• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всемирная телефонизация. Эпизод третий: connecting people

Как появились первые телефонные абоненты

Wikimedia Commons

Сейчас мы можем позвонить кому угодно в любой точке мира — но так было не всегда. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. В третьей из них вы узнаете о развитии телефонных линий, первых абонентах и истории телефонного справочника.

Bell Telephone Company всё же нашла подходящую ей бизнес-модель — она стала продавать лицензии компаниям, желавшим установить телефонную связь в той или иной местности. Но для того, чтобы телефон стал эффективным средством коммуникации, предстояло решить ещё одну важную проблему.

На тот момент все телефонные линии связывали только два телефона в определённых местах — как, например, дом и мастерскую Уильямса в Бостоне. Связь была двусторонней: из дома можно было позвонить только в мастерскую, и наоборот. Позвонить же на другой телефон было нельзя — именно эта возможность была необходима для того, чтобы телефон стал предметом повседневного обихода.

Первая телефонная станция открылась 28 января 1878 года в американском городе Нью-Хейвен. Её создал Джордж Кой, бывший телеграфист и основатель местной телефонной компании. Ещё осенью 1877 года он купил у Белла лицензию. Тогда же у него появилась идея создать телефонную станцию, которая позволила бы соединять абонентов телефонной сети друг с другом.

Кой планировал открыть телефонную станцию еще в декабре 1877 года, но многочисленные технические трудности заставили его отложить открытие на два месяца. Кой был вынужден конструировать всю аппаратуру сам — Bell Telephone Company тогда продавала только сами телефоны.

Кроме того, жители Нью-Хейвена не торопились становиться телефонными абонентами. Перед открытием станции Кой разослал горожанам тысячу рекламных проспектов. Он рассчитывал на по крайней мере пятьдесят будущих абонентов, но получил только один отклик — от местного священника Джона Тодда, первого в истории телефонного абонента.

Кой не отчаивался и, прибегнув к помощи агента, получил более двухсот запросов на установку телефонов еще до конца 1877 года. 21 января 1878 года прошли первые испытания, а через неделю первая телефонная станция начала работу, обслуживая 21 абонента.

Уже через месяц количество абонентов выросло до пятидесяти. Ориентироваться по памяти стало трудно, и Кой принял решение издать первый в истории телефонный справочник, что и было сделано 21 февраля 1878 года. Телефонных номеров там не было — только фамилии абонентов и названия предприятий. До нашего времени дошли всего два экземпляра этого справочника.

9 марта в свет выходит новый вариант справочника, содержащий 125 абонентов; 8 апреля — ещё один, где их было уже 327, причем 42 телефона были установлены в домах у горожан.

После того, как телефоны стало возможно соединять друг с другом, количество их пользователей начало расти экспоненциально. К марту 1880 года в США работало 138 телефонных станций, которые обслуживали несколько десятков тысяч абонентов. Но будущее Bell Telephone Company отнюдь не было безоблачным — её успехам угрожали многочисленные конкуренты, первым среди которых стала всесильная Western Union.
IQ

 

Автор текста: Басов Антон Ильич, 10 июля, 2023 г.