• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Спорт повышает удовлетворённость жизнью молодых россиян

Но только юношей. Девушкам для счастья нужны усиленные тренировки

Сначала коротко

Ситуация: Считается, что физическая активность помогает позитивно воспринимать свою жизнь. Однако тут есть любопытные гендерные нюансы.

На деле: Исследование НИУ ВШЭ среди учащихся 16–25 лет показало, что спорт делает счастливее прежде всего молодых мужчин. Для их ровесниц этот эффект работает лишь в случае очень интенсивных физических упражнений.

Теперь подробнее

Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталья Хоркина и магистр экономики Валерия Гритчина оценили взаимосвязь между физической активностью россиян в возрасте 16–25 лет и уровнем их удовлетворённости жизнью. Важно было понять, какой вклад занятия спортом вносят в субъективное благополучие молодёжи. Выяснилось, что физические упражнения и их интенсивность действительно помогают положительно воспринимать собственную жизнь, но только у мужчин. У женщин всё сложнее: ощущению счастья способствуют лишь усиленные занятия физкультурой. Исследование основано на данных за 2009–2019 годы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ — серии регулярных общенациональных репрезентативных опросов. В выборку вошли учащиеся университетов, техникумов и колледжей — 2918 мужчин и 3417 женщин. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «Вопросы статистики» .

О чём речь?

Физическая активность повышает общий уровень благополучия людей — хорошо влияет на качество жизни, способствует удовлетворенности ею. Однако вклад занятий спортом в удовлетворённость жизнью у молодёжи до сих пор был изучен в России недостаточно. Хотя именно в юности формируются привычки и модели поведения, влияющие на всю дальнейшую жизнь.

Под удовлетворённостью жизнью подразумевается «степень того, насколько благоприятно человек оценивает качество своей жизни в целом». В том же ряду стоят понятия «счастье» и «субъективное благополучие».

Зарубежные работы выявили позитивное влияние регулярных спортивных тренировок на субъективное благополучие студентов. Исследования, опирающиеся на опросы учащихся ряда стран (Германии, Ирландии, США, Хорватии), показали, что физически активные молодые люди счастливее неспортивных. Сходные данные получили и авторы межстранового исследования факторов удовлетворенности жизнью студентов в США, европейских и азиатских странах. Эти результаты, по мнению учёных, могут объясняться, например, тем, что регулярные физические упражнения снижают стресс, улучшают сон и самочувствие учащихся, снимают усталость и приводят к появлению приятных эмоций.

В ряде работ проанализирована связь между удовлетворённостью жизнью у студентов и интенсивностью занятий физкультурой. Так, выяснилось, что у хорватских учащихся усиленная физическая активность способствует ощущению благополучия. Масштабное исследование на данных опросов студентов университетов из 24 стран мира показало, что умеренная и высокоинтенсивная физическая активность повышает оценку удовлетворённости жизнью. А малоподвижный образ жизни — наоборот, снижает.

В России, по данным опросов РМЭЗ НИУ ВШЭ, ситуация со спортивными занятиями, счастьем и их взаимосвязью обстоит так:

 Доля спортивных юношей за 2009–2019 годы была стабильно выше, чем аналогичная доля девушек.

 С 2009 по 2016 год доля физически активных студентов росла (в 2009 году спортом занимались 65% респондентов-мужчин и 46% женщин, а в 2016 году — 76% мужчин и 61% женщин), но затем, к 2019 году, началось её снижение. 

 Со счастьем всё хорошо. Большинство респондентов — свыше половины в обеих гендерных группах — заявили, что, скорее, удовлетворены своей жизнью. Ответы «совсем не удовлетворён» и «не очень удовлетворён» выбрали лишь немногие.

 За 2009–2019 годы доля спортивных юношей с высокой оценкой субъективного благополучия почти постоянно была больше, чем доля довольных жизнью респондентов, не занимающихся физкультурой. Причем спортивных молодых мужчин, позитивно оценивающих свою жизнь, все эти годы было более 60%. Для девушек очевидная взаимосвязь между ощущением счастья и физической активностью не прослеживается. 

Как изучали?

На данных РМЭЗ была сформирована выборка молодых людей, которые ещё не вышли на рынок труда, а только получают образование и, значит, располагают некоторым свободным временем для занятий спортом. Физически активными считались студенты, которые, как минимум, 12 раз за последний год занимались спортом. Среди его видов в исследовании фигурировали: бег, коньки и лыжи; упражнения на тренажёрах; прогулочная и спортивная ходьба; велосипед; плавание; футбол, хоккей и пр. Выбор хотя бы одной из опций предполагал, что респондент занимается физическими упражнениями.

Уровень субъективного благополучия студентов оценивался по их ответам на вопрос, насколько они удовлетворены своей жизнью. Диапазон ответов — от «совсем не удовлетворён» до «полностью удовлетворён» (пять вариантов).

Авторы работы выдвинули две гипотезы:

  1. Занятия физкультурой способствуют повышению уровня субъективного благополучия у студентов обеих гендерных групп при прочих равных условиях;
  2. Более интенсивные упражнения содействуют росту удовлетворённости жизнью.

Эти корреляции проверили с помощью регрессионного анализа. Зависимой переменной выступала удовлетворённость жизнью со значениями от 1 («совсем не удовлетворён») до 5 («полностью удовлетворён»). Объясняющими факторами стали следующие переменные:

 Физические упражнения. Переменная принимала значение 1, если респондент занимался каким-либо их видом в течение последнего года по меньшей мере 12 раз (0 — если не занимался);

 Интенсивность физической активности (1) — непрерывная переменная, общее число часов в месяц, которые респондент тратит на спорт.

 Интенсивность физической активности (2) — категориальная переменная, сформированная исходя из значений непрерывной переменной, разделённой на четыре категории по квартилям (низкая, умеренная, высокая и очень высокая).

 Дополнительные данные: возраст, гендер, место жительства респондента, наличие собственного жилья, самооценка состояния здоровья, индекс массы тела, привычка к курению, семейный статус, доход и пр.

Что получили?

Мужчины и женщины имеют разные предпочтения в сфере спорта. Одинаково котируются только бег, коньки, лыжи (эти виды спорта, объединенные в одну категорию, выбрали по 13% респондентов в обеих гендерных группах), а также спортивная ходьба, плавание и теннис (они набрали от 1% до 8%).

Большинство юношей в 2019 году занимались командным спортом — баскетболом, волейболом, футболом или хоккеем (27%), а также упражнениями на тренажерах (22%). Их ровесницы предпочитали пешие прогулки (19%). За тренажёры проголосовали 14% девушек, за командные игры — 16%. Можно выделить и специфически женские виды физической активности — танцы, аэробику, шейпинг и йогу (у этой укрупнённой категории 12% поклонниц).

Если говорить об интенсивности занятий, то большинство респондентов обеих гендерных групп выбрали вариант — менее трёх раз в неделю. При этом 46,6% женщин предпочитают лёгкую физическую нагрузку, а 35,4% мужчин — занятия средней или высокой тяжести. Лишь малая доля студентов (около 5% в обеих группах) практикуют ежедневные получасовые упражнения. Менее 30 минут в день занимаются 16,2% юношей и 13,4% девушек.

Гипотеза о положительной взаимосвязи физической активности и ощущения счастья подтвердилась, но только для мужчин. Для них занятия спортом положительно коррелируют с удовлетворённостью жизнью. Также исследователи установили, что для респондентов-юношей физкультура увеличивает вероятность быть удовлетворенными жизнью и снижает шансы попасть в группу недовольных ею.

Вторая гипотеза — о связи интенсивности спортивных нагрузок и ощущения благополучия — тоже оправдалась прежде всего для мужчин. У них усиленные упражнения способствуют повышению субъективной удовлетворённости жизнью. Для женщин эта гипотеза подтвердилась частично: их ощущение счастья растёт только при очень интенсивных занятиях.

Положительная связь между показателями физической активности и уровнем удовлетворённости жизнью у мужчин может объясняться тем, что для них физкультура не только помогает поддерживать спортивную форму, но и повышает авторитет среди знакомых. А это, в свою очередь, поднимает оценку удовлетворённости жизнью. У женщин позитивный вклад форсированной спортивной нагрузки в чувство благополучия можно мотивировать тем, что такие занятия помогают сбросить вес. Что влияет и на общий настрой.

Исследователи также оценили предельные эффекты интенсивности физической активности для мужчин и женщин. Выяснилось, что:

 Чем более интенсивно мужчины занимаются физкультурой, тем ниже для них вероятность попасть в группу тех, кто недоволен своей жизнью, и выше шансы оказаться среди респондентов с ощущением благополучия.

 Усиленные занятия спортом у женщин снижают для них риски оказаться в группе опрошенных со слабой удовлетворённостью жизнью и повышают шансы присоединиться к респондентам с положительным восприятием своей жизни.

 В ходе эконометрического анализа были получены и другие данные. Например, о том, что удовлетворённость жизнью у учащихся уменьшается с возрастом и увеличивается с подъёмом уровня дохода и самооценки здоровья. Ещё один любопытный результат: юноши в регионах больше довольны жизнью, чем их столичные ровесники.

Для чего это нужно?

Исследование показало, что программы стимулирования учащихся к занятиям спортом могут способствовать не только росту доли физически активных студентов, но и повышению субъективного благополучия у молодёжи. Среди таких мероприятий — к примеру, локальные программы поддержки активного образа жизни студентов внутри университетов, колледжей и техникумов. При этом важно не только включать обязательные занятия физкультурой в программы обучения, но и создавать условия для того, чтобы студенты могли бесплатно тренироваться в свободное время прямо по месту учёбы (пока лишь четверть учащихся имеют возможность заниматься спортом, что называется, без отрыва от производства).

Стоит проводить больше молодёжных спортивных мероприятий — соревнований, конкурсов, дней здоровья — и поощрять их участников. Для повышения физической активности студентов пригодились бы и финансовые инструменты, например, компенсация трат на покупку спортивной формы и инвентаря. Полезны также просветительские программы для учащихся о значении физкультуры и встречи с известными спортсменами, заключают авторы статьи.
IQ
 

Авторы исследования:
Наталья Хоркина, доцент департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Валерия Гритчина, магистр экономики, независимый исследователь
Author: Olga Sobolevskaya, September 07, 2022