уильяма Томсона (будущего лорда Кельвина) Белл пропел в телефон песенку «Янки-Дудл». Из Нью-Йорка сообщили, что песенку было слышно; расстояние между городами составляло 400 километров.

12 февраля 1877 года Белл прочёл лекцию о телефоне в городе Салем — том самом, где проходил печально известный процесс «салемских ведьм». Во время выступления Белл вновь говорил с Бостоном, до которого было 30 километров, а после журналист бостонской газеты Globe впервые передал свой репортаж в редакцию по телефону.

4 апреля 1877 года первая телефонная линия была проложена между домом и мастерской Чарльза Уильямса в Бостоне (до этого использовали уже существующие телеграфные линии). В мае Уильямс начал делать телефоны, которые Белл сдавал в аренду — «для частных целей 20 долларов в год, для деловых — 40».

К 31 июля Белл сдал в аренду 778 телефонов, а к концу 1877 года в употреблении находился уже 5491 телефонный аппарат — в том числе в Белом доме, где он появился 10 мая для связи с Департаментом казначейства. Уже 28 июня 1877 года президент США Резерфорд Хейс впервые поговорил по телефону — для начала с Александром Беллом. Говорящих разделяло 20 километров.

9 июля 1877 года Белл, Хаббард и ещё один спонсор Белла Томас Сандерс учредили Bell Telephone Company. Её акции распределили между Беллом, Хаббардом, его женой, дочерью и братом, а также Сандерсом и помощником изобретателя Ватсоном. А 11 июля Александр Белл и Мейбл Хаббард поженились и отправились в свадебное путешествие.

Молодая компания отчаянно нуждалась в средствах, и, пока молодожены путешествовали, Хаббард искал финансирование. Он пошёл на поклон к Уильяму Ортону, президенту телеграфной компании Western Union. Хаббард предложил Ортону все права на телефон за 100 тысяч долларов. Хаббарду нелегко дался этот шаг — он считал Western Union монополией и призывал (безуспешно) к её национализации. Ортон отказался от покупки, назвав телефон «электрической игрушкой».

Тем временем Белл с женой прибыли в Англию. В их багаже, конечно, было несколько телефонов. В сентябре 1877 года телефон был продемонстрирован на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки. Поначалу изобретение встретили со смесью недоверия и насмешки. Газеты острили. «Телефон — это не более, чем игрушка», — писала одна. «Это всего лишь электрическая переговорная трубка», — вторила ей другая.

Разочарованный Белл уехал во Францию, где подружился с отцом и сыном Бреге — производителями телеграфных аппаратов, часов и других механизмов (помните «недремлющий брегет» Евгения Онегина?). Бреге купили у Белла лицензию и в 1878 году начали производить телефонные аппараты. Интересно, что мастерская Бреге располагалась в здании, где в 1792 году началось производство семафорных телеграфов Шаппа, а в 1842 году — первых во Франции электрических телеграфов. Таким образом, это здание стало свидетелем сразу трёх эпох в истории связи.

В октябре два телефона попали в руки главного почтмейстера Германии Генриха фон Стефана. Белл не успел запатентовать телефон в Германии — патентное право появилось здесь в том же 1877 году. Стефан быстро начал испытания телефона и даже устроил сеанс связи между Берлином и поместьем Отто фон Бисмарка в городке Варцин. Уже в ноябре первые в Европе телефоны начала выпускать компания Siemens.

Первый телефон в Европе

В 1903 году Scientific American опубликовал заметку с воспоминаниями некоего Фернандо Джонса. В 1877 году Джонс жил во Флоренции и дружил с американским скульптором Престоном Пауэрсом. Однажды Пауэрс получил свежий номер Scientific American, в котором был описан телефон Белла. Через неделю после этого Пауэрс продемонстрировал Джонсу телефонную линию между своей студией и квартирой, причём телефоны он построил сам. Именно так телефон попал в Европу раньше, чем Белл сам приехал туда.

Обложка Scientific American со статьей о телефоне Белла

В конце года Беллы вернулись в Англию, намереваясь оттуда отправиться в США. Коммерческое применение телефона по-прежнему не интересовало британцев, однако, как и во время Всемирной выставки, помощь пришла от монаршей особы — королевы Виктории. 14 января 1878 года Белл продемонстрировал телефон королеве, которая нашла его чрезвычайно интересным, хотя звук, по её мнению, был слишком тихим.

Видимо, именно демонстрация телефона королеве привела к тому, что его популярность в Англии стала расти. О том, насколько был тогда известен телефон в Англии, свидетельствует следующий курьёзный факт. 25 мая 1878 года состоялась премьера комической оперы Уильяма Гилберта и Артура Салливана «Корабль Её Величества “Пинафор”», в которой был куплет:

He'll hear no tone
Of the maiden he loves so well!
No telephone
Communicates with his cell!

(Он не услышит голоса своей любимой, ведь в тюремной камере нет телефона).

IQ

 

Author: Anton Basov, July 03, 2023