• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит

Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Александр Беленький, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ.
 

Даже если подавляющее большинство граждан США поддержит определенного кандидата в президенты, нет гарантии, что победит именно этот кандидат, а не один из ее/его соперников. Дело в том, что американцы не имеют конституционного права голосовать непосредственно за кандидатов в президенты США. Они голосуют за так называемых выборщиков этих кандидатов, списки которых предоставляет каждый кандидат в президенты в каждом из штатов, в котором он получил право назначить выборщиков.

«Как выбирают президента США» — первая книга на русском языке, которая раскрывает секреты и особенности одной из уникальных избирательных систем в мире. Принцип «один человек — один голос» на президентских выборах в США не работает, несмотря на то, что любые выборы в каждом из штатов осуществляются именно по этому принципу.

За кого голосуют американцы  

Большинство американских граждан не имеют четкого представления о том, как работает система выборов президента США. «Я жил и работал некоторое время в США, и в ходе одной из избирательных кампаний, смотря общенациональные телеканалы, пытался понять, как же все-таки выбирают президента», — рассказал Александр Беленький. Не найдя ответов на свои вопросы в книгах, ученый решил исследовать эту тему. Результатом анализа стали пять книг, изданных на английском языке, в том числе издательством Springer в 2012 и в 2013 годах, а затем и на русском.

Как это ни странно, но кандидат в президенты США может победить на выборах, получив, например, поддержку всего лишь 16% (и даже меньшего числа) всех проголосовавших избирателей страны.

Вопрос о том, каков минимальный процент всех проголосовавших избирателей страны, которые могут обеспечить победу кандидата в президенты США, был впервые сформулирован известным американским математиком Дж. Пойя. В 1961 году он же представил простой арифметический метод приближенного вычисления этого процента. В 2007 году Александр Беленький предложил точный метод вычисления такого процента. Расчеты, проведенные на основе опубликованных данных о выборах за период с 1948 по 2004 год, показали, что, например, в 1948 году поддержка 16,072% всех проголосовавших избирателей страны могла обеспечить победу кандидата в президенты.

Такой исход выборов оказывается возможным, потому что население голосует не за президента, а лишь за списки выборщиков кандидатов в каждом штате и в округе Колумбия. При этом в избирательных бюллетенях в последние годы не указываются фамилии выборщиков — только фамилии кандидатов на пост президента и вице-президента. Отдавая свой голос за ту или иную пару кандидатов, избиратель голосует за предоставленный этими кандидатами список выборщиков. В число выборщиков входят, как правило, известные уважаемые люди, доверенные лица кандидатов.

Ратифицированная в 1961 году 23 поправка к Конституции США предоставила право округу Колумбия назначать такое же число выборщиков, которое имеет право назначать самый «маленький» по числу выборщиков штат, и это число равно трем. Совокупность всех выборщиков, выбираемых населением США в штатах своего проживания и в округе Колумбия в каждом году выборов, образуют Коллегию выборщиков (Electoral College), состоящую из 538 человек. В полном соответствии со второй статьей Конституции США, законодатели каждого из пятидесяти штатов и округа Колумбия могут сами назначить выборщиков от своего штата (и от округа Колумбия), то есть могут лишить американских избирателей права голосовать на выборах президента даже за выборщиков.

Почему большинство решает не всегда 

Число выборщиков от каждого штата существенно зависит от количества жителей. Их численность устанавливается по результатам переписи населения, проводимой один раз в десять лет. В переписи, как отметил исследователь, учитываются не только американские граждане, имеющие право голоса, но и все проживающие в штате люди, включая легальных и нелегальных мигрантов.

После того как число выборщиков штата установлено, количество реальных избирателей может составить практически любой процент от общего числа проживающих в штате или в округе Колумбия избирателей, правда не ниже некоторого минимального процента, установленного местными законами. 

Отсутствие связи между числом выборщиков, которых имеет право назначить штат, и количеством реальных избирателей, пришедших голосовать, несколько раз в истории США приводили к тому, что кандидаты, которые получали поддержку большинства населения всей страны, в итоге проигрывали выборы.  

Впервые несовпадение голосов большинства американцев и Коллегии выборщиков случилось в 1824 году. Тогда проигравший кандидат А. Джексон заявил, что Коллегия выборщиков должна быть упразднена. Это предложение стало частью его первого послания к Конгрессу США после избрания его президентом в 1828 году. С тех пор еще три раза (в 1876, 1888 и 2000 годах) американский президент избирался не в соответствии с волей всех избирателей страны. Американские СМИ нередко преподносят такую ситуацию как чуть ли не общенациональную катастрофу. Тем не менее, как отмечает автор книги, выборы 2000 года, когда Дж.Буш-младший победил поддержанного большинством американцев А. Гора, не вызвали серьезных протестов в обществе.

Есть еще одна причина, по которой кандидат в президенты США, получивший поддержку большинства населения, может проиграть выборы. Дело в том, что по Конституции любой выборщик может голосовать за любого человека, даже не являющегося кандидатом в президенты или вице-президенты. То есть выборщик, согласно федеральному закону, не обязан голосовать за того кандидата в президенты США, в список которого он входит и который получил поддержку большинства жителей штата или округа Колумбия.  

«В 1968 году один из выборщиков, который должен был голосовать за кандидата от Республиканской партии, проголосовал за независимого кандидата. В 1976 году один из выборщиков, который должен был голосовать за Д. Форда как за президента США, проголосовал за Р. Рейгана, хотя последний не являлся ни кандидатом в президенты, ни кандидатом в вице-президенты от какой-либо партии. В 1988 году, один из выборщиков, который должен был проголосовать за М. Дукакиса как за президента США и за Л. Бентсена как за вице-президента США, проголосовал за Л. Бентсена как за президента и за М. Дукакиса как за вице-президента. Наконец, в 2000 году один из выборщиков, который должен был проголосовать за А. Гора как за президента США и за Д. Либермана как за вице-президента, опустил незаполненный (пустой) бюллетень при голосовании за каждого из кандидатов».

Из книги «Как выбирают президента США»

В чем уникальность системы

Система выборов президента США не создавалась как система выбора лидера страны в соответствии с волей всех ее избирателей, отметил Александр Беленький. Так считают многие эксперты в этой области. Изначально цель была создать систему выбора главного менеджера для управления союзом штатов, а не лидера нации в том смысле, как президентство понимается во многих странах сейчас.

Особенность этой системы, в частности, в том, что президент практически всегда будет избран без повторного голосования избирателей, даже если все избиратели будут бойкотировать выборы. Действительно, если Коллегия выборщиков не сможет выбрать президента, по Конституции его должна избрать Палата представителей Конгресса без повторного голосования Коллегии выборщиков. Такое, как рассказал ученый, происходило в американской истории дважды — на выборах 1800 года и 1824 года.

Правила действуют двести лет

Сегодня почти 45% американских избирателей, как правило, не участвуют в голосовании за кандидатов на пост президента и вице-президента (точнее, в голосовании за выборщиков этих кандидатов). Одна из причин заключается в сложности избирательной системы. Многие американцы, отказывающиеся от голосования, не понимают, как на самом деле выбирается президент, а некоторые не верят в справедливые результаты выборов.


Тем не менее за два столетия система выборов президента США практически не изменилась, несмотря на неоднократные попытки ее реформировать. Многие граждане, согласно опросам, считают ее успешно функционирующей. «Лояльность» большинства американцев к существующей системе выборов президента объясняется тем, что «воля всех проголосовавших избирателей страны» не совпадала с результатами голосования Коллегии выборщиков лишь несколько раз в истории США. Важно также и то, что кандидаты пока не «злоупотребляли» некоторыми нечеткими правилами, отметил ученый.

Однако в США существуют общественные движения, которые нацелены на изменение системы выборов главы государства. Например, популярностью пользуется рассмотренный в книге План национального народного голосования (ПННГ). Этот проект не предполагает введения распространенного во многих странах принципа «один избиратель — один голос», и так же как и существующая избирательная система, выглядит сложным для понимания.

См. также:

За кого на самом деле голосует Америка

Голосуют ценностями

Высокие цены поддерживают рейтинг власти

Постсоветский авторитаризм не стал эффективным

Author: Marina Selina, November 02, 2016