• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Счастье в альтруизме

Мнение: Считается, что помощь близким, нежели незнакомым людям, может принести больше радости.

На деле: Оказание помощи как близким, так и незнакомым людям в равной мере повышает удовлетворённость жизнью.

Теперь подробнее

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Исследование проведено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

О чём речь?

Научные данные свидетельствуют, что просоциальное поведение может быть не только источником благ для общества и конкретных людей. Оно также способно повышать субъективное благополучие тех, кто оказывает помощь. В среднем люди, занимающиеся волонтёрской деятельностью и благотворительностью, более счастливы и довольны своей жизнью. В экономике есть даже специальное понятие «тёплое свечение» — ощущение благотворителем чувства радости в результате пожертвования.

При этом эффективность пожертвования не имеет большого значения, отмечает Екатерина Настина. «Экспериментально показано, что даже такие небольшие “добрые дела”, как помощь другу с эссе, посещение пожилого родственника или написание благодарности бывшему профессору, приводят к повышению психологического благополучия того, кто их выполняет», — пишет исследовательница.

Однако остаётся много вопросов относительно того, каким именно образом помогающее поведение способствует удовлетворённости жизнью. Так, например, одинаковое ли влияние оказывают действия во благо друга или во благо незнакомца? Одно из исследований показало, что эмоциональное вознаграждение выше, когда человек помогает самым близким. Но попытка подтвердить эти результаты в лонгитюдном эксперименте на более разнородной выборке не увенчалась успехом. Значимых различий в уровне счастья среди тех, кто помогал близким или малознакомым не обнаружилось.

Ещё один вопрос касается влияния ценностей: будет ли помощь другому в большей степени способствовать благополучию людей, для которых она является важным жизненным приоритетом? Исследование, опирающееся на теорию базовых индивидуальных ценностей Шалома Шварца, даёт положительный ответ на этот вопрос. «Обнаружено, что прямая зависимость между благотворительностью и счастьем значима только для людей с высокой выраженностью ценностей “заботы о людях и природе”», — поясняет Екатерина Настина. То есть, можно сделать вывод, что если просоциальные действия позволяют человеку проживать его ценности, то они добавляют ему ощущения удовлетворённости жизнью.

Учёные также исследовали влияние демографических характеристик на связь между помощью другим и эмоциональным вознаграждением. Выяснилось, например, что для людей более молодого возраста, занятых просоциальной активностью, характерен более высокий уровень субъективного благополучия.

Российские учёные в последние годы также активно изучают просоциальное поведение. Но исследования связи между личным благополучием и помогающим поведением пока сравнительно редки. Среди таковых совместный проект Фонда «Общественное мнение» и благотворительного фонда «Линия жизни». На репрезентативной выборке из 1500 респондентов их специалисты выявили прямую взаимосвязь между уровнем счастья и поступками, совершенными в течение года на благо других, исключая членов собственной семьи.

В другом исследовании была установлена положительная связь между альтруистическими мотивами и показателями субъективного благополучия среди московских студентов. Оксана Синявская из НИУ ВШЭ с коллегами изучила влияние формальной и неформальной социальной активности (включая просоциальное поведение в форме волонтёрства) на уровень счастья пожилых людей в европейских странах, включая Россию. Результаты показали наличие значимой положительной взаимосвязи.

Новое исследование Екатериной Настиной, как она сама поясняет, даёт более точное представление о механизмах связи неформального просоциального поведения и удовлетворённости жизнью среди россиян. А кроме того, раскрывает ряд нюансов, связанных с изменением этой взаимосвязи в зависимости от возраста и ценностных ориентаций людей.

Как изучали?

В исследование приняли участие 757 человек в возрасте от 20 до 75 лет. Респондентов рекрутировали из крупнейшей российской потребительской панели OMI с применением квотирования по гендеру и возрасту. Члены панели — добровольно зарегистрировавшиеся интернет-пользователи, проживающие в городах России с населением от 100 000 жителей. Они принимают участие в опросах на регулярной основе за вознаграждение или за бонусные баллы внутри системы.

Помимо ответов на вопросы о помощи — близким (семье и друзьям) и незнакомым людям («Как часто Вы обычно помогаете…?»), респонденты также проходили тест — Шкалу удовлетворённости жизнью Эда Динера. Дополнительно измерялись ценности «универсализма» (важность социального равенства; благополучия любого человека и природы) и «благожелательности» (важность благополучия близких людей) с помощью соответствующих суждений из портретного опросника Шалома Шварца.

Согласно гипотезам исследования, «взаимосвязь просоциального поведения по отношению к ближнему кругу и удовлетворённости жизнью тем сильнее, чем выше “благожелательность” в ценностной иерархии индивида», а также «взаимосвязь просоциального поведения по отношению к незнакомым людям и удовлетворённости жизнью тем сильнее, чем выше “универсализм” в ценностной иерархии индивида». Кроме того, исследовательница, опираясь на данных предыдущих работ, предположила, что связь между помощью другим и удовлетворённостью жизнью более выражена у молодых людей.

Что получили?

Результаты показали, что россияне чаще проявляют просоциальное поведение по отношению к семье и друзьям, чем к незнакомым людям. «Среднее значение в первом случае составило 3,66 по пятибалльной шкале, при этом 55% респондентов выбрали значения 4 (“часто”) или 5 (“очень часто”). В то же время средняя частота помощи незнакомым людям находится на уровне 2,72. Часто или очень часто помогающих этой категории благополучателей оказалось всего 15%», — рассказывает Екатерина Настина.

Результаты регрессионного моделирования подтвердили, что те, кто чаще помогают другим, в большей степени удовлетворены своей жизнью. Это касается как мужчин, так и женщин. При этом эффект помощи близким оказался более выражен, чем эффект помощи незнакомцам, но эти различия нельзя назвать значимыми. И, как поясняет исследовательница, «ни в одном из случаев не было обнаружено свидетельств того, что удовлетворённость жизнью становится ниже, если помощь какому-то типу благополучателей оказывается слишком часто».

Что касается влияния ценностей на связь между просоциальным поведением и субъективным благополучием, то гипотезы исследования не подтвердились. «Не обнаружено подтверждения того, что люди, для которых “благожелательность” находится выше в ценностной иерархии, становятся более счастливыми в результате увеличения частоты добрых поступков по отношению к близким по сравнению с теми, для кого помощь группе не так важна. Кроме того, вопреки ожиданиям “универсализм” не усиливает положительное влияние помощи незнакомым на удовлетворённость жизнью», — комментирует исследовательница. Однако, как она поясняет, больший фокус на социальном равенстве значимо снижает позитивное влияние более частого помогающего поведения по отношению к ближнему кругу, а при максимальной своей выраженности и вовсе сводит связь между переменными к нулю.

Выходит, что помощь семье и друзьям приносит меньше удовлетворённости жизнью тем, кто придаёт большее значение справедливости и равенству всех людей. Просоциальные поступки могут расцениваться «универсалистами» скорее как поведение, ожидаемое от них в любом случае, а не как проявление истинного альтруизма. Это согласуется с результатами некоторых исследований, которые показывают, что добрые дела по отношению к близким людям стабильно оцениваются как обладающие меньшей моральной ценностью в сравнении с помощью незнакомым людям.

В ходе анализа данных подтвердилось влияние возраста. Помощь близкому кругу оказалась в меньшей степени связана с субъективным благополучием у людей от 51 года в сравнении с молодёжью (20-25 лет). В предыдущих исследованиях, как поясняет Екатерина Настина, такой эффект объяснялся тем, что помогающее поведение может приносить больше удовлетворения на ранних этапах становления и развития личности, когда люди активно заняты поиском своего места в социуме и смысла жизни. «В свою очередь, люди старшего возраста могут быть особенно подвержены эмоциональному напряжению и стрессу в случае совмещения множественных социальных ролей, требующих от них помогающего поведения, ввиду ограниченности физических и психологических ресурсов», — комментирует исследовательница.

Для чего это нужно?

Результаты исследования проливают свет на то, как помощь близким и незнакомцам потенциально может влиять на субъективное благополучие людей в зависимости от их ценностей и возраста. Люди старше 50 лет и люди с выраженной ценностью «универсализма» получают меньшее эмоциональное «вознаграждение» за помощь ближнему кругу. Но для волонтёрства, где предполагается помощь незнакомым людям, положительное воздействие на субъективное благополучие будет одинаковым — независимо от возраста и ценностного профиля помогающего, комментирует Екатерина Настина.

Исследовательница, тем не менее, отмечает, что подобные выводы можно сделать только предварительно. «В данной работе постулируется, что помощь другим приводит к повышению субъективного благополучия актора, однако также возможно, что уровень счастья и удовлетворённости жизнью определяет вероятность и частоту просоциальных поступков», — отмечает она. Зарубежные исследования показывают, что связь может быть взаимообратной: помощь другим создаёт петлю положительной обратной связи, в результате которой повышение уровня удовлетворённости жизнью и счастья способствует новым просоциальным поступкам. Однако, как поясняет Екатерина Настина, только использование экспериментального метода может прояснить, в какой степени это характерно для России.
IQ
 

Автор исследования:

Екатерина Настина, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта, старший преподаватель факультета социальных наук

Author: Marina Selina, February 20, 2023